АСФАЛЬТОВЫЙ КАТОК: по дороге из прошлого в будущее

ОБСУЖДЕНИЕ РЫНКА И КОНСТРУКЦИЙ АСФАЛЬТОВЫХ КАТКОВ

Несмотря на то что рывка в объемах дорожного строительства пока не наблюдается, а отрасль и дорожное хозяйство России находятся в весьма сложном положении, причем все последние 15-20 лет, обновление парка техники неизбежно происходит. В зависимости от региона темпы смены поколений СДМ и объемы закупок машин разнятся, в некоторых констатируется даже превышение количества «стоящей под парами» дорожной техники относительно масштабов текущих задач в области строительства, реконструкции и ремонта дорожных одежд. Очередной русский парадокс. Предлагаемая вниманию читателей статья продолжает серию публикаций, решенных в формате «круглого стола» с участием ведущих мировых производителей дорожной техники. Через мнение авторитетных участников рынка редакция стремится показать ситуацию такой, какой ее видят сами создатели машин, рассчитывая на их профессиональный взгляд и опыт.

И в авангарде обсуждаемых машин для устройства дорожных одежд у нас выступает асфальтовый каток – один из основных типов СДМ, используемых всеми при устройстве усовершенствованных дорожных покрытий. От подбора отряда катков напрямую зависит качество производимых работ и экономическая составляющая в деятельности строительно-дорожной фирмы или эксплуатирующей дорожно-ремонтной организации.

В «круглом столе» приняли участие:
Кирилл Сафонов, маркетинг-менеджер ООО «Файат Бомаг Рус»;
Андрей Буров, глава департамента дорожно-строительной техники Dynapac ЗАО «Атлас Копко»;
Ильдар Габдрахманов, эксперт по технологии и технике департамента дорожно-строительной техники Dynapac ЗАО «Атлас Копко»;
Вадим Платонов, региональный менеджер по продажам уплотнительной техники ООО «Амманн Русланд»;
Максим Зеновский, региональный менеджер направления дорожно-строительной техники компании «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России);
Роман Бобровский, региональный руководитель направления дорожно-строительной техники ООО «Катерпиллар Евразия»;
Сергей Соколов, менеджер по продажам ОАО «Ивановская марка»;
Владислав Бытовалкин, бизнес-консультант по уплотнительной технике в России ООО «ДжейСиБи Раша»;
Вячеслав Лядов, сотрудник официального представительства ГК SANY в России.

Первый из них звучал следующим образом: дайте свою оценку текущей ситуации по спросу на асфальтовые катки, включая типоразмеры машин, – какие катки чаще покупают российские строители и дорожники-подрядчики, исходя из статистики последних пяти лет?

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Асфальтовый каток – это тот тип машин, без которого невозможно обойтись при строительстве дорог, а следовательно, спрос на эти машины напрямую зависит от объема рынка. Безусловно, фаворитом всегда выступают тандемные виброкатки, так как это самые универсальные машины для устройства как дорожных оснований, так и асфальтобетонных покрытий. Самый популярный типоразмер асфальтовых катков – 9-10 т (у Bomag это модели BW 151 AD, BW 161 AD). Данные катки являются наиболее универсальными, они могут с успехом применяться на трассах и автодорогах различной категории, в том числе и федерального значения, а также при устройстве внутридворовых территорий в городах и населенных пунктах. Что касается комбинированных и пневмошинных асфальтовых катков, несмотря на то что спрос на них существенно ниже, с каждым годом объем продаж таких машин увеличивается.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
В последнее время произошло смещение спроса в пользу машин расширенной комплектации. Практически все катки, продаваемые сейчас, дополнительно оснащаются обрезчиком и формирователем кромок, измерителем температуры асфальтобетона и другим оборудованием, способствующим повышению качества уплотнения. Заметно увеличился спрос на тяжелые машины – массой 10,5-12,5 тонны.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
Спрос на асфальтовые катки за последние 5 лет постепенно растет, наибольшим спросом пользуются легкие катки массой 4 т и тяжелые тандемные катки 10-13 тонн.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины» (официальный дилер Volvo CE в России)
Самой большой популярностью пользуются сочлененные асфальтовые катки массой от 8 до 11 т и выше. За последние 3 года доля тяжелых катков, ввезенных на территорию РФ, составляет примерно 50% от общего рынка асфальтовых катков. Растет потребность в пневмоколесных катках, применение которых обеспечивает правильно сформированную текстуру покрытия. В процентном отношении заметно возрастает доля так называемых тротуарных катков класса 1,5-5 т, широко используемых при ремонте городских дорог и для строительства пешеходных и велосипедных дорог.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Так как асфальтовый каток является машиной, входящей в технологический комплекс строительства объектов дорожной инфраструктуры, то и анализировать спрос на этот вид техники имеет смысл в привязке к спросу на дорожно-строительную технику в целом. Часть рассматриваемого периода приходится на кризисные и посткризисные 2008- 2009 годы. В указанный период многие поставщики испытывали значительные трудности на рынке дорожно-строительной техники, и асфальтовые катки, как представители семейства строительных машин, не являются исключением. В 2010-2012 гг. отмечался определенный рост спроса. В начале 2013 года мы ожидали уровень спроса, соразмерный 2012 году или незначительно ниже. По факту это снижение оказалось большим, чем предполагалось.

Что касается типоразмеров катков, спрос на определенные их классы продиктован технологической потребностью. При ремонте, вспомогательных работах, а также работах по благоустройству используются тротуарные катки массой 1,5-4 тонны. При строительстве или капитальном ремонте автодорог в РФ применяются катки класса 7-10 или 10-12 т – в зависимости от применяемой технологии. На завершающей стадии работ по уплотнению покрытий могут применяться пневмоколесные катки массой 14-27 тонн.

В последнее время при устройстве дорожных покрытий в России часто используется щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Для уплотнения ЩМА хорошо подходят тяжелые тандемные гладковальцовые катки массой 12-14 тонн.

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
В последние годы спрос на асфальтовые катки устойчиво растет. Особенно заметно, что российские подрядчики активно приобретают тандемные виброкатки массой более 10 тонн. За прошедший 2013 год нами было продано более 100 единиц асфальтовых катков РАСКАТ новой серии RV. Это значительно больше, чем в 2012 году.

Владислав Бытовалкин,
ООО «ДжейСиБи Раша»
На мой взгляд, за последние 5 лет импорт катков в Россию пережил и рост, и падение. Стагнация пришла на рынок в 2009 году, потом началось постепенное восстановление. Если говорить о предпочтениях покупателя, безусловно, неизменной популярностью пользуются катки зарубежных производителей. Причина очевидна – надежность техники и высокий уровень технологических решений. Но будет справедливо отметить, что в последние годы и российские производители заметно подтянулись в качестве. Судя по статистике последних 5 лет, наибольшей популярностью у нас пользуются грунтовые катки массой от 10 тонн. А если говорить про асфальтовые катки, то более востребованы машины массой от 8 до 11 тонн.

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Наиболее востребованными по-прежнему остаются асфальтовые тандемные вибрационные катки массой 8-15 тонн. Их основным преимуществом является соотношение цены и производительности. Большую часть рынка России занимают катки Caterpillar, Hamm и Bomag. Но в один ряд с ними сегодня уверенно встают китайские производители Sany, Shantui, XCMG. Линейка асфальтовых катков компании Sany представлена тандемными виброкатками массой от 1,3 до 15 т, а также пневмоколесными катками массой от 3 до 25 тонн.

В развитие первого вопроса мы попросили производителей дать комментарий о том, с какими технологическими, техническими и экономическими аспектами связана данная ситуация и будет ли меняться существующая тенденция.

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
В современной России все шире применяют новые строительные технологии. В том числе распространяется технология укладки ЩМА и других современных асфальтобетонных смесей. В связи с этим растут объемы поставок тяжелых тандемных катков массой 12 т и более. Популярность приобретают катки с осцилляцией (к примеру, модель Bomag TanGO) и системой Bomag Asphalt Manager. На спрос влияют технические новинки: катки все чаще и чаще начинают комплектоваться системами контроля степени уплотнения, датчиками температуры асфальтобетона и системами дистанционного мониторинга.

Но не надо забывать и о «братьях меньших» – катках массой 1,5-4 т, или так называемых «тротуарных», поставки которых значительно увеличились за прошедшие годы на фоне роста объемов работ по благоустройству дворовых и городских территорий, что связано с увеличением финансирования данного сектора. А это уже экономический аспект. Среди тротуарных катков значительную долю занимают комбинированные модели.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
Основные тенденции на рынке дорожно-строительной техники связаны с постоянно возрастающими требованиями к качеству асфальтового покрытия. Поэтому современные модели катков имеют режим высокочастотной вибрации, оснащаются системой плавного старта и остановки и измерителями температуры асфальтобетона.

Заметной тенденцией в дорожном строительстве является активное использование в качестве покрытий ЩМА. Данный материал требует повышенной статической линейной нагрузки, поэтому в последние годы спрос на асфальтовые катки смещается в сторону более тяжелых машин.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
Увеличение спроса на тяжелые тандемные катки связано отчасти с тем, что все больше дорожников переходят на работу со щебеночно-мастичным асфальтобетоном. При уплотнении ЩМА и ряда других крупнощебенистых смесей не рекомендуется использовать вибрацию – это может привести к разрушению материала. Следовательно, решающую роль здесь играет статическая линейная нагрузка катка, т.е. отношение массы машины к ширине вальца.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины»
Современные материалы, используемые при строительстве автодорог, предъявляют жесткие требования к качеству уплотнения, включая время выполнения технологической операции. Все больше компаний используют асфальтоукладчики с плитами повышенного уплотнения (у Volvo это запатентованная система с двойным трамбующим брусом). Одним из существенных плюсов использования такого рабочего органа является уменьшение времени последующего уплотнения и сокращение проходов катка. Последнее и качественное уплотнение достигается в том числе за счет массы машины.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Мы считаем, что ситуация со спросом на технику большей частью продиктована экономической ситуацией в стране. На всех уровнях управления государство – основной заказчик инфраструктурного строительства: оно формирует основной портфель заказов, оно планирует и финансирует эти заказы и контролирует качество и сроки выполнения работ и, таким образом, влияет на ситуацию на рынке подрядных работ и на рынок строительной техники (основных производственных фондов) в частности. Определенный рост спроса на дорожные машины мы связываем с несколькими крупными инфраструктурными проектами, среди которых саммит АТЭС, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи. Сегодня интерес представляет строительство автотрассы «Москва – Санкт- Петербург» и ЦКАД.

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
Как правило, такие тяжелые тандемные катки используются при строительстве новых автотрасс либо при капитальном ремонте старых автодорог, где имеют место значительные объемы работ по уплотнению асфальтобетонных смесей. Это говорит о том, что у наших дорожников растут объемы работ, что не может не радовать производителей техники.

Владислав Бытовалкин,
ООО «ДжейСиБи Раша»
Растущий спрос на катки связан с увеличивающимися темпами строительства и реконструкции федеральных автодорог. Поток автомобильного транспорта постоянно растет, и такой большой стране, как Россия, необходима развитая транспортная инфраструктура. Еще одним рывком для увеличения спроса должна стать подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Учитывая территориальную особенность России, темпы растущего спроса на дорожно-строительную технику в категории асфальтовых катков как минимум останутся прежними. Главную роль играет производительность, качество и цена машин. Стоит отметить, что наряду с увеличением объемов строительства дорожных покрытий возрастают и требования заказчика к качеству производства работ. Следом возникает уместный вопрос экономии средств и своевременной сдачи объекта. В этой ситуации, безусловно, следует ожидать значительного увеличения спроса на катки, удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям.

Третий вопрос к производителям звучал так: как вы считаете, в России в сравнении с ценой катка имеют существенное значение опции, связанные с комфортом работы оператора, обновленный дизайн техники и другие параметры, напрямую не влияющие на качество производства работ? Насколько важен расход ГСМ, если можно утверждать, что экономия у новой техники значительна?

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Новое поколение асфальтовых катков Bomag имеет уже в стандартной комплектации режим экономии топлива Ecomode, который позволяет снизить расход топлива до 30%. Также кабина имеет большой объем и увеличенную площадь остекления, кресло оператора регулируемое и передвигается в большом диапазоне, что обеспечивает полный обзор. В кабине предусмотрено место для хранения мелочей и личных вещей оператора. Таким образом, можно сказать, что современные дорожные машины уже в стандартном исполнении заботятся о комфорте оператора, а также позволяют экономить топливо. Сейчас компания Bomag выводит на рынок асфальтовые катки 5-й серии с самым современным дизайном. Казалось бы, внешний дизайн суровой дорожной машины не является приоритетом для клиента, но, как показывает опыт, он привлекает клиента и становится важным аргументом при выборе поставщика.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
С ростом требований к качеству дорожного покрытия стали повышаться и требования к уровню комфорта оператора. Если 4-5 лет назад данному вопросу придавалось не такое большое значение, то сейчас это одно из основных требований покупателей.

Я могу сказать, что катки Dynapac полностью соответствуют данным требованиям: комфортабельное кресло оператора с широкими возможностями регулировки положения в сочетании с асимметричной кабиной обеспечивает оптимальный обзор и комфортную работу оператору. Чтобы предотвратить проникновение пыли и вредных испарений внутрь, кабина изолирована, опционально может быть оснащена кондиционером. Низкий уровень шума и вибрации на рабочем месте оператора (за счет расположения двигателя в задней части катка) способствует высокой производительности на протяжении всей рабочей смены.

Что касается расхода топлива, то данное требование пока не стало основным для большинства российских дорожников. Однако есть основания полагать, что в ближайшее время этот аспект будет набирать вес. В любом случае конструкторам Dynapac есть что предложить российским покупателям в данной области – ряд решений уже пользуется спросом в европейских странах, где уделяется куда большее внимание вопросам экономичности и экологичности, чем в России.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
Из опций существенное значение имеет только кондиционер в условиях жаркого климата в южных регионах. Но и современный дизайн также играет немаловажную роль, поскольку дает максимальный обзор рабочих зон. Несомненно, современные двигатели обеспечивают топливную экономичность, но в то же время задают повышенные требования к качеству топлива и надлежащий сервис, что накладывает на подрядчика дополнительные условия при эксплуатации техники.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины»
Практика показывает, что у российских дорожников довольно часто самым важным параметром выбора асфальтового катка является его стоимость. Но все больше и больше компаний убеждаются в том, что надежность техники, комфорт оператора, расширенные параметры настроек, дополнительные системы автоматики и тем более пониженный расход топлива, увеличивающие первоначальные вложения, в будущем существенно снижают стоимость эксплуатации машин и обеспечивают их повышенную производительность, а главное – увеличивают качество выполняемых работ.

Еще одним существенным фактором, влияющим на выбор производителя катков, является сервисная поддержка, которая включает в себя географию услуг, профессионализм механиков, оперативность и, конечно же, наполненность склада запасных частей.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
В сравнении с рабочими параметрами машины вопросам комфорта оператора, дизайну и прочим параметрам, напрямую не влияющим на качество выполнения работ, в РФ уделяется меньше внимания. Хотя в последнее время к подрядчикам приходит понимание того, что комфорт оператора повышает производительность его труда, а более экономичные параметры машины ведут к ощутимому экономическому эффекту. И здесь мы имеем в виду не только экономию на расходе ГСМ, но также и увеличение межсервисных интервалов, оптимизированные затраты на ремонт и содержание машины, высокую степень технической готовности (т.е. сниженное время простоя при выполнении работ), которая обеспечивается не в последнюю очередь профессионализмом сервисного персонала поставщика, уровнем службы технической и технологической поддержки. Плюс организацией системы поставок запасных частей.

Производители мирового уровня предлагают сегодня клиенту не просто технику, а комплексные технологические решения, включающие в себя подбор машин, показанных для стройплощадки, определение оптимальных производственных циклов и режимов их эксплуатации, пакеты сервисного обслуживания (сервисные контракты, расширенные гарантийные пакеты). Сюда входят и программы поставки запасных частей. Предлагаются современные системы спутникового мониторинга и комплексные системы автоматизации (включая 3D) работы машин на стройплощадке. Другими словами, приобретая технику мирового класса, при более высоком уровне первоначальных затрат в конечном счете клиент получает в комплексе значительно больший набор преимуществ. Совокупно это дает возможность эксплуатации современной, высокотехнологичной, экономичной техники; производительную, надежную, долговечную машину; высокий уровень сервиса и поддержки продукта; развитую систему поставок запасных частей. Последнее гарантирует сниженную стоимость владения техникой и значительный экономический эффект от ее использования при производстве работ. Не следует также забывать о более высокой цене машин, которые грамотно эксплуатировались, на вторичном рынке (при последующей перепродаже).

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
У российских потребителей опции, связанные с комфортом оператора, к сожалению, не имеют существенного значения. Например, в наших асфальтовых катках новой серии RV такую опцию, как система кондиционирования в кабине оператора, заказывают крайне редко. Если говорить об экономии ГСМ, то я не думаю, что в нынешней ситуации расходы на ГСМ являются определяющими при приобретении СДМ.

Владислав Бытовалкин,
ООО «ДжейСиБи Раша»
В последние годы клиенты уделяют больше внимания личному комфорту наемных работников, и поэтому теперь особое значение имеет наличие комфортабельного и удобного места оператора, кондиционера в машине. Также крупные дорожно-строительные компании, работающие на федеральных объектах и масштабных проектах, интересуются опциями по установке систем измерения и контроля степени уплотнения. Это связано с ужесточением требований заказчика к качеству производства работ. Очевидно, через 4-5 лет все машины будут комплектоваться данными опциями в стандарте.

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Условия труда на объектах строительства дорожной инфраструктуры, мягко говоря, тяжелые. Перепады температур и их влияние на технику и рабочий персонал в условиях сжатых сроков предполагают использовать технику соответствующего уровня. Но, как ни парадоксально это звучит, требования к опциям при выборе данной техники минимальны. Основной акцент делается на технические данные, которые предусматривают и экономию ГСМ.

Задавая четвертый вопрос, мы немного провоцировали производителей на преувеличение их вклада в инженерию современного дорожного асфальтового катка и, в частности, попросили: опишите ТРИ главных инженерно-технических решения, которые, по вашему мнению, кардинально отличают асфальтовые катки компании от конкурентов, включая патенты.

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Во-первых, только Bomag выпускает катки с тремя различными видами вибросистем. Это стандартная вибросистема (2 частоты/2 амплитуды), осцилляция (Bomag TanGO) и вибросистема направленного действия с изменяемым вектором направления колебаний (Bomag Asphalt Manager). Таким образом, BOMAG предлагает инструменты для решения любых задач по уплотнению всех типов асфальтобетонных смесей. Причем любые комбинации вибросистем могут быть установлены на одном катке на разных вальцах.

Во-вторых, все вибросистемы катков Bomag не требуют регулярного технического обслуживания, как и вся машина в целом. Концепция техники такова, что вся работа по ее обслуживанию сводится к замене масел и фильтров, а валец, сочленение машины, петли и т.д. являются необслуживаемыми на весь период эксплуатации машины.

И наконец, Bomag предлагает различные инструменты для считывания данных по уплотнению. От наиболее простого – датчика уплотнения, который легко интегрируется в любой каток Bomag и выводит данные на центральный дисплей консоли оператора, до системы полноценного управления процессом уплотнения Bomag Asphalt Manager, которая устанавливается только на заводе на катки с индексом AM. Эта система имеет отдельный дисплей, системный блок со специальным программным обеспечением и принтер для распечатки данных. Все элементы размещены в кабине.

Ильдар Габдрахманов,
ЗАО «Атлас Копко»
Особого внимания заслуживает превосходный обзор с места оператора. В данном случае, конечно, речь идет о целом комплексе мер, от которых зависит данный параметр. Асфальтовые катки Dynapac имеют асимметричную форму кабины, край которой выходит за пределы рамы катка, обеспечивая тем самым удобный обзор краев и поверхности вальцов и форсунок орошения, что особенно важно при работе с обрезчиком и формирователем кромок.

Модуль управления катков Dynapac поворачивается вокруг своей оси и перемещается внутри кабины от края до края, что также позволяет оператору выбрать наиболее удобное положение и обеспечить оптимальный обзор и удобный доступ ко всем рычагам управления. Соответствие европейским нормам безопасности – возможность видеть препятствие высотой 1 метр на расстоянии 1 метра – требование, которое обязательно соблюдается для любой модели.

Шумоизоляция у катков Dynapac: компоновка шарнирно-сочлененных асфальтовых катков с двигателем, находящимся в заднем модуле, помимо компоновочных преимуществ, позволяющих получить оптимальную развесовку катков, близкую к 50/50 между вальцами, дает существенное снижение теплового и шумового воздействия на рабочее место оператора катка. Снижению уровня шума способствуют применение малошумных дизельных двигателей Cummins, звукоизоляция подкапотного пространства, использование нагрузочно-приоритетной гидросистемы рулевого управления.

Отдельного внимания заслуживает режим высокочастотной вибрации. Для асфальтовых катков Dynapac серии СС это стандартная функция, которая позволяет просто, быстро и с минимальными эксплуатационными расходами производить уплотнение любого типа асфальтовой смеси, включая ЩМА.

Оптимальное сочетание частоты вибрации и амплитуды – ключевое условие для эффективного уплотнения любого типа асфальтобетонной смеси. Тонкие слои с большим содержанием каменной фракции быстро остывают и нуждаются в быстром уплотнении, но при высокой амплитуде есть риск разрушения заполнителя, поэтому для них рекомендуется применять высокую частоту вибрации при пониженной амплитуде.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
Легкие катки Ammann новой серии ARX имеют электронный рычаг управления движением, обеспечивающий плавность старта с места и остановки без оставления полос на покрытие. Катки ARX массой 3,5-5 тонн единственные в своем классе имеют 2 амплитуды и 2 частоты, обеспечивая таким образом хорошие результаты уплотнения как на грунте, так и на асфальте.

Новинка 2014 года – тяжелые сочлененные катки ARX весом 9 и 11 т имеют уникальную компоновку рабочего места оператора. Приборная панель (по сути, промышленный компьютер с цветным ЖК-монитором) расположена в центре рулевого колеса и остается неподвижна при повороте руля. Вся информация о состоянии катка постоянно в поле зрения оператора. Кабина стала просторнее, улучшился обзор кромок вальца.

Еще одно важное инженерно-техническое решение – это системы интеллектуального контроля уплотнения Ammann AceForce и Ammann AcePro. В отличие от конкурентов, вибромеханизм асфальтовых катков Ammann сконструирован так, что вектор вынуждающей силы всегда направлен перпендикулярно уплотняемой поверхности. А это означает, что измерения степени уплотнения производятся корректно всегда, даже при минимальных амплитудах. Кроме того, такой подход не приводит к быстрому износу обечайки вальца.

Евгений Шишковский,
ООО «Виртген-Интернациональ_Сервис»
Фирмой Hamm разработана осцилляция – система динамичного уплотнения. Ее основные преимущества: высокая производительность при уплотнении, что достигается комбинацией статической нагрузки и горизонтально действующих сил среза; постоянный контакт вальца с материалом, ускорение достижения требуемой плотности благодаря непрерывному воздействию массы всего катка и сил среза; непрерывное нарастание уплотнения и отсутствие переуплотнения; требуется меньшее число проходов; возможность уплотнения на мостах, эстакадах и вблизи памятников архитектуры; уплотнение при пониженной температуре смеси.

Инженерами завода Hamm предложено трехточечное шарнирное сочленение маятникового типа – это сочленение является усовершенствованным вариантом шарнирного сочленения передней и задней полурам катков. Оно отличается от последнего геометрическим расположением и объединением трех отдельных шарниров и дополнительной маятниковой опорой между двумя верхними шарнирами обычного типа. Преимущества: при повышенных скоростях обеспечивается плавность движения; более равномерное распределение масс даже при положении полурам под углом друг к другу, благодаря этому повышается сцепление и значительно снижается опасность опрокидывания; более высокая маневренность вследствие распределения масс, которая позволяет увеличить угол поворота полурам относительно друг друга; эффективное демпфирование ударов при прохождении неровностей поверхности слоя.

Наша гордость – микропроцессорная система управления машиной Hammtronic. Она контролирует и регулирует все основные агрегаты машины, значительно уменьшая нагрузку на машиниста. Hammtronic управляет антипробуксовочной системой (это увеличивает угол подъема и обеспечивает устойчивый спуск), вибрацией, двигателем, ходовой частью, орошением и другими функциями и агрегатами.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины»
Все важные инженерно-технические решения применительно к асфальтовым каткам включаются в базовую машину и не выделяются в отдельные опции. По инженерно-техническим решениям, которые можно было бы отметить на примере средних катков (8,5-9,5 т), можно выделить электронное рулевое управление, жесткую раму с управляемыми разрезными вальцами, улучшенную систему орошения вальцов. В ближайшее время все катки Volvo будут оснащаться двигателями Volvo, что даст дополнительные выгоды по их обслуживанию и по экономии ГСМ.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Говоря о преимуществах асфальтовых катков CAT, новую серию которых мы представляем на российском рынке начиная с 2014 года, хотелось бы отметить следующее.

EcoMode – интеллектуальная система управления двигателем и трансмиссией. Проще говоря, мощность подается тогда, когда нужно, туда, куда нужно, и в необходимом объеме. За счет такой оптимизации значительно снижается уровень износа агрегатов (а значит, и расходы на их содержание и ремонт), а также достигается топливная экономичность.

Подобное решение не является абсолютно новым на рынке, но реализовать его в полной мере удалось только компании Caterpillar. Дело в том, что мы – один из немногих производителей, которые оснащают свою технику двигателями собственного производства (остальные производители используют моторы сторонних поставщиков). То есть имеется возможность адаптировать конструкцию двигателя под определенные задачи, а также имеется полный доступ к системе управления двигателем, что позволяет в полной мере оптимизировать режимы его работы для получения максимального эффекта. На двигателях сторонних производителей этого достигнуть невозможно, так как изготовитель моторов, как правило, не предоставляет полный доступ к системе управления. EcoMode – стандартная система для всех катков новой B-серии.

Cat Compaction Control (опция) – интеллектуальная система контроля выполнения работ по уплотнению, совмещенная с системой картографирования. Данная система позволяет собирать, регистрировать, накапливать, визуализировать и распечатывать в виде картограмм данные о режимах и степени качества выполнения работ в каждой конкретной точке строительной площадки и по объекту в целом. Информация по каждой отдельной стройплощадке накапливается и хранится в памяти системы. Высокую точность фиксирования данных помогает получить система RTK, которая позволяет позиционировать каток в пространстве с миллиметровой точностью.

С Cat Compaction Control подрядчик всегда знает и может контролировать уровень качества работ по уплотнению, таким образом оптимизируя свои затраты на производство. Система информирует оператора о фактическом состоянии выполнения работ, позволяя тем самым избежать временных потерь и лишних затрат на их выполнение. Также актуальные данные о выполнении работ на конкретном объекте всегда под рукой для изучения их инженерами-технологами и специалистами по контролю качества подрядной организации.

И в заключение хочу отметить капсульную конструкцию системы вибровозбуждения. Данная конструкция позволяет обеспечить беспрецедентный в отрасли межсервисный интервал данного узла, составляющий 3 года или 3000 моточасов. Это дает возможность нашим клиентам получить значительную экономию расходов на обслуживание машины. Такая конструкция также является стандартной для всех катков CAT B-серии.

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
В асфальтовых катках РАСКАТ новой серии RV применяются основные узлы и агрегаты от лучших мировых производителей: двигатель, планетарные редукторы, гидравлика, амортизаторы. Из отечественных производителей катков никто не имеет такого набора.

Асфальтовые катки серии RV имеют не только две амплитуды, но и две частоты колебаний вибратора. Применение высокочастотных режимов вибрации значительно увеличивает эффективность работы катка. Другие отечественные производители в основном предлагают катки с одной частотой вибрации.

В асфальтовых катках новой серии RV применяются гидронасосы тандемного типа (сдвоенные гидронасосы), что значительно повышает надежность гидросистемы и упрощает ее обслуживание. У других отечественных производителей часто применяется устаревшее конструкторское решение с раздаточным механизмом и двумя насосами.

Владислав Бытовалкин,
ООО «ДжейСиБи Раша»
От конкурентов катки JCB отличает необслуживаемое сочленение, уникальный вал вибрации с двумя дебалансами и наличие резиновых демпферов на вальце для значительного гашения вибрации.

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Ширина укладки пневмоколесного катка, а точнее, наличие большего количества колес дает каткам компании Sany преимущество в производительности. Двигатели, используемые на катках, обеспечивают бесперебойную работу техники на объектах. Их оптимальная цена влияет на конечную стоимость машин. Материалы, из которых исполнена техника, ее технологическая сборка и дизайн выдерживают конкуренцию на самом высоком уровне.

Предпоследний вопрос производителям также носил провокационный характер, правда, из области маркетинга. Пакетное предложение «асфальтовой группы»: готова ли ваша компания доказать, что ее каток стоит купить даже в том случае, если асфальтоукладчик и холодную фрезу клиент собирается приобрести у конкурентов? Что выиграет потребитель?

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Наша компания ООО «Файат Бомаг Рус» – единственный поставщик на рынке, который может предложить как раз абсолютно полный пакет асфальтовой техники: от маленькой виброплиты до асфальтобетонного завода. Ну и, конечно, полный модельный ряд асфальтоукладчиков, катков и дорожных фрез. И все от одного поставщика!

Теперь, если говорить конкретно о катках, в случае, когда необходимо деликатное, но гарантированное уплотнение, причем с документально подтвержденным результатом, альтернативы каткам Bomag с системой Aasphalt Manager нет. Многие дорожники имеют одну такую машину независимо от предпочтений по другой дорожной технике.

Андрей Буров,
ЗАО «Атлас Копко»
Катки Dynapac зарекомендовали себя как очень надежные и отвечающие самым высоким требованиям заказчиков машины. Они неизменно обеспечивают высокое качество асфальтового покрытия, как на толстых слоях за счет системы плавного старта и остановки, так и на тонких за счет режима высокочастотной вибрации. В любом случае потребитель выигрывает, когда у него есть возможность выбора поставщика.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
Все зависит от клиента – желает он работать с несколькими поставщиками или нет. Готовы на это обычно те, кто выбирает технику действительно скрупулезно, сравнивая рабочие характеристики и конструктивные особенности машин, то есть строители, ориентированные на лучшие в своем классе предложения. Если посмотреть на технические параметры и конструкторские решения, использованные в наших катках, то легко увидеть, что это одни из лучших машин в своих классах. Также традиционно у Ammann на высоком уровне такие показатели, как цена-качество и стоимость эксплуатации техники.

Евгений Шишковский,
ООО «Виртген-Интернациональ_Сервис»
При разработке моделей катков фирма Hamm опирается в первую очередь на саму технологию уплотнения. В настоящий момент модельный ряд катков насчитывает более 150 машин. Это позволяет компании предлагать технические решения для любых поставленных перед ней задач.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины»
В данном случае на первое место выходит безотказность работы катков, что включает в себя надежность машин и оперативную техническую поддержку поставщиком или его дилером. Существенными преимуществами сервисной службы компании «Ферронордик Машины», официального дилера Volvo Construction Equipment в России, являются развитая региональная сеть и команда лучших специалистов, обладающих навыками и оборудованием, достаточными для проведения работ любой сложности.

На рынке России пока более известны асфальтоукладчики Volvo (ранее превосходно зарекомендовавшие себя под маркой ABG Titan), нежели катки этой марки. Но благодаря надежности катков, их техническим характеристикам и универсальности, а также отличному сервису эта ситуация меняется, и катки Volvo все больше получают заслуженное внимание и популярность среди российских дорожников.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
Когда ваш клиент ориентирован на лучшую цену, то в большинстве случаев он рассматривает пакетные предложения, которые дают определенные преимущества на стадии приобретения. Стоит отметить, что в данный момент на рынке довольно ограниченное число поставщиков, способных предоставить полное пакетное предложение равносильных машин «асфальтовой группы». А пакетных предложений от дилерской/дистрибьюторской сети с высокой степенью географического покрытия (что важно для такой огромной страны, как Россия), подкрепленных оперативной сервисной поддержкой и наличием необходимых запасных частей, и того меньше.

Если же клиент ориентирован прежде всего на технические и технологические преимущества машины, тогда имеет смысл обсуждать каждую единицу техники отдельно. В этом случае возможна комбинация машин от разных поставщиков.

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
При приобретении асфальтовых катков РАСКАТ новой серии RV потребитель прежде всего получит экономическую выгоду – он потратит меньше денежных средств на приобретение техники. Асфальтовые катки новой серии RV сравнимы с импортными катками по показателям производительности и надежности. Зачем платить больше?

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Конечно, каждый инженер точно знает, что разносортица в парке не влечет за собой ничего, кроме дополнительных проблем с ее обслуживанием. Такое решение можно принять только в том случае, если поставщик альтернативной техники выдерживает любую критику. К приоритетным позициям в данном случае относятся запасные части и их наличие на складе (основные позиции), гарантийное и постгарантийное сервисное обслуживание, репутация компании на рынке (дилера), характеристика бренда (известность на мировом рынке).

«На десерт» мы вынесли футуристическую тему, которая, по мнению производителей, оказалась не столь и фантастической. Итак, перенесемся в будущее. Асфальтовый каток (в составе звена с асфальтоукладчиком) работает без оператора – насколько такое реально с точки зрения инженерных идей и направления работы конструкторов компании и в целом «коллег по цеху»?

Кирилл Сафонов,
ООО «Файат Бомаг Рус»
Такое вполне реально. Уже сейчас система Bomag Asphalt Manager позволяет почти исключить оператора из процесса принятия решения по методу уплотнения. Он просто ставит систему в автоматический режим, «катает» машину и следит за показаниями приборов. Техника сама выбирает степень воздействия на уплотняемый слой (учитывая температуру и скорость движения) и сигнализирует о ходе процесса оператору. Можно дополнить систему еще и другими нашими разработками – системами GPS- позиционирования на виртуальной карте объекта и считывания всех данных по рабочим показателям машины – Bomag Telematic и BCM05 (Bomag Compaction Management). В будущем дальнейшее развитие и интеграция данных систем вполне могут привести к полной автоматизации дорожного катка.

Ильдар Габдрахманов,
ЗАО «Атлас Копко»
Давайте перенесемся в недалекое прошлое и вспомним, что представлял собой асфальтовый каток буквально несколько десятилетий назад, – это была машина с большим количеством механических приводов и передач, громоздкие и малоэффективные элементы силовых установок и гидрооборудования при наличии таковых. Системы управления сводились, как правило, к механическим тросовым приводам, имевшим ограниченное количество настроек и возможностей вы- бора режима работы.

Сейчас мы с трудом можем представить себе современный каток без высокоэффективного гидрооборудования, которое в сочетании с цифровыми системами управления дает широчайшие возможности по настройке всех систем и параметров катка: от настройки плавности ускорения и замедления катка, настройки системы орошения вальцов до настройки параметров системы анализа процесса уплотнения.

Вероятно, в ближайшее время нам будет трудно представить себе каток без полностью автоматического управления параметрами уплотнения, или, к примеру, без таких настроек для комфорта оператора, как количество срабатываний указателя поворотов, или длительности сопровождения оператора катка включенными рабочими фарами после покидания катка в темное время суток.

Возможности современных систем управления и позиционирования уже сейчас позволяют создать полностью автоматизированный комплекс с дистанционным или программным управлением. Станет ли это когда-то стандартом ведения работ? Вполне возможно.

Вадим Платонов,
ООО «Амманн Русланд»
С технической точки зрения это абсолютно реально. Уже сейчас отлично себя зарекомендовала система Ammann AceForce и AcePro. В катке, оснащенном системой AcePro, функции оператора сводятся только к управлению машиной – руление, выбор направления движения и регулировка скорости. Вибратор AcePro самостоятельно, автоматически настраивается на уплотняемый материал. Как такое возможно?

Вибратор с бесступенчатой плавной регулировкой частоты и амплитуды вибрации от нуля и во всем рабочем диапазоне, основываясь на измерениях датчиков, когда необходимо, включается и увеличивает или уменьшает центробежное усилие. При этом учитывается как твердость, так и температура асфальтобетонной смеси. Также каток выдает оператору и рекомендации по оптимальной скорости движения в процессе уплотнения. С такой машиной мы получаем постоянный контроль уплотнения, высочайшую эффективность и хорошую экономическую выгоду.

Максим Зеновский,
компания «Ферронордик Машины»
Конечно, эта перспектива развития обязательно будет реализована. Всем комплексом, в составе фрезы, асфальтоукладчика и звена катков, сможет управлять всего один человек. Различные видения реализации данного направления уже представлены некоторыми компаниями – производителями дорожной техники.

С 2003 года творческие умы Volvo CE разрабатывают «концептуальные машины» и создают картины будущего в поисках новых технических решений, способных удержать компанию в авангарде отрасли. Последний наш проект носит название «Феникс»: машина призвана сделать более простым процесс укладки дорожного покрытия, который сегодня является сложным и трудоемким. Решение задачи сулит значительные преимущества для клиента, оператора техники и, что не менее важно, для окружающей среды.

Роман Бобровский,
ООО «Катерпиллар Евразия»
На самом деле определенные шаги в это «будущее» уже сделаны. На сегодняшний день нашей компанией предлагаются комплексные системы автоматизации, позволяющие выполнять работы в формате 3D-проектов. Электроника позволяет различным машинам взаимодействовать между собой в процессе выполнения работ и контролировать процесс. Пока данные решения являются довольно дорогостоящими и имеют ограниченный спрос. Но мы надеемся, что при дальнейшем развитии технологий производства эти системы станут доступнее по цене и более совершенными в техническом смысле.

Станет ли возможным полностью исключить человека из процесса управления тяжелой строительной техникой, судить сложно. Пока даже самая умная техника не в состоянии полностью заменить квалифицированных специалистов, обладающих опытом, знаниями и человеческими навыками. На сегодняшний день машины, пусть даже высокотехнологичные, это всего лишь инструмент в умелых руках человека. Как это будет обстоять в будущем – посмотрим.

Сергей Соколов,
ОАО «Ивановская марка»
Безусловно, внедрение на катках электронных систем управления, систем контроля качества уплотнения и систем навигации и позиционирования на местности увеличивает степень автоматизации процесса уплотнения. Однако, на мой взгляд, в ближайшем будущем без операторов на катках все же не обойтись.

Владислав Бытовалкин,
ООО «ДжейСиБи Раша»
Думаю, к каткам, работающим автономно, без оператора, мы можем прийти не раньше чем лет через десять. И такие разработки уже ведутся. Воплотить в жизнь подобный проект возможно, но достаточно сложно, поскольку катку, управляемому компьютером, необходимо будет задавать параметры по толщине слоя асфальта или грунта, типу материала, машине необходимо будет учитывать температуру асфальта и еще множество факторов. Думаю, цена такой техники будет в разы выше, чем стоимость нынешних катков, но технологии не стоят на месте, и когда-нибудь мы обязательно к этому придем!

Вячеслав Лядов,
представительство ГК SANY в России
Вариант развития такого взаимодействия с техникой должен предусматривать массу технологических, социальных и экономических аспектов. С точки зрения инженерной мысли это вполне достижимо. В режиме «автопилота» техника вполне может справляться с поставленными задачами. Необходимо лишь снабдить ее электронным вычислительным устройством и наладить взаимодействие элементов систем в комплексе.

Максим Речмедин

***

Формат прямой речи дает производителям возможность общаться с потенциальными клиентами напрямую, минуя купюры журналистов. Читатели, в свою очередь, получают картину мнений в сравнительном ключе. Безусловно, компаниям всегда сложно удержаться от искушения рекламировать свою продукцию и немного преувеличивать заслуги в области инженерии техники. Однако более важно иное – через мнения участников рынка мы можем проверить наши прогнозы относительно будущего индустрии и подходов к строительным технологиям. Мы благодарим все фирмы, принявшие наше приглашение к обсуждению актуальных вопросов в области конструкции, приобретения и эксплуатации современных асфальтовых катков.




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»