СМЕЖНАЯ ОТРАСЛЬ

МАШИНЫ ДЛЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В современных условиях жесткой конкуренции крупнейшие зарубежные, а также отечественные предприятия машиностроительного профиля неустанно работают над расширением номенклатуры выпускаемой продукции и совершенствованием ее технического уровня. Однако в наше время, чтобы «быть на коне», этого уже недостаточно, поэтому многие компании, с одной стороны, расширяют спектр применения традиционно выпускаемой техники, а с другой – идут на диверсификацию производства: создают машины, ориентированные на совершенно другой сегмент рынка. Так, известные мировые производители строительной и дорожной техники – John Deere, Caterpillar, Komatsu – имеют подразделения по выпуску лесозаготовительной техники. В линейках строительной техники компаний Liebherr и Volvo есть специальные машины, разработанные для применения в лесопромышленном комплексе. Кстати, конверсионная строительно-лесная техника есть в производственных программах уже упоминавшихся фирм John Deere, Caterpillar и Komatsu. Не остались в стороне от данного процесса и крупнейшие производители России и Беларуси – Концерн «Тракторные заводы», ЧТЗ-Уралтрак и Амкодор.

Отечественная техника

Концерн «Тракторные заводы» предлагает лесозаготовительные комплексы собственной разработки для сортиментной и комбинированной заготовки леса, а также гамму машин для лесопожарных работ. В структуре концерна специализированными предприятиями по выпуску лесозаготовительной техники являются ОАО «Краслесмаш», ООО «Онежский тракторный завод», а также Silvatec A.S. (Дания). ОАО «Промтрактор», специализирующееся на производстве промышленных тракторов, имеет в своем ассортименте модификации для борьбы с леcными пожарами и их профилактики. Предприятиями концерна выпускается два комплекса машин для заготовки леса – комплекс для сортиментной заготовки и комплекс для заготовки комбинированным способом.

В состав комплекса для сортиментной заготовки леса входят харвестер и форвардер с колесной формулой 6х6, а также лесопогрузчик манипуляторного типа с колесной формулой 4х4. Колесный харвестер серии КХ предназначен для заготовки леса, валки, обрезки сучьев, раскряжевки, обеспечения процесса пакетирования сортиментов на лесосеке. Форвардер КС 146-421 грузоподъемностью 14 т представляет собой погрузочно-транспортную машину, предназначенную для сбора, погрузки, транспортировки и разгрузки сортиментов, а также для выполнения операций сортировки по породам и длине в процессе погрузки, разгрузки и складирования сортиментов. Колесный лесопогрузчик манипуляторного типа КЛ 410-450 используется при погрузочно-разгрузочных, перемещающих и штабелирующих работах с сортиментами и хлыстами на лесопромышленных складах, при разгрузке форвардеров (сортиментовозов) и погрузке леса на автотранспорт, а также для других производственных операций на предприятиях лесопромышленного комплекса.

Комплекс техники для заготовки леса комбинированным способом включает машины на гусеничном ходу. При использовании различных сменных органов (головок) комплекс может заготавливать древесину сортиментным и хлыстовым методами. Валочно-пакетирующая машина ВПМ-130 предназначена для срезания деревьев, укладывания их в пакеты. Сучкорезно-раскряжевочная машина СРМ-140 используется для обрезки сучьев и раскряжевки деревьев на сортименты. Машина может быть применена на сплошных рубках и рубках ухода на равнинной местности. Предназначение лесопогрузчика ЛП-150 – погрузочно-разгрузочные, перемещающие и штабелирующие работы с сортиментами и хлыстами.

Линейку лесопромышленной техники Концерна «Тракторные заводы» дополняют гусеничные бульдозеры Четра Т 9 и Четра Т 11 эксплуатационной массой 17 и 20 т соответственно в модификациях для борьбы с лесными пожарами и их профилактики. Разработанная для строительной отрасли техника дополнительно комплектуется лесной защитой и предназначена для создания противопожарных просек, локализации лесных возго- раний. Также эти машины могут использоваться при строительстве лесных дорог, прокладке минерализованных полос.

Завод «ЧТЗ-Уралтрак» выпускает гамму машин для лесного хозяйства (для производства противопожарных полос, разбора горельников, подготовки технологических дорог, разработки грунтов различных категорий), разработанную на базе бульдозеров собственного производства.

Лесные модификации бульдозера Б10М и болотоходного бульдозера Б10МБ мощностью 180 л.с. производятся с механической и гидромеханической трансмиссией. Машины имеют 6-катковые ходовые тележки, защиту кабины и моторного отсека от падающих деревьев, защиту трансмиссии, защиту ходовой части, включающую щитки от схода гусениц, решетки на стеклах кабины, предпусковой подогреватель двигателя, комплектуются различными типами бульдозерного и рыхлительного оборудования.

21-тонный бульдозер Б11 мощностью 190 л.с. комплектуется 6-катковыми ходовыми тележками, более мощная модель – 24,5-тонная Б14 мощностью 215 л.с. – укомплектована 7-катковыми ходовыми тележками. На этих машинах применена гидромеханическая трансмиссия, вынесенная ось качания ходовых тележек, планетарные бортовые редукторы, внедрено новое внешнее строение с применением высокопрочного пластика, шестигранная откидывающаяся кабина, защита трансмиссии, защита ходовой части (включающая щитки от схода гусениц), предпусковой подогреватель двигателя. Данные модели комплектуются различными типами бульдозерного и рыхлительного оборудования.

Бульдозеры ЧТЗ могут агрегироваться специальными агрегатами – лесопожарным плугом, а также корчевателем. Навесной лесопожарный плуг предназначен для прокладки противопожарных лесозащитных минерализованных лесопожарных полос с производительностью до 3,6 км/ч. Ширина эффективной лесозащитной полосы составляет 2 м. Корчеватель применяется для удаления пней с их корневой системой. В настоящее время для лесного хозяйства разрабатываются еще две навески: клиновидный отвал и мульчер. Клиновидный отвал используется для восстановления лесных дорог, удаления кустарников и деревьев диаметром до 10-15 см. Мульчер обеспечивает удаление и измельчение мелкой древесной растительности.

В 2011 году общий объем поставок тракторов ЧТЗ специальных модификаций предприятиям Рослесхоза составил 254 единицы. Машины отгружались в 69 субъектов Российской Федерации. 25% от общего объема поставленных в 2011 году бульдозеров составили болотоходные модификации, остальные – с традиционной ходовой системой. Данные машины комплектовались различным навесным оборудованием – полусферическими, прямыми (поворотными и неповоротными) бульдозерными отвалами, однозубыми и трехзубыми рыхлителями, корчевателями. Помимо этого десятки единиц техники были поставлены другим предприятиям лесной отрасли.

Нелишне будет отметить, что дочернее предприятие ООО «ЧТЗ-Уралтрак» – ОАО «Машиностроительная компания Витязь» – изготовляет для лесного хозяйства гусеничные транспортеры Витязь. Двухзвенный гусеничный транспортер ДТП-3ПСА снабжен пожарно- спасательным агрегатом модульного типа, предназначенным для поиска и спасения пострадавших, доставки личного состава, пожарно-технического оборудования, аварийно-спасательного и медицинского оборудования в труднодоступные места чрезвычайных ситуаций (пожаров, аварий), для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Транспортер комплектуется двигателем Cummins мощностью 240 л.с. и автоматической коробкой передач Allison. Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30МНО может использоваться для тушения пожаров. Его снаряженная масса составляет 32,3 т, двигатель ЯМЗ мощностью 800 л.с., объем цистерны – 18 м?, дальность струи из лафетного ствола – 60 м. Забор воды осуществляется из любых водоемов. Вездеход является плавающим.

Крупнейший белорусский производитель строительной и дорожной техники – ОАО «Амкодор» – сравнительно недавно внедрился в лесную тему. Первые образцы специальной лесной техники были созданы всего 5 лет назад. Изначально в концепцию машин закладывалась простота конструкции, а также возможность обслуживания и ремонта машин силами оператора. Многооперационные машины Амкодор полностью освоили цепочку современной технологии заготовки и доставки древесины: валка, трелевка, обрезка сучьев, раскряжевка хлыстов, погрузка и вывозка лесоматериалов, производство щепы. Семейство лесных машин включает харвестеры, форвардеры и трелевочные тягачи.

3-осный харвестер Амкодор 2551, укомплектованный финской харвестерной головкой Kesla Foresteri, позволяет спиливать деревья диаметром до 670 мм. Его младший брат, харвестер Амкодор 2541 с колесной формулой 4х4 (новая разработка Амкодора), создан для проведения рубок по уходу за лесом, при этом характеристики позволяют использовать его и на сплошных рубках. Харвестерная головка Kesla Foresteri, установленная на 2-осном харвестере, спиливает деревья диаметром до 520 мм, а дополнительный гильотинный нож перекусывает деревья диаметром до 80 мм.

Форвардер Амкодор 2661-01 с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 12 т обеспечивает сбор, погрузку и транспортировку сортиментов и других круглых лесоматериалов. Также он выполняет погрузочно-разгрузочные работы, операции сортировки и складирования древесины. Для работы в особо тяжелых условиях созданы форвардеры Амкодор 2662 в 6-колесном и Амкодор 2682 в 8-колесном исполнении. На этих машинах установлены двигатели ММЗ мощностью 162 л.с., что дало возможность повысить грузоподъемность с 12 до 14 т. Задний мост выполнен отключаемым, что позволило в транспортном режиме экономить топливо. Форвардеры нового поколения комплектуются и более мощными манипуляторами. В качестве опции возможна установка отвала.

2-осные трелевочные тягачи Амкодор 2243В и Амкодор 2243 используются для трелевки деревьев и хлыстов, а также для выполнения вспомогательных работ на лесосеке – подготовки погрузочных площадок, штабелирования хлыстов, выравнивания комлей. Объем трелюемой тягачом пачки может достигать 10 м?. Тягачи серии Амкодор 2243, оснащенные манипулятором Foresteri R700, позволяют использовать машину для загрузки хлыстами автомобилей вместо устаревших гусеничных погрузчиков перекидного типа. По производительности колесные трелевщики превосходят гусеничные аналоги за счет большей маневренности и скорости. К тому же они не нарушают покров при развороте. К месту работ машины добираются своим ходом, тогда как гусеничную технику необходимо перевозить на трале.

Кабины лесопромышленных машин Амкодор имеют прочную защиту от падающих бревен, оснащены поликарбонатными стеклами с антиабразивным покрытием.

На базе фронтальных погрузчиков Амкодор выпускает модификации с челюстными захватами, применяемыми для погрузки и складирования лесоматериалов, а также разгрузки лесовозного транспорта и разборки штабелей. Лесопогрузчик Амкодор 352Л имеет грузоподъемность 5 т, более мощная модель Амкодор 371А характеризуется грузоподъемностью 7 т.

Зарубежная техника

Компания John Deere выпускает широкую линейку лесопромышленной техники. Форвардеры представлены шестью моделями трех типоразмеров: грузоподъемностью 9-11 т, 12-13 т и 15-19 т. Валочно-пакетирующие машины производятся четырех моделей, различающихся мощностью двигателя (от 241 до 300 л.с.) и массой (от 23 до 39 т). Харвестеры предлагаются двух типоразмеров (всего 3 модели). Харвестеры среднего размера универсальны в применении, их можно использовать при прореживании и конечной вырубке. Несколько вариантов харвестерных головок и длины стрелы позволяют изменять конфигурацию машины в зависимости от различных задач. Большие харвестеры предназначены для конечной вырубки и позднего прореживания. Их мощность и производительность позволяют работать с самыми большими деревьями, они отлично сбалансированы для прохождения сложного рельефа.

Линейка скиддеров John Deere включает чокерные скиддеры (2 модели) и скиддеры с захватом (4 модели). Чокерные скиддеры используются в горных лесах, где их эксплуатация наиболее оправданна – они обеспечивают наиболее безопасное и экономичное перемещение леса, а также простоту работы в ограниченных пространствах благодаря компактному размеру, а также возможность более быстрой перевозки больших грузов по сравнению с обычными скиддерами. Cкиддеры с захватом сочетают компактную, легкую конструкцию с великолепной устойчивостью: они легко маневрируют в ограниченном пространстве, где большие трелевщики могут застрять.

Производственная программа John Deere включает машины с поворотной платформой. Это 4 модели лесных экскаваторов, 2 из которых (2154D и 2454D) доступны российским заказчикам и могут поставляться в различном исполнении с различными вариантами навесного оборудования (гусеничный харвестер, процессор, лесопогрузчик и лесной экскаватор с землеройным ковшом). Производство этих моделей организовано на совместном предприятии с компанией Hitachi. Лесные экскаваторы отличаются от обычных экскаваторов усиленными узлами (усиленные рамы ленивцев, усиленная защита гидромоторов хода, усиленная Х-образная рама, нижняя защита для работы в сложных условиях, защита катков, усиленные боковые дверцы и крышка капота предохраняют агрегаты от внешних воздействий (падающие деревья и т.д.), окна выполнены из гибкого материала, предотвращающего возникновение осколков при попадании в него дерева).

Наряду с линейкой специальных лесопромышленных машин John Deere выпускает модификации строительных машин, предназначенные для работы в лесной промышленности. Производится версия бульдозера 850J, оснащенного оборудованием для использования в условиях леса. В нее входят такие дополнительные компоненты, как защита катков, решетки на окна кабины, отсекатели веток и другие средства защиты агрегатов и оператора. В зависимости от требований заказчика на бульдозере может быть смонтировано различное рабочее оборудование. Фронтальные погрузчики могут оснащаться вилами для погрузки пиломатериалов, универсальным захватом для сортиментов либо специализированным захватом. Наиболее подходящими моделями для использования на лесозаготовках являются 644К, 724К и 744К.

На сегодняшний день компания Caterpillar предлагает одну из самых широких линеек техники для лесной промышленности. Производителем освоен выпуск машин для всех этапов работы: строительство и поддержка лесных дорог, заготовка и вывозка древесины, лесовосстановление, погрузочно-разгрузочные работы на нижнем и верхних складах. Спектр специализированных лесных машин составляют харвестеры, форвардеры, валочно-пакетирующие машины, трелевочные тракторы, лесные экскаваторы и погрузчики. Харвестеры, валочно-пакетирующие машины и трелевочные тракторы выпускаются как в колесном, так и в гусеничном варианте. Харвестеров производится 3 модели (из них 2 гусеничные), валочно-пакетирующих машин – 8 (из них 5 гусеничных), трелевочных тракторов – 5 (из них 3 колесных), форвардеров – 5 (грузоподъемностью 13,6- 20 т). Лесные экскаваторы предлагаются трех моделей эксплуатационной массой 30-38 т. В зависимости от применяемого рабочего оборудования они могут использоваться при погрузке древесины либо при землеройных работах.

При соответствующей комплектации строительство и поддержку лесных дорог, а также лесовосстановление обеспечивают бульдозеры (Cat D6, D7, D8) и экскаваторы (Cat 320, 324, 330). Для погрузочно-разгрузочных работ в лесопромышленном комплексе выпускаются колесные погрузчики (Cat 950, 962, 966, 980, 988, 990). Конверсия стандартного строительного оборудования Cat в машины для лесной промышленности достигается за счет использования различного навесного оборудования, такого как специализированные грейферные захваты, харвестерные и процессорные головки, установки дополнительной защиты кабины, и, в случае погрузочно-разгрузочной техники, за счет установки усиленного противовеса.

Производственная номенклатура компании Komatsu представлена специализированной техникой для лесной промышленности, а также модификациями строительных машин, предназначенными для нужд лесной промышленности. Специализированная линейка Forest – это 7 моделей форвардеров грузоподъемностью 9-15 т, 5 моделей колесных харвестеров, 6 моделей гусеничных харвестеров и 5 моделей гусеничных валочно-пакетирующих машин. На базе гусеничных экскаваторов и фронтальных погрузчиков фирма выпускает лесопогрузочные машины с захватом для бревен, на базе бульдозеров – корчеватели.

Компания Liebherr производит спектр специальных машин для нужд лесной промышленности. В качестве базовых для них используются различные типы строительных и погрузочных машин. Для устройства сезонных и временных лесных дорог выпускаются фронтальные гусеничные погрузчики в специальном исполнении, а для строительства долговременных лесных дорог – гусеничные бульдозеры, экскаваторы, гусеничные и колесные фронтальные погрузчики. Технологический процесс лесозаготовки обеспечивают харвестеры, разработанные на базе гусеничных экскаваторов и колесных перевалочных машин. Для перевалочных работ в портах изготовляются колесные и гусеничные перевалочные машины. Логистику на производствах (погрузку/выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта, обслуживание сортировочных линий, штабелирование, перегрузку отходов и готовой продукции) обеспечивают перегружатели, лесовозные штабелеры, фронтальные колесные погрузчики, ричстакеры в лесном исполнении, а также бульдозеры для щепы. В качестве примера многообразия специальной техники для лесопромышленного комплекса можно отметить, что Liebherr предлагает 9 моделей перевалочных машин эксплуатационной массой 21,5-77,3 т, 3 модели лесовозных штабелеров эксплуатационной массой 29-44,1 т, 6 моделей фронтальных погрузчиков эксплуатационной массой 18,5-33,5 т.

Подразделение строительной техники фирмы Volvo отнюдь не ограничивается лишь выпуском машин для строительных и дорожных работ. Конструкторами этой компании создан ряд удачных конверсий строительных машин, благодаря которым они успешно применяются в лесной промышленности. Одна из них – харвестер EC210BF на базе гусеничного экскаватора. Однако простота преобразования экскаватора в харвестер на самом деле кажущаяся. Универсальная машина EC210BF для выполнения лесных работ разрабатывалась с чистого листа, ее нельзя назвать переделанным экскаватором. Данная машина сконструирована на высокой ходовой тележке, она имеет усиленную конструкцию – массивный опорно-поворотный круг с защитой, специальный механизм подъема стрелы, рукоять и стрелу. Машина снабжена защитой надстройки и основных агрегатов, включая кабину. Колесный погрузчик L180G High-lift эксплуатационной массой 33-36 т, предназначенный для перегрузки круглых пиломатериалов, оборудован системой подъема со специальной стрелой, обеспечивающей более высокий подъем и больший вылет, чем у стандартного фронтального погрузчика. Также для фронтальных погрузчиков компания предлагает грейферные захваты для бревен с площадью сечения от 3,2 до 3,8 м?. Стандартное навесное оборудование имеет возможность вращения на 360° с помощью гидромотора, что обеспечивает захват материала под любым углом. Для решения транспортных задач по перевозке лесоматериалов Volvo производит сортиментовоз, разработанный на базе шарнирно-сочлененного самосвала.

Владимир Новоселов




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»