АСФАЛЬТОУКЛАДЧИК: ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ КОНСЕРВАТИЗМ

ОБСУЖДЕНИЕ РЫНКА И КОНСТРУКЦИЙ АСФАЛЬТОУКЛАДЧИКОВ

В предыдущей статье был опубликован материал, посвященный рынку и конструкции современных асфальтовых катков. Безусловно, роль данной машины в работе отряда техники при устройстве усовершенствованных дорожных покрытий важна, однако при этом неразрывно связана с еще одним изобретением человечества по имени асфальтоукладчик.

Асфальтоукладчик используется при устройстве усовершенствованных дорожных покрытий, но также бывает необходим при закладке дорожных оснований. От его устройства зависит выполнение широкого спектра требований к производимым работам, а насыщение машин электроникой существенно повлияло на экономическую составляющую в работе строительно-дорожных фирм и эксплуатирующих дорожно-ремонтных организаций с точки зрения расхода ГСМ и количества обслуживающего технику обязательного персонала.

Но, в отличие от гладковальцового асфальтового катка, менее – пневмоколесного, конструктивная основа асфальтоукладчика претерпела за последние 20 лет весьма мало изменений. Особенно в части инженерии рабочего органа. Тем не менее новации есть, и производители продолжают пытаться совершенствовать созданные ими ранее решения в области обеспечения ровности укладываемого слоя и его предварительного уплотнения. В систему управления машиной интегрируют все больше и больше электроники, что позволило исключить обязательное участие оператора в процессе управления техникой на объекте в ходе производства работ. При соблюдении определенных стандартов автоматизированное удаленное управление машиной и технологическим процессом обеспечивает максимальное качество укладываемых покрытий исходя из заданных проектом параметров.

В «круглом столе» приняли участие:
• Станислав Сафонов, менеджер по работе с ключевыми клиентами ООО «Файат Бомаг Рус»;
• Юрий Жуков, руководитель региональных продаж ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»;
• Андрей Буров, глава департамента дорожно-строительной техники Dynapac ЗАО «Атлас Копко»;
• Ильдар Габдрахманов, эксперт по технологии и технике департамента дорожно-строительной техники Dynapac ЗАО «Атлас Копко»;
• Николай Крупин, заместитель генерального директора по дорожно-строительному, буровому и землеройному оборудованию ООО «СЗЛК»;
• Андреас Вегнер, директор направления дорожной техники компании «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России);
• Валерий Низамудинов, территориальный менеджер по дорожной технике ООО «Катерпиллар Евразия»;
• Антон Пимшин, коммерческий представитель компании SITECH в Сибири;
• Николай Куклин, инженер по технической поддержке ООО «Амманн Руссланд»;
• Сергей Соловьев, компания РТТС, официальный дилер Sany.

Как и в предыдущей статье, компаниям-производителям были направлены шесть каверзных вопросов, которые, на наш взгляд, полезны для раскрытия темы.

Итак, первый вопрос редакции: Дайте оценку текущей ситуации по спросу на асфальтоукладчики с точки зрения статистики последних пяти лет, а также типоразмеров машин (ширина захвата рабочего органа; гусеничные или колесные модели). Машины какого типоразмера чаще покупают российские строители и дорожники-подрядчики, на что они обращают внимание?

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
По нашим данным, в 2012-2013 гг. рынок импортных асфальтоукладчиков был стабильным – около 430 машин в год. Но в 2013 году рынок упал приблизительно на 17% и составил 350-360 машин.

Рынок малых («тротуарных») асфальтоукладчиков весом до 13 тонн составляет 12% от общего количества импорта, рынок средних асфальтоукладчиков (13- 18 тонн) составляет 27%, и тяжелый класс (свыше 18 тонн) составляет 61% от общего импорта (по итогам 2013 г.). Техника марки Bomag представлена во всех классах.

Таким образом, мы видим, что большую часть импорта составляют тяжелые асфальтоукладчики, и подавляющее большинство из них – это гусеничные машины.

Заказчики обращают внимание в первую очередь на максимальную ширину укладки, тип ходовой части (гусеничная или колесная), базовую ширину плиты: 2,55 м или 3,00 м. Как правило, российский клиент выбирает базовую ширину плиты 2,55 м из-за удобства перевозки. Такой рабочий орган укладывается в разрешенные габариты, технику можно перевозить без разрешения, не снимая плиту. На укладчиках Bomag определить тип плиты можно по маркировке: S500 – плита с гидравлическим расширением 2,55-5,00 м, S600 – 3,00-6,00 м. Особняком стоят механические плиты, у них больше максимальная ширина – до 12-13 метров, но их неудобно использовать из-за невозможности оперативно менять ширину укладки. Рабочие органы с широким захватом применяются в основном на больших площадках, например, при строительстве аэропортов. Но спрос на данный типоразмер машин достаточно низкий.

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Имеет смысл начать с финансовых показателей. Согласно статистическим данным, объемы поставок асфальтоукладчиков за последние 3 года имеют тенденцию к снижению. Вызвано это общей экономической ситуацией в РФ и снижением реального объема финансирования дорожного хозяйства страны. Также влияние на данный тренд оказали предкризисный 2008 год, когда объем поставок почти что в 2 раза превысил показатель 2007 года, и 2011 год с его показателем, почти в 4 раза превышающим цифры 2010 года. Резкий рост в 2011 году компенсировал скромный объем поставок в 2009 и 2010 годах.

Срок службы до первого капитального ремонта асфальтоукладчика составляет около 7 лет. Поэтому наблюдаемое снижение спроса на новые машины вызвано тем, что подрядчики не всегда имеют свободные средства для приобретения свежей техники и вынуждены ремонтировать существующую. На заемные средства, такие как лизинг или кредит, новую технику также не всегда можно приобрести, потому что в последние несколько лет было отменено авансирование контрактов на дорожные работы. А свободные средства подрядчики вынуждены вкладывать в материалы, которые в сезон дорожают в несколько раз по сравнению с «зимними» ценами. Также многие предприятия уже имеют значительную лизинговую или кредитную нагрузку.

По текущей ситуации в первом квартале 2014 года можно сказать, что потребление асфальтоукладочной техники упало на четверть по сравнению со средним значением за последние 3 года. Это следствие отсутствия свободных средств, введения нового ФЗ-44, перераспределения территориальных дорожных фондов в муниципальные, снижения объема территориальных дорожных фондов, вызванного высокой кредитной нагрузкой в регионах.

Теперь перейдем к техническим показателям.

Традиционно подрядчики предпочитают асфальтоукладчики с шириной укладки от 2,5 до 5,0 м. Иногда они укомплектовываются уширителями для ширины укладки до 8,0 м. Это предпочтение вызвано тем, что подрядчики хотят иметь одну универсальную машину для любых видов работ. Большинство дорог имеют ширину проезжей части от 6,0 до 7,5 м, и работы приходится вести только по одной полосе, т.к. движение по дороге полностью перекрывать невозможно из-за его высокой интенсивности. Машины таких типоразмеров также можно эффективно использовать при работе на городских улицах и федеральных трассах.

Важным моментом является существенное снижение доли колесных машин. Если раньше она была около 6-7%, то сейчас составляет не более 3%. Это вызвано опять же универсальностью выбора подрядчиков, которые хотят использовать одну машину и для строительства, и для ведения ремонтных работ. Колесный асфальтоукладчик – это машина укладки верхних слоев покрытия, или так называемая «городская машина» с невысокими тягово-сцепными свойствами, которая зачастую подходит для строительства. Важным моментом является высокий спрос на технологические машины фирмы Voegele, такие как перегружатели асфальтобетонной смеси и укладчики тонкослойных покрытий.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
Спрос на асфальтоукладчики в последние два года достаточно стабилен и находится на уровне чуть менее 400 штук в год. Однако существует ряд особенностей, присущих именно российскому рынку. Во-первых, я бы отметил очень низкий спрос на колесные машины – наши строители традиционно предпочитают гусеничный привод. Если мы говорим о типоразмерах, в первую очередь речь о ширине захвата, то необходимо отметить востребованность машин со стандартной 5-метровой плитой. Их доля в общем объеме рынка постепенно возрастает. Хочется отметить стабильный спрос на укладчики с газовым подогревом плиты. Российские климатические реалии зачастую вынуждают дорожников выходить за рамки теплого сезона, при этом особое значение в условиях не всегда стабильной доставки асфальтобетонной смеси приобретает вопрос скорости разогрева плиты. Газовая система обеспечивает более быстрый подогрев. Также стоит отметить, что в последнее время в столице спросом стали пользоваться малые тротуарные укладчики.

Николай Крупин,
ООО «СЗЛК»
Асфальтоукладчики отличаются с точки зрения захвата рабочего органа, а также по типу ходовой части. Важным критерием для выбора асфальтоукладчика подрядчиками является планируемая ширина укладываемого асфальтобетонного покрытия. Тип и ширину плиты, а также мощность машины строительные организации подбирают в зависимости от того, на какую ширину планируется вести укладку.

При выборе дорожниками асфальтоукладчика по типу ходовой части имеет значение, на каком основании будет применяться укладчик – на связанном или нет, то есть на твердом ровном или на щебне. Если предполагается работать на щебне, то дорожники отдают предпочтение гусеничным укладчикам, которые обеспечивают лучшее тяговое усилие и ровность хода без пробуксовки. Колесные асфальтоукладчики имеют преимущество в маневренности, неслучайно их используют при проведении ремонта и в городской черте, где большая часть работ связана с ремонтом и укладкой покрытия на отфрезерованном участке. Но есть и компромиссное решение – машина на резиновых гусеницах, она обеспечивает хорошую маневренность при большом тяговом усилии.

Андреас Вегнер,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
Несмотря на глобальные общеэкономические сложности, объем импорта асфальтоукладочной техники постоянно увеличивается. Не секрет, что именно качественные дороги и развитая инфраструктура являются необходимым условием для успешного развития экономики. С самого пика экономического кризиса в 2009 году объем поставок асфальтоукладчиков в Россию вырос в 6 раз. При этом большинство поставленных машин – это асфальтоукладчики на гусеничном ходу большого и среднего класса шириной укладки до 9 м. Прежде всего, это обусловлено ростом российской экономики, созданием крупных дорожно- строительных коопераций и необходимым обновлением их технического парка. Крупномасштабные строительные проекты всероссийского и мирового значения, как, например, зимние Олимпийские игры в г. Сочи, также явились толчком для развития дорожно-строительной отрасли в России.

Валерий Низамудинов,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Среди импортируемой техники класс гусеничных асфальтоукладчиков 17-19 тонн – самый востребованный на рынке СНГ. Что касается рабочего органа/выглаживающей плиты, то заказчиков интересует возможность максимального ее гидравлического уширения до 5-6 м и до 12 м в сборной версии при ведении работ с фиксированной шириной укладки. Интерес заказчиков к выглаживающим плитам с максимальным уширением мотивирован их желанием исключить продольные швы, неизбежные при традиционной укладке при ширине полосы 3,75 метра.

Николай Куклин,
ООО «Амманн Руссланд»
Компания Ammann начала поставки асфальтоукладочной техники на российский рынок относительно недавно. В настоящий момент нами предлагается следующий модельный ряд асфальтоукладчиков: на гусеничном ходу с электрическим подогревом выглаживающей плиты–AFT270E,AFT350E,AFT500E; машины на гусеничном ходу с газовым подогревом выглаживающей плиты – AFT 270 G, AFT 350 G, AFT 500 G; модели на колесном ходу с электрическим подогревом выглаживающей плиты – AFW 270 E, AFW 350 E, AFW 500 E; на колесном ходу с газовым подогревом выглаживающей плиты – AFW 150 G, AFW 270 G, AFW 350 G, AFW 500 G.

Чаще покупают укладчики на гусеничном ходу: AFT 270 (захват 1,4-2,7 м, с уширителями 3,33 м), AFT 350 (захват 1,83- 3,5 м, с уширителями 4,5 м) и AFT 500 (захват 2,55-4,9 м, с уширителями 6,5 м). Среди них наиболее популярным является укладчик AFT 350 E. Сегодня в первую очередь покупатель обращает внимание на стоимость, простоту эксплуатации и технического обслуживания машин.

Сергей Соловьев,
компания РТТС (официальный дилер Sany)
На сегодняшний день спрос на асфальтоукладчики довольно устойчивый, есть ярко выраженные лидеры. Исторически сложилось, что при развале СССР самой «прыткой» оказалась компания Wirtgen, сумевшая убедить тогдашних чиновников и министров в достоинствах асфальтоукладчиков Voegele. За последние 5 лет появились и другие игроки – Dynapac, Boomag, Bitelli, ABG, Marini, Caterpillar, Barber Green, Blaw-Knox, Demag и др. Надо сказать, конструктивные особенности подавляющего большинства этих машин похожи. Все производители используют одни и те же компоновочные принципы и технические решения при проектировании отдельных агрегатов и асфальтоукладчиков в целом. Их выбор зависит главным образом от условий, для которых создается машина. У каждого производителя номенклатура состоит из 5-7 видов машин, которые отличаются друг от друга типом хода – гусеничные или колесные, размерами загрузочного бункера, шириной укладки, диапазоном рабочей скорости укладчика – это определяет производительность, толщиной укладываемого слоя. Колесные асфальтоукладчики оснащаются задней одной или двумя осями с пневмошинами и двумя осями с колесами во избежание пробуксовки. Они очень маневренны и способны уложить тонкий слой покрытия. Гусеничный асфальтоукладчик используют при реконструкциях улиц, а также при строительстве дорог. Маневренность и скорость укладки по сравнению с колесными асфальтоукладчиками ниже, к тому же гусеничная машина имеет существенно большую массу. Благодаря этим особенностям гусеничных моделей покрытие получается более ровным и качественным. Еще одно достоинство этих машин – возможность работы на слабом грунте.

Отвечая на первый вопрос, участники круглого стола ответили отчасти сразу и на его продолжение: С какими технологическими, техническими и экономическими аспектами связана данная ситуация и будет ли меняться существующая тенденция? При этом далее многие увлеклись откровенной рекламой поставляемой продукции, а кто-то и вовсе отвлекся от темы, иным не хватило полета фантазии и мыслей по поводу не последовало…

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
В перспективе доля тяжелых асфальтоукладчиков увеличивается. Это связано не только с реализацией больших проектов в нашей стране, но и с ее масштабами. В Западной Европе, например, большим спросом пользуются легкие асфальтоукладчики, это связано с небольшими размерами населенных пунктов. А у нас... Даже в моем дворе я наблюдал укладку дворовой парковки тяжелым 20- тонным укладчиком!

Использование тяжелого укладчика оправдано большими объемами укладки, но при небольших объемах это и неоправданно экономически, и неудобно. Но, по моему мнению, в ближайшее время тенденция не изменится.

Что касается асфальтоукладчиков Bomag, то новые модели тоже становятся тяжелее: увеличивается длина гусеничной базы для лучшего сцепления с поверхностью и повышения стабильности машины. Наша новая модель BF 600 C-2, которую мы начнем поставлять в Россию во второй половине 2014 года, в базе весит уже 20 т, хотя предыдущая модель BF 600 C весила 18 тонн.

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Ответы с причинами данной ситуации изложены выше. Прогнозы – дело неблагодарное, но предполагать некую ситуацию все же следует. По нашим прогнозам, в 2014 году произойдет падение объема рынка асфальтоукладочной техники на 25%, но будет увеличиваться спрос на перегружатели смеси и укладчики тонкослойных покрытий. Значительное влияние на рынок окажет общая политико-экономическая ситуация.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
Во-первых, следует ожидать увеличения доли колесных машин в общем объеме спроса на асфальтоукладчики. Предпосылками к тому является увеличение объема ремонтных работ существующих автодорог и стремление строительных компаний оптимизировать рабочий процесс. В скором времени российские дорожники смогут позволить себе иметь в парке специально для ремонта городских дорог компактный, маневренный и высокомобильный укладчик.

Во-вторых, ожидаемо будет расти спрос на машины с газовым подогревом плиты. Газовый подогрев имеет целый ряд преимуществ. Кроме того, укладчик с газовой системой стоит заметно дешевле своего аналога с электрической.

Atlas Copco+ может предложить дорожникам высокоэффективные укладчики как с электро-, так и с газовым подогревом. Обычно мы рекомендуем выбирать укладчики с газовым подогревом для работ на загородных магистралях с использованием плит большой ширины или когда есть трудности с обеспечением равномерного подвоза асфальтобетонной смеси и приходится какое-то время простаивать. Подвезти газовые баллоны и найти место для их хранения на объекте за городом несложно, а эффективность газовой системы в данном случае будет особенно заметна.

Николай Крупин,
ООО «СЗЛК»
В последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на асфальтоукладчики с предварительной битумной проливкой (технология Novachip), которые используются для укладки верхних тонких слоев дорожного покрытия. В качестве решения по укладке тонких слоев компания Roadtec предлагает асфальтоукладчик Spray Рaver.

Укладка тонких слоев применяется при восстановлении или профилактическом ремонте асфальбетонных или бетонных дорожных покрытий. Важным преимуществом тонких верхних слоев является скорость, с которой их укладывают, и минимальные помехи движению транспорта. Так как под верхний слой проливка битумом не нужна, движение транспорта на дороге, где идет укладка, и на примыкающих улицах замедляется незначительно. Нормальное движение транспорта по свежеуложенной поверхности, как правило, может быть возобновлено уже через полчаса. Такая скоростная укладка важна на магистралях с плотным потоком транспорта и примыкающих к ним улицам.

Валерий Низамудинов,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Применение сверхшироких выглаживающих плит сегодня допускается при укладке асфальтобетона ввиду нечетко определенных в настоящее время нормативных требований к температурной и фракционной сегрегации укладываемого материала. В дальнейшем, полагаю, с приведением этих требований к международным нормам, максимальная ширина укладки сведется к 8 м и ниже.

Сергей Соловьев,
компания РТТС
Безусловно, ситуация на рынке строительно-дорожной техники будет меняться. В свете последних событий для всех здравомыслящих людей очевидно, что поставки оборудования, в том числе и строительно-дорожного, из стран ЕС и США будут нарушаться, сроки будут увеличиваться, кредитные линии уменьшаться, цены на продукт расти вверх. В такой ситуации в ближайшее время (год- два) начнется импортозамещение качественной продукцией из КНР.

Когда мы говорим о таком нишевом рынке, как асфальтоукладчики, ключевым фактором помимо цены (в нашем случае она самая низкая на рынке!) является сервис. В рамках нашей бизнес- программы поддержки клиентов РТТС-Sany фирма реализует поддержку «здесь и сейчас за 72 часа». Это значит, мы совместно с китайским партнером берем на себя обязательство по гарантийному, постгарантийному ремонту, поставке запчастей в течение 72 часов в ЦФО. И это уже работает.

Третий вопрос – самый любимый и провокационный, поскольку сразу выдает знания и компетентность каждого производителя (в лице представителя компании), звучал он так: Опишите главные инженерно-технических решения, которые, по вашему мнению, кардинально отличают рабочий орган асфальтоукладчиков компании от конкурентов, включая патенты. Отдельно опишите конструктивное решение, обеспечивающее жесткость вибробруса.

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Хотелось бы отметить нашу запатентованную систему нагрева плиты Bomag Magmalife: плита нагревается не электрическими тэнами, а алюминиевыми плитами – это практически исключает перегорание и коррозию нагревательных элементов, увеличивает скорость нагрева плиты (меньше 30 минут!) и обеспечивает высокую равномерность нагрева плиты (нет холодных точек).

Также центральная выглаживающая плита укладчика Bomag цельная, а не состоит из двух половинок, как у наших конкурентов, – при укладке не остается продольного следа. У средних и тяжелых моделей укладчиков вибробрус унифицирован, и теперь можно использовать уширители от тяжелого укладчика на среднем и наоборот. Жесткость плиты обеспечивается за счет большего количества направляющих и гидроцилиндров: на Bomag их четыре, а у конкурентов только 2-3. У нас самая тяжелая и «глубокая» плита, которая дает уплотнение практически на уровне высокоуплотняющих плит конкурентов – до 94%, не имея при этом их недостатков, таких как: 1) невозможность работы на верхнем слое и тонких слоях и 2) дорогостоящий и частый ремонт.

Также наша новинка – это плита S 340-2 на легких асфальтоукладчиках модели BF 300 C, которая при базовом гидравлическом расширении 1,70-3,40 м может уширяться механическими уширителями до 5,00 м! Это практически соответствует рабочей ширине укладчика среднего класса или даже тяжелого! Причем при использовании уширителей до 4 метров машина остается в транспортном габарите с установленными уширителями и может перевозиться без их демонтажа.

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Основные задачи, которые стоят перед рабочим органом (или выглаживающей плитой) асфальтоукладчика, – это получение высокой ровности покрытия, однородности по всей толщине уложенного слоя и достижение необходимого коэффициента предварительного уплотнения. Для обеспечения жесткости на раздвижных рабочих органах фирмой Voegele предлагается система с однотрубными направляющими. Направляющая представляет собой состоящую из 3 частей телескопическую трубу большого диаметра (150/170/190 мм). Она обеспечивает максимальную жесткость даже на максимальном вылете. Расположенные внутри трубы подшипники скольжения гарантируют плавное и точное перемещение этих частей, осуществляемое двумя толкающими гидроцилиндрами. Для скольжения трубы относительно рамы применяется бронзовая, а не фторопластовая втулка, которая имеет больший срок службы и позволяет производить ремонт прямо на стройплощадке. Для компенсации скручивающих сил и предотвращения перекосов и защемлений, воздействующих на выдвижные секции, имеются три точки опоры телескопической направляющей. Большая площадь поперечного сечения плиты Voegele также обеспечивает высокую жесткость рабочего органа. Для обеспечения быстрого прогрева и большого срока службы устанавливаются днищевые листы из стали марки Hardox 500.

Для получения необходимого уплотнения на разных материалах фирмой Voegele предлагаются различные комбинации трамбующих брусьев и виброплит. Стандартно предлагается комбинация «трамбобрус и виброплита», с регулировками частот и хода ударов. Для обеспечения высокого предварительного уплотнения дополнительно предлагается одна или две прессующие планки, расположенные сзади плиты и приводимые в действие импульсным генератором с регулировкой давления.

Для снижения трудоемкости задняя подножка и боковые ограничительные стенки рабочего органа складываются для удобства перевозки.

Для удобства управления фирма Voegele предлагает выносные пульты, с помощью которых можно контролировать частоту вибрации, частоту трамбующего бруса, высоту укладки, частоту и направление вращения шнеков и питателей, давление прессующей планки, двускатный профиль и другие параметры. С помощью ручки регулировки Smart- Wheel можно плавно изменять ширину укладки. На дисплеях обоих выносных пультов можно контролировать параметры укладки на той и другой сторонах плиты. Система нивелирования Niveltronic Plus интегрирована в выносные пульты, подключенные датчики сразу распознаются системой, и их данные выводятся на оба пульта.

Ильдар Габдрахманов,
ЗАО «Атлас Копко»
Тщательная конструкторская и технологическая проработка выглаживающих плит Atlas Copco (Dynapac) обеспечила их непревзойденную жесткость, реализованную в двухуровневой выдвижной кареточной системе уширения. Жесткость обеспечивается благодаря уникальной запатентованной конструкции базовой плиты с 4 направляющими. Направляющие трубы при максимальной рабочей ширине выдвигаются лишь на 50% длины, что обеспечивает беспрецедентную жесткость конструкции на кручение и изгиб. Настоящая стабильность достигается без вспомогательных конструкций даже при работе на максимальную ширину. Все это позволяет избежать брака и обеспечить превосходное качество покрытия.

Помимо «традиционных» плит с трамбующим брусом и вибратором производятся высокоуплотняющие плиты нового поколения – V5100/6000TVH. Данные рабочие органы снабжены дополнительными трамбующими пресс-планками, которые существенным образом увеличивают степень уплотнения укладываемого слоя, что особенно важно при укладке тонких слоев дорожной одежды, в частности при укладке ЩМА, время на окончательное уплотнение которых очень сильно ограничено.

Любая модель асфальтоукладчика Atlas Copco (Dynapac) может быть предложена на выбор с электрической либо газовой системой подогрева выглаживающей плиты. Газовая система имеет простую, надежную и ремонтопригодную конструкцию. Кроме того, за счет автономности работы она дает дополнительную топливную экономичность и сохранение ресурса двигателя. Однако для работы в городе, в условиях плотного уличного трафика, когда сложно оперативно подвезти новые баллоны, а запасные негде хранить, есть смысл отдать предпочтение электрическому подогреву. При работе с плитами стандартной ширины разница в системе подогрева будет ощущаться минимально. Тем более что система электрического подогрева наших укладчиков отличается улучшенной теплоизоляцией и более мощными генераторами, обеспечивающими достаточно быстрый нагрев, а благодаря использованию улучшенных нагревательных элементов достигается равномерное распределение тепла на подошве плиты и лезвии трамбующего бруса.

Николай Крупин,
ООО «СЗЛК»
Уже на протяжении 33 лет компания Roadtec фокусирует внимание потребителей на технологии скоростной укладки асфальтобетона, традиционно характерной для американского рынка. Здесь главным отличием от европейских производителей является отсутствие трамбующего бруса на выглаживающей плите, что позволяет увеличить рабочую скорость до 60 метров в минуту – это около 1 км за 17 минут при использовании перегружателя асфальтовой смеси с накопительным бункером типа Shuttle Baggy. При этом коэффициент предварительного уплотнения дорожного покрытия составляет порядка 90%, что всего на 5-7% ниже по сравнению с традиционными для Европы плитами, оснащенными трамбующим брусом. Такой потенциал не может не впечатлять, так как экономия времени более чем в 2 раза. Таким образом, наш клиент может значительно увеличить объем выполняемых работ за сезон, а с ним и прибыль. В зависимости от вида работ и технических требований заказчика Roadtec предлагает две линейки выглаживающих плит: собственного производства серии Eagle с задненавесными уширителями и плиты мировой марки Carlson с передненавесными уширителями. Конструкция зеркала всех используемых плит на асфальтоукладчиках Roadtec запатентована и обеспечивает равномерное распределение материала по всей поверхности дорожного полотна.

Андреас Вегнер,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
Выглаживающие плиты VolvoDuotamp с высокой степенью уплотнения доказали свою эффективность при сооружении разнообразных объектов по всему миру. Они нашли свое применение при укладке оснований, связующих слоев и слоев износа, при укладке зернистых материалов, ЩМА, ШПЦС и даже при выполнении особо сложных задач, таких как укладка полимеросодержащих смесей на склонах дамб и на поверхности кольцевых гоночных трасс или испытательных треков, там, где традиционные методы уплотнения не могут быть использованы.

Система с двойным трамбующим брусом и вибрацией позволяет достичь большой степени уплотнения покрытия – примерно на 5-7% выше, чем обычные выглаживающие плиты. Степень уплотнения может достигать 98%, что позволяет значительно сократить объемы работ по окончательному уплотнению покрытий с помощью виброкатков.

Благодаря малой усадке уложенного и предварительно уплотненного материала количество проходов катка снижается. При этом также уменьшается количество неровностей на поверхности.

При большой ширине укладки концы выглаживающей плиты подвергаются изгибающим нагрузкам, что отрицательно влияет на качество и ровность уплотнения укладываемого материала. Запатентованное устройство натяжения выглаживающей плиты поддерживает постоянный угол атаки по всей длине плиты и тем самым эффективно нивелирует возникающие нагрузки. Разработанная компанией Volvo система подачи нагрузки выглаживающей плиты предотвращает появление неровностей путем подачи дополнительного давления на плиту в течение короткого времени сразу же после старта асфальтоукладчика с места. Установка или снятие уширителей занимает несколько минут и не требует использования специального инструмента. Таким образом, запатентованная система быстрых соединений VolvoQuick- Coupling экономит время и деньги.

Валерий Низамудинов,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Плиты AS4251C и AS4252C, изготавливаемые для европейского рынка, рассчитаны для укладки асфальтоукладчиками AP-655D и AP-555E на ширину от 5 до 8 м и оснащены вибросистемой и трамбующим брусом. Если говорить о выглаживающих плитах асфальтоукладчиков компании Caterpillar, то здесь следует выделить исключительную жесткость их конструкции относительно скручивающих и изгибающих нагрузок. Каждый рабочий орган оснащен боковыми створками с подогревом, позволяющими поддерживать постоянную температуру асфальтобетонной смеси на крайних зонах укладки. Применение боковых створок крайне удобно при подгонке продольных стыков.

Наш четвертый вопрос уважаемым производителям: Опишите характерные особенности конструкции ходовой части асфальтоукладчиков компании, влияющие на тяговые возможности машины и позволяющие предупредить поломки.

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Bomag готовит премьеру новых моделей асфальтоукладчиков в среднем и тяжелом классе: BF 600 С-2, BF 700 C, BF 900 C. У этих машин, а также у зарекомендовавшей себя модели BF 800 C самая длинная гусеничная база в сравнении с конкурентами. Длинные гусеницы обеспечивают наилучшее сцепление с поверхностью, наилучшую тягу, большую стабильность машины, что в итоге гарантирует высокое качество укладки.

Расположенные снаружи гидромоторы наших укладчиков позволяют избегать множества возможных проблем, связанных с набиванием асфальта. Ходовые гидромоторы, как и все гидравлические рукава и электрические провода и разъемы, защищены массивными крышками. Гусеница натягивается автоматически, предохранительные клапаны защищают цилиндры натяжения от перегрузок. Усиленные опорные ролики имеют большой ресурс. Наши конструкторы поработали серьезно!

В гидравлике ходовой части используются только самые лучшие компоненты: Bosch-Rexroth и Sauer.

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Все асфальтоукладчики Voegele оборудованы ходовыми мотор-редукторами, встроенными в ведущие звездочки ходовых тележек, что обеспечивает высокий крутящий момент и плавность хода. Независимое электронное управление гидромоторами обеих гусеничных тележек позволяет сохранять прямолинейность хода и достичь плавного вхождения в повороты. Большая площадь опоры ходовых тележек обеспечивает хорошие тягово-сцепные свойства машины при укладке на подъемах и толкании самосвалов. Для плавности хода также установлены дополнительные поддерживающие катки. Для удаления камней с основания установлены поднимаемые скребки перед гусеницами.

Ильдар Габдрахманов,
ЗАО «Атлас Копко»
Ходовая система гусеничных асфальтоукладчиков Atlas Copco (Dynapac) оснащена резиновыми подушками увеличенной до 320 мм ширины, благодаря чему обеспечивается стабильная тяга, ровный ход машины и отличное сцепление с поверхностью.

Использование большого количества опорных роликов положительно влияет на маневренность машины. Кроме того, заниженная ходовая система обеспечивает оптимальную высоту загрузки материала в приемный бункер. Увеличенная толщина подушек гусениц гарантирует длительный срок службы и малые эксплуатационные расходы. Опорные поддерживающие и натяжные ролики рассчитаны на эксплуатацию в течение всего срока службы асфальтоукладчика и не предполагают обслуживания.

Колесные асфальтоукладчики Atlas Copco (Dynapac) оборудуются комплексной системой привода, включающей непосредственный привод на задние колеса и привод на передние колеса, который реализован либо на колеса одной из передних осей – модель SD2500W, либо на все колеса передней тележки – SD2500WS. Задние приводные колеса имеют низкопрофильные покрышки увеличенного по сравнению с предыдущим поколением размера и обладают повышенной износостойкостью и поперечной устойчивостью. Все колесные машины оснащаются антипробуксовочной системой. Инновационная система переднего привода обеспечивает адаптацию гидропривода передних колес к фактической нагрузке, всегда сохраняя оптимальную тягу как при заполненном, так и при пустом бункере.

Николай Крупин,
ООО «СЗЛК»
Колесные укладчики Roadtec обладают прекрасной маневренностью, отличными ходовыми качествами и высоким тяговым усилием. Основным элементом, движущим укладчик, являются задние колеса, расположенные под сиденьем оператора. Рулевое управление осуществляется передними колесами. В дополнение к гидравлическому торможению и стояночным тормозам оба приводных колеса оснащены дисковыми тормозами, обеспечивающими точный контроль в процессе укладки, – в этом уникальное отличие укладчиков Roadtec. Привод передних колес (опция) повышает маневренность, уменьшая радиус разворота укладчика.

Гусеничная система спроектирована исходя из условия равномерного распределения веса укладчика для максимального сцепления гусениц с дорожным полотном и обеспечения при этом максимального тягового усилия. Гусеница укладчика представляет собой стальную цепь с крепящимися к ней обрезиненными траками. Гусеничный привод включает в себя систему автоматического натяжения гусениц, обеспечивающую постоянное натяжение. Опорные ролики с резиновым ободом обеспечивают равномерное распределение нагрузки по всей опорной поверхности гусениц. Высокое тяговое усилие и прекрасная проходимость укладчика – результат большой опорной поверхности гусениц.

Опционально предлагается система на полностью резиновых гусеницах. Эта система включает все плюсы упомянутых выше систем, правда, есть риск повреждения резины. Для исключения проблемы используются специальные ленты гусениц, армированные мощными стальными кордами, предотвращающими распространение пореза.

Андреас Вегнер,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
Оптимальное качество укладки достигается за счет сбалансированности массы укладчика, тягового усилия и мощности двигателя. Масса асфальтоукладчиков VolvoABG превосходно распределяется через большие площади контакта гусениц с покрытием, в результате чего обеспечивается максимальная тяга и устойчивость машины. Высокопроизводительный двигатель VolvoD7 V-ACT развивает высокую мощность и отличается низким расходом топлива. Он оптимально сочетается с другими компонентами машины, что снижает уровень шума, усталость оператора и шумовое воздействие. Ходовой механизм с электронным управлением обеспечивает равномерное прямолинейное движение, высокоточные повороты и плавное трогание с места.

Асфальтоукладчики VolvoABG оснащены гидравлическими натяжителями гусениц. Автоматическая система обеспечивает необходимое для плавной работы натяжение гусениц и тем самым снижает их износ. Cистема SmartDrive колесных машин модели Р6870СABG обеспечивает мощную тягу даже на самых плохих покрытиях. Данная конструкция включает в себя антипробуксовочную систему с функцией изменения крутящего момента для привода передних колес в зависимости от нагрузки, дифференциал заднего моста с электронным управлением и цилиндры, регулирующие положение передних колес по высоте.

Валерий Низамудинов,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Главная задача, над которой работают инженеры компании Caterpillar, – это повышение производительности эксплуатируемой техники и снижение затрат на ее техническое обслуживание, что обеспечивает увеличение доходности ее заказчиков. Отличительной особенностью конструкции ходовой части новых и уже востребованных на российском рынке асфальтоукладчиков AP-655D и AP-555E является ее оснащение парами качающихся кареток с опорными роликами, что обеспечивает постоянный и превосходный контакт резинотросовых гусениц с опорной поверхностью вне зависимости от неровностей рельефа. Работа качающихся кареток исключает колебания тяговой точки выглаживающей плиты, что обеспечивает ровную укладку слоя. Такое уникальное конструктивное решение ходовой части асфальтоукладчиков от Caterpillar устраняет проблемы, связанные с неровностью рельефа, приводящие к нарушению плавности хода машины и точности настроек систем нивелирования.

Запатентованная система ходовой части с резинотросовыми лентами Mobil-TracTM не имеет аналогов в мире. Продольные и поперечные стальные тросы в сочетании с угловыми усилителями дают высокую структурную целостность и максимальную прочность транспортной ленте. Натяжение ленты обеспечивается гидроцилиндром с аккумулятором давления, который поддерживает постоянное трение между ведущим колесом и лентой. Стальные опорные катки с резиновым покрытием обеспечивают плавность хода и высокую эффективность сцепления с поверхностью, распределяя вес машины по всей длине ленты. Следует отметить, что владельцы асфальтоукладчиков, оснащенных ходовой Mobil-TracTM, исключают из ежегодного бюджета привычные затраты, отведенные на техобслуживание жесткой ходовой с традиционными стальными гусеницами.

Превосходное тяговое усилие при любых условиях работы, плавный старт и рабочий ход машины, самоочищаемые транспортные ленты, гарантия лент на 4 года эксплуатации – так обеспечивается исключительная экономическая привлекательность асфальтоукладчиков компании. Система Mobil-TracTM позволяет развить самую высокую транспортную скорость для асфальтоукладчиков данного класса и исключительную маневренность, что обеспечивает превосходную оперативность заказчикам при переезде между рабочими участками.

Пятый вопрос затрагивал острую тему конкуренции через предложение отряда СДМ, предлагая участникам дискуссии высказаться в ответ на следующий пассаж: Пакетное предложение «асфальтовой группы»: готовы ли вы доказать, что укладчик компании стоит купить даже в том случае, если каток и холодную фрезу клиент собирается приобрести у коллег-конкурентов? Что выиграет потребитель? Не в силах удержаться, чтобы не отметить бравурный слог и объем мыслей (опубликовано без купюр) – но не вполне по теме вопроса выше – от представителя русского офиса компании Wirtgen International. Хотя в какой-то мере круглый стол – это и соревнование в красноречии. Неслучайно коллеги, к примеру, из Volvo CE и Caterpillar также стремились всецело овладеть умами читателей.

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Наша компания – единственный в России поставщик, который может предложить любую дорожную технику, от виброплиты до АБЗ. Поэтому наше пакетное предложение – самое полное.

Но здравый смысл подсказывает, что, как говорится, «нельзя складывать все яйца в одну корзину». Если все и всегда покупать только у одного поставщика, этот поставщик становится незаинтересованным в гибкости: в скидках, оперативном обслуживании, конкурентоспособных ценах на запчасти и сервис. Общаясь с несколькими поставщиками, вы будете уверены, что поставщики, соревнуясь друг с другом, предоставят вам наилучшие условия.

Что касается асфальтоукладчиков Bomag, то это одни из самых современных машин на рынке, очень удобные для операторов, простые в сервисе, надежные, с наилучшим соотношением цены и потребительских свойств. Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, что клиент покупает укладчик у нас, а катки – у бюджетных изготовителей из-за экономии. Радует, что это редкость, а в основном весь комплекс полностью покупается у компании, так как катки – это исторически визитная карточка марки Bomag!

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Компания Voegele была основана в 1836 году в городе Маннхайм и имеет богатую историю. Она по праву гордится своим самым современным заводом по производству асфальтоукладочной техники в мире, построенным на новом месте в 2010 году. Здесь разрабатываются и внедряются самые последние решения в области техники для устройства покрытий, а продукция должна пройти около 200 тестов и инспекций. Именно в Маннхайме впервые в мире началась конвейерная сборка асфальтоукладчиков.

Результатом последних разработок является создание техники 3-го поколения с маркировкой «тире 3». Новая функция AutoSet на пульте управления ErgoPlus одним нажатием кнопки позволяет быстро и безопасно сохранять рабочие настройки при перебазировках машины с объекта на объект и при начале работы на новом объекте нажатием этой кнопки снова восстанавливать старые настройки, т.е. настройки не теряются при изменении режимов «укладка» и «перебазировка».

Система световой визуализации PaveDock Assistant с помощью т.н. светофоров, расположенных по краям асфальтоукладчика, помогает оператору и водителю самосвала лучше скоординировать работу своих машин по приему смеси в бункер укладчика, чтобы предотвратить удары колес об укладчик и избежать просыпки материала.

Для компании Voegele «зеленый» значит больше, чем цвет выпускаемой продукции, поэтому машины серии «тире 3» созданы по философии: «меньший расход топлива, меньшая токсичность отработанных газов, меньшие затраты, больший ресурс машин». Новый пакет EcoPlus позволяет реализовать эту философию в полной мере. В состав он включает оптимизированный привод трамбующего бруса, вентилятор двигателя с регулируемой частотой вращения, регулируемый контур охлаждения гидромасла и отключаемый редуктор насосов.

Притягательный ультрасовременный дизайн, более эргономичные рабочие места оператора и его коллег, а также модернизированная система управления машиной ErgoPlus с новыми функциями PaveDock и AutoSet – все это направлено на повышение производительности и снижение трудозатрат всей бригады.

Кроме того, фирма Voegele производит асфальтоукладчики Super 1800-2 с модулем SprayJet для устройства тонкослойных покрытий по технологии «Новачип». Модуль SprayJet представляет собой установленную на укладчике емкость для битумной эмульсии и систему рамп с форсунками, установленными так, чтобы распределять эмульсию по всей ширине укладки непосредственно перед выглаживающей плитой. Таким образом, только смесь контактирует с эмульсией. Данный укладчик также может работать как традиционный асфальтоукладчик. Покупая одну машину, потребитель имеет возможность использовать её для двух различных функций.

В 2011 году под маркой Voegele были представлены новые перегружатели МТ 3000-2 и МТ 3000-2 Offset, которые являются самыми современными на сегодняшний день. Применение перегружателей позволяет исключить контакт колес самосвала с укладчиком, повышает производительность укладки на больших строительных объектах за счет возможности приема больших автовозов. Перегружатель МТ 3000-2 Offset с поворотным конвейером дает возможность вести укладку по параллельным полосам, а также засыпку глубоких и узких полос, как, например, при работах по уширению. Приемный бункер большой вместимости с подающими и перемешивающими шнеками, ленточные обогреваемые приемный и подающий конвейеры большой ширины – все это позволяет предотвратить сегрегацию асфальтобетонной смеси. Практически полная совместимость системы управления с асфальтоукладчиком одноименной марки позволяет оператору быстро обучиться управлению машиной.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
Выбор конкретного бренда при покупке дорожно-строительной техники – процесс достаточно сложный. В большинстве случаев руководители учитывают как свой личный опыт эксплуатации машин того или иного производителя, так и отзывы коллег по отрасли. Мне приходилось встречать соседство самых разных брендов. Есть компании, которые предпочитают формировать парк из машин одного поставщика, другие, наоборот, стараются каждый раз сравнивать предложения нескольких производителей.

Опыт показывает, что не существует какой-либо синергии между различными видами техники одного и того же производителя с точки зрения технологического процесса. Другими словами, если строительная компания формирует асфальтовую группу из техники разных брендов, то она ничего не теряет. Наоборот, хотелось бы обратить внимание на такой важный момент, что, когда поставщик уверен в высокой степени лояльности заказчика, ему нет необходимости бороться за каждую сделку. В этих условиях затраты на приобретение техники могут значительно возрасти.

Не последнее значение имеют и уникальные конструкторские решения – для каждого вида техники ситуация своя. Что касается выбора асфальтоукладчика, то предложение Atlas Copco (Dynapac) выгодно отличается благодаря своим уникальным плитам, конструкция которых гарантирует непревзойденную жесткость даже при работе на максимальную ширину и обеспечивает превосходное качество укладки. Хотелось бы также отметить и систему демпфирования, которая компенсирует удары при стыковках с самосвалом во время загрузки смеси в бункер и позволяет избежать характерных дефектов покрытия.

Так что даже если с производителем катка или фрезы вы уже определились, при выборе асфальтоукладчика определенно есть смысл изучить предложения всех производителей.

Андреас Вегнер,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
Помимо производительности, экономичности и безопасности эксплуатации одним из главных критериев при покупке асфальтоукладочной техники является ее надежность. Ведь асфальтоукладчик – это ключевое звено в пакете со всей остальной техникой. Простой машины из-за технической поломки может привести к значительным финансовым потерям. Асфальтоукладчики VolvoABG созданы с использованием 50-летнего опыта производства машин для дорожного строительства. При этом конструкторы завода ABG в Германии постоянно проявляют заботу об усовершенствовании асфальтоукладочной техники с учетом требований заказчика и конкретных условий эксплуатации техники.

Благодаря электронной системе управления асфальтоукладчиком (EPM) последнего поколения оператор получает полный контроль над процессом укладки. С помощью функциональных кнопок он может вызвать на большой цветной дисплей параметры работы двигателя, рабочих процессов и информацию о настройках и состоянии важных узлов и агрегатов укладчика.

В стандартную комплектацию гусеничных наших укладчиков входит транспортный (запасной) пульт управления, который вместе с боковыми пультами выглаживающей плиты будет обеспечивать продолжение процесса укладки в аварийном режиме в случае отказа центрального пульта управления. Наличие запасного пульта управления, взаимозаменяемость электронных блоков системы EPM, резервный блок системы электрического термоконтроля, дублирование информации на центральном пульте управления – все эти функции были разработаны с целью обеспечения надежного и бесперебойного выполнения работ.

Технические решения проблем операторов в ходе эксплуатации асфальтоукладчика, высокая производительность и качество укладки, а также обеспечение первоклассного технического обслуживания и ремонта техники, постоянное наличие основных запасных частей, обучение операторов – это основные аргументы в пользу приобретения асфальтоукладочной техники VolvoABG.

Валерий Низамудинов,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Эксплуатируя асфальтоукладчик модели AP-555E или AP-655D марки Caterpillar, совмещающий в себе маневренность и скорость колесного и устойчивость гусеничного асфальтоукладчика, потребитель получает исключительную гибкость в использовании машины. Транспортная скорость AP-655D составляет 14 км/ч, а AP-555E – 11 км/ч. При этом машина может перемещаться в рамках города самоходом без каких-либо негативных последствий для ходовой Mobil-TracTM. Отпадает необходимость в такой дополнительной технике для транспортировки машины, как трейлер. Затраты, связанные с техническим обслуживанием ходовой, практически равны нулю в течение 6000 моточасов.

Уникальная ходовая Mobil-TracTM обеспечивает ровную укладку асфальтового слоя без колебаний тяговой точки, что экономически выгодно для заказчика (нет волны, нет перерасхода дорогостоящей смеси).

В целом автоматизированная система управления подачей материала, превосходная конструкция и прочностные характеристики компонентов не допускают возможной сегрегации материала и обеспечивают высокое качество укладываемого слоя. Помимо других систем асфальтоукладчики компании комплектуются оригинальной системой нивелирования CAT Grade and Slope Control, позволяющей оптимально расходовать материал при укладке, а также легко контролировать и изменять параметры нивелирования. Хотелось бы отметить, что компания Caterpillar агрегатирует все свои асфальтоукладчики двигателями собственного производства, что гарантирует заказчику полную постпродажную поддержку от одного производителя как на машину, так и на двигатель.

Николай Куклин,
ООО «Амманн Руссланд»
В конструкции асфальтоукладчиков компании Ammann нет каких-то особенных и сложных технических компонентов. В процессе технического обслуживания машин не используются «специфические» редкие расходные материалы, инструмент, диагностическое оборудование. Это дает нам возможность сохранять невысокую цену на укладчик и его техническое обслуживание, а также позволяет покупателю при определенной квалификации обслуживать машину самостоятельно. При этом укладчик самодостаточен и не уступает более сложным в техническом плане конкурентам. Асфальтоукладчик марки Ammann займет достойное место в составе асфальтовой группы «от конкурента» и даст возможность сэкономить денежные средства при покупке и последующем обслуживании.

Сергей Соловьев,
компания РТТС
Давайте начнем с последнего вопроса: «Что выиграет потребитель?» Это самый главный вопрос на сегодняшнем рынке спецтехники, да и не только. Другое дело, что многие до сих пор закрывают на него глаза. Продать одну единицу техники и умыть руки, это уже никому не интересно. Интересны долгосрочные, взаимовыгодные отношения с любым, даже с самым скромным партнером.

Отсюда вывод: важно не только качество предлагаемой техники – в случае компании РТТС это асфальтоукладчики и другая спецтехника Sany, – но и дальнейшее гарантийное и послегарантийное обслуживание, наличие основных запасных частей и ремонтных комплектов на складе у дилера.

Итак, асфальтоукладчик можно и даже необходимо брать в том числе и другого, отличного от вашего привычного парка производителя в том случае, если:
• это качественный продукт с хорошей предоставляемой гарантией;
• на него предлагается конкурентная цена. И если дилер, предлагающий данный продукт, способен выполнять все гарантийные и послегарантийные обязательства.

Компания Sany в 2014 году предлагает своим клиентам, в том числе и через компанию РТТС, гарантийное обслуживание, в 1,5 раза превышающее гарантию Hitachi.

И стоит нам «уговорить» клиента на приобретение первой единицы техники и обеспечить полноценный сервис, как далее видно, что китайская спецтехника как минимум сравнялась, а по многим позициям и превзошла японских, европейских и американских производителей.

Итоговый вопрос, как и в статье, посвященной асфальтовым каткам, ставил целью выяснить мнение участников рынка о перспективе устранения человека от управления машинами, за исключением роли «настройщика и контролера» системы: По вашему опыту, используются ли в России при работе асфальтоукладчиков удаленные системы управления и системы GPS-позиционирования техники на виртуальной карте объекта с передачей данных проекта на рабочий орган? Есть ли хотя бы теоретический интерес к таким решениям?

Станислав Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
С моей точки зрения, системы GPS более интересны для использования при землеройных и грунтовых работах из-за эффективности их применения на больших стройплощадках: на бульдозере, автогрейдере, грунтовых катках. Компания предлагает эти системы для грунтовых катков, а также для асфальтовых катков. Система называется Bomag Compaction Management. Под ее управлением возможна работа нескольких катков одновременно единым комплексом, при этом один из катков выполняет роль сервера, собирает данные с других машин и направляет их в те места, где еще не достигнута требуемая степень уплотнения.

По вопросу использования системы GPS на асфальтоукладчике клиенты обращаются очень редко. Но возможно, что заказчики чаще обращаются с этим вопросом напрямую к поставщикам, так как мы слышали о реализации таких проектов ведущими поставщиками систем – Trimble и Leica, в том числе на асфальтоукладчиках Bomag. Если применение GPS-систем получит распространение, то, я уверен, мы сможем предлагать такую систему как опцию, так как имеем огромный опыт применения аналогов на катках Bomag.

Юрий Жуков,
ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис»
Системы управления с помощью систем глобального позиционирования не нашли широкого применения на асфальтоукладочной технике в нашей стране. Вызвано это тем, что под использование электронных проектов потребуется переделывать почти всю систему управления дорожной организацией, к чему подрядчики еще не готовы.

Второй причиной является частое несоответствие нижележащих слоев проектным отметкам. Последующая укладка асфальтобетонных слоев может привести к перерасходу смеси. Специалисты рекомендуют все-таки начинать внедрять системы управления с 3D для землеройно-транспортных машин, таких как бульдозер и автогрейдер, чтобы получать идеальное основание для устройства вышележащих слоев.

Тем не менее в соответствии с развитием технического прогресса компания Voegele предлагает инновационную 3D-систему Navitronic Plus. Она использует так называемый «открытый порт», что позволяет нам подключаться к любой оптимальной для каждого конкретного случая системе, например общей излучающей станции, к навигационной системе GPS или ГЛОНАСС. При использовании этой системы все операции укладки осуществляются в автоматическом режиме. Система непрерывно контролирует высоту и поперечный уклон слоя, а также состояние рабочего органа и сравнивает с заданными значениями. Использование одного электронного проекта позволяет использовать его для разных машин, таких как бульдозер, грейдер и асфальтоукладчик.

Николай Крупин,
ООО «СЗЛК»
Интерес, безусловно, есть, но применение подобных технологий для большинства строителей пока можно назвать завтрашним днем. За последние несколько лет системы GPS-позиционирования на виртуальной карте объекта с передачей данных проекта на рабочий орган стали применяться в основном в крупнейших компаниях страны, которые могут себе это позволить как с финансовой точки зрения, так и с кадровой. Уже есть практика, когда оборудование такого рода заносится в программы инновационного развития предприятий, также активно обсуждается на специализированных конференциях и различных выставках. Ну и, конечно же, главное, это то, что GPS-системы и подобные решения по удаленному управлению техникой позволяют оптимизировать рабочий процесс и повысить качество выполняемых работ. Полагаю, что в ближайшем будущем они по праву займут свою нишу на российском рынке. По крайней мере, в это хочется верить. На сегодняшний день система управления работой асфальтоукладчиков Roadtec предусматривает потребности заказчиков в данном сегменте, и машины могут быть поставлены в РФ в соответствующей комплектации при требуемой, как правило, консультационной поддержке клиента.

Андреас Вегнер,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
В России при работе асфальтоукладчиков подобные системы используются нечасто. Теоретический интерес, конечно, есть – использование так называемых 3D-систем позволяет снизить влияние человеческого фактора. На асфальтоукладчики Volvo возможна доустановка 3D-систем всех известных производителей геодезического оборудования, также есть возможность заказа машины с завода с предварительной подготовкой к установке той или иной системы.

Но все же целесообразнее использовать такие системы на грейдерах или фрезах при подготовке основания, поскольку устранение неровностей основания и задание требуемого профиля за счет асфальтобетонной смеси выходит гораздо дороже и, безусловно, не является оптимальным экономическим решением.

Антон Пимшин,
компания SITECH
Системы GPS/ГЛОНАСС-позиционирования на асфальтоукладчиках в России не применяются, в силу того что точность, которую может обеспечить такая система, находится в пределах 1,5 см. Это, мягко говоря, «сильно грубо» при работе с асфальтобетоном. Для асфальтоукладчиков востребованы системы, работающие совместно с роботизированными тахеометрами. В отличие от системы GPS/ГЛОНАСС-позиционирования, эта система использует традиционные геодезические методы ориентирования, а именно отслеживание положения отражателя, расположенного на асфальтоукладчике, при помощи оптики, дальномера. Отслеживая перемещение отражателя относительно контрольных точек (реперов) на участке работ, система формирует поверхность в автоматическом режиме с точностью в пределах 5 мм относительно проекта, находящегося в памяти устанавливаемого блока управления асфальтоукладчика.

Сергей Соловьев,
компания РТТС
На данный момент интерес к GPS-навигации не только теоретический. Мы знаем, что рынок диктует свою экономику, а GPS- и 3D-системы существенно повышают точность работ, особенно в комплексе с другими машинами (катками, грейдерами, бульдозерами), тем самым и помогая выполнить требования проекта и условия контракта, и позволяя заработать.

Единственный основной недостаток подобных систем – это работа на открытой местности, но, учитывая российские особенности, это не так существенно.

Насколько оснащается GPS- и 3D-системами именно парк асфальтоукладчиков, сказать сложно, так как если данное оборудование закупается, то из расчета сразу на весь парк или же на группу техники, которая работает на каком-то конкретном объекте.

Но в практике компании РТТС существует контракт, где при строительстве новой дороги в Краснодарском крае клиенту собрали «корзину заказа», в которую входили: одновальцовый каток Sany; полностью гидравлический грейдер Sany; многофункциональный асфальтоукладчик Sany; 2 фронтальных погрузчика и 4 самосвала. Одним из основных условий данного контракта было оснащение всей техники под данный объект системой управления строительной техникой Topcon и технологией MMGPS. Это был наш первый, но далеко не последний опыт знакомства с GPS-позиционированием.

Вот такую «картину маслом», дорогие читатели, мы получили в итоге нашего бурного диспута. Выводы делать вам, технику покупать вам, оснащать ее сверх стандартной комплектации автоматикой и геодезическим оборудованием – опять же вам. От автора хотел бы пожелать успехов компании Ammann, только выходящей на рынок асфальтоукладочной техники. Содержание ответов представителя российского офиса именитого производителя подкупает своей скромностью и почти смирением. А это, как известно, одни из главных добродетелей.

Максим Речмедин




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»