НОВАЯ ВОЛНА

РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОВ

В течение последних 10-15 лет на российском рынке автогидроподъемников (АГП) произошли значительные изменения. В первой половине 2000-х годов в России функционировало более десятка предприятий, выпускавших АГП. Большинство из этих заводов выпускало коленчатые подъемники, разработанные еще в советский период. На сегодняшний день отечественных компаний, которые осуществляют полный цикл производства АГП – от проектирования до изготовления металлоконструкций и окончательной сборки, – остались считаные единицы, да и объемы их выпуска по сравнению с докризисным периодом (до 2008 года) значительно снизились. Из «старой гвардии» теперь в строю лишь Казанский электромеханический завод, торжокская Пожтехника, Завидовский экспериментально-механический завод, питерский Автогидроподъемник и краснодарский завод «Мехпромстрой». У наиболее крупных из этих производителей, казанского и торжокского заводов, в лучшие докризисные годы годовой выпуск АГП превышал 450 единиц, по паре сотен изготовляли завидовский завод и Автогидроподъемник, порядка сотни – Мехпромстрой. В 2013 году все эти заводы вместе взятые сделали около 500 единиц техники данного типа. Конечно, экономический кризис в нашей стране внес свои коррективы в снижение спроса, однако проблему значительного падения объемов производства АГП на указанных заводах следует рассматривать шире. У «старичков» появились серьезные конкуренты, причем их (конкурентов) становится год от года все больше.

За последние 5 лет как грибы после дождя появляются все новые и новые российские фирмы, «скрещивающие» импортные автогидроподъемники с отечественными и зарубежными автомобильными шасси. Такая техника получает российский идентификационный код и формально (по документам) рассматривается как отечественная.

Пионерами новой конкурентной среды можно считать две нижегородских компании – «Чайка-Сервис» и «РусКомТранс», которые на рубеже 2007-2008 годов предложили потребителям новый продукт – АГП европейского уровня, установленные на шасси в российских условиях. Поначалу продажи такой техники были единичными, однако к настоящему времени число фирм – установщиц АГП перевалило за десяток, и объемы их продаж неуклонно растут. Несомненно, в более выигрышном положении оказались те, кто пришел на рынок первыми, – упомянутые выше две компании. Например, в настоящее время для Чайки-Сервис монтаж АГП на шасси стал одним из основных направлений производственной деятельности, и объемы выпуска у этого изготовителя сопоставимы с объемами отечественных патриархов, десятилетиями специализирующихся на разработке и производстве АГП.

За сравнительно короткий период с того момента, как в России стали массово предлагаться иностранные автогидроподъемники (преимущественно итальянского производства), вектор приоритетов у потребителей весьма стремительно стал склоняться в их пользу. Помимо таких параметров, как надежность и качество, импортные АГП обладают компактностью и малой собственной массой. В их конструкции применяются высокопрочные стали, алюминий и пластик. Стрелы выполняются многосекционными, что делает подъемник в транспортном положении очень маневренным. И если самые массовые отечественные АГП с выстой подъема 18 и 22 м можно устанавливать только на среднетоннажные шасси типа ГАЗ-3309, ЗИЛ-433362 и др., то для зарубежных подъемников с такой же и даже большей высотой подъема (до 24 м) вполне подходят малотоннажники ГАЗель и их аналоги. Если рассматривать тяжелые АГП с большой высотой подъема, то под импортные 50-60-метровые установки можно применять 3-осные шасси типа КАМАЗ, в то же время отечественные АГП на такие же шасси можно смонтировать максимум 36-37-метровые. Российская промышленность предлагает наибольшую высоту подъема АГП 50 м, такую технику выпускает только Пожтехника, оборудование монтируется на 4-осные шасси. Некоторые фирмы, осуществляющие в России установку иностранных подъемников, для 4-осных шасси предлагают 70-75-метровое оборудование. А максимальный потолок зарубежных АГП превысил 100-метровую отметку.

Конечно, сказать, что отечественные производители АГП стоят на месте и не создают ничего нового, будет несправедливо – и у них появляются новые модели, превосходящие по своим параметрам технику, созданную много лет назад. Однако, к сожалению, в масштабах страны внедрение современной техники и необходимая для этого модернизация производства идут с большим опозданием. В условиях жесткой конкуренции со стороны компаний, предлагающих импортные подъемники, ряд известных отечественных изготовителей АГП и вовсе приостановили развитие данной тематики и сосредоточили основные усилия на выпуске другой техники.

Наряду с развитием нового веяния в отечественном производстве в последние несколько лет активизировался импорт новых АГП на шасси. Основная страна-поставщик – Южная Корея. Прежде к нам преимущественно завозились бу вышки из Японии. Кроме того, в докризисный период значительную долю поставок составляли украинские АГП мелитопольского завода «Гидромаш» (в 2007 году поставлено 320 единиц техники). В настоящее время продукция этого производителя по-прежнему весьма популярна на российском рынке. Изделия других изготовителей рассматриваемого типа техники из стран ближнего зарубежья – Беларуси и Украины – поставлялись в Россию как прежде, так и в настоящее время в значительно меньшем количестве.

Рассмотрим деятельность и производственные программы наиболее известных в России производителей и установщиков автогидроподъемников.

Казанский электромеханический завод является одним из старейших отечественным производителей автомобильных подъемников, он выпускает такую технику с 1957 года. Номенклатура автогидроподъемников марки Ак Барс насчитывает около 30 моделей с коленчатой и телескопической стрелой, с высотой подъема от 14 до 37 м, устанавливаемых на шасси автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, Урал. За последние годы предприятием выпущено несколько новых моделей АГП. В частности, это модели ТКА-32 и ТКА-37. К главным достоинствам ТКА- 37 относятся: максимальная высота подъема – 37 м (у КЭМЗ это пока единственный подъемник, имеющий такую высоту), предельный рабочий вылет – 22,5 м, максимальная грузоподъемность люльки – 400 кг, что позволяет разместить в ней ремонтную бригаду из четырех человек с оборудованием. Люлька имеет электроизоляцию до 1000 В и оснащена механизмом поворота на 90°. Система безопасности позволяет изменять вылет в зависимости от нагрузки в рабочей платформе. Учитывая большое количество пожеланий со стороны эксплуатирующих организаций, использующих АГП в труднодоступных районах, КЭМЗ начал выпуск модели серии ТА, смонтированной на полноприводном шасси ГАЗ-33086 Земляк. Этот автомобиль, обладающий грузоподъемностью ГАЗ-3309 и проходимостью ГАЗ-33081, оснащен 2-рядной кабиной, позволяющей провозить бригаду из четырех человек. Также заводом запущен в серийное производство 22-метровый подъемник ПСС-131.22Э(300) с улучшенными техническими характеристиками. Данная модификация смонтирована на шасси КАМАЗ-43253, имеет поворотную на ±45° электроизолированную рабочую платформу с увеличенными геометрическими размерами и повышенную до 300 кг грузоподъемность. На машине установлена усовершенствованная система безопасности управления и контроля (СБУК), позволяющая в зависимости от нагрузки на рабочей платформе изменять рабочую зону (вылет стрелы). В настоящее время на КЭМЗ ведется сборка опытного образца коленчато-телескопического автогидроподъемника (КТА) с поворотной электроизолированной рабочей платформой. Этот тип подъемника на предприятии запускается впервые. Установка обеспечивает работу на высоте до 32 м при грузоподъемности люльки до 300 кг. Максимальный вылет стрелы составляет 23,6 м. В качестве базовых заявлены шасси КАМАЗ-53502/-53253, Урал-4320/-43206. Запуск данной модели в серийное производство ожидается в начале 2015 года.

Торжокский завод «Пожтехника» имеет наиболее широкий модельный ряд АГП среди отечественных производителей – порядка 50 моделей с высотой подъема от 12 до 50 м. Предлагаются телескопические, коленчатые, рычажно-телескопические, ножничные подъемники на всех возможных типах отечественных шасси, а также на некоторых зарубежных. К сожалению, в последние несколько лет завод ввиду большой конкуренции практически не развивает тематику АГП, сделав основной упор на свою исторически традиционную продукцию – пожарную технику. Отметим, что в докризисный период завод выпускал более 450 АГП в год, в 2013 году было изготовлено всего лишь 82 машины данного типа.

Завидовский экспериментально-механический завод в основном производит АГП наиболее востребованных в России типоразмеров – с высотой подъема 18 и 22 м. Среди них отечественная классика, выпускающаяся уже не один десяток лет, – 22-метровый коленчатый подъемник, один из самых простых и надежных строительных подъемников на территории СНГ. Еще одна классическая машина, одна из самых распространенных в России, – телескопический подъемник с 3-секционной стрелой решетчатого типа с высотой подъема 18 м и уникальным вылетом 13 м. Данная модель выпускается в сотрудничестве с мелитопольским заводом «Гидромаш». Также предприятие изготовляет более компактную модель «телескопа» с решетчатой стрелой с высотой подъема 17 м. В числе новых разработок 22-метровый телескопический подъемник ПСС 131.22Э с вылетом в 15,9 м. На нем использована 5-секционная стрела от КМУ Unic. Использование такой стрелы сделало машину крайне компактной. Ряд оригинальных конструкторских решений позволил привязать данную установку к вездеходному шасси КАМАЗ- 4326, уложив стрелу подъемника за кабину, благодаря чему габарит по высоте не превышает габарит автомобиля-шасси. Еще одна новинка – рычажно-телескопический автогидроподъемник ПСС- 141.29Э. Данная установка с высотой подъема 29 м и грузоподъемностью люльки 250 кг монтируется на 2-осном шасси КАМАЗ.

Завод «Автогидроподъемник» – еще одно старейшее предприятие отрасли. Выпуск первых автомобильных вышек здесь был освоен в 1950 году. На сегодняшний день освоен выпуск коленчатых, телескопических и рычажно-телескопических подъемников с высотой подъема от 14 до 36 м, различных по своими функциональным особенностям применения – от обычных, предназначенных для подъема людей на высоту, до уникальных, предназначенных для обслуживания и ремонта мостов, виаду- ков и ЛЭП. Помимо этого, выпускаются подъемники (де-айсеры), предназначенные для технического обслуживания самолетов и обработки корпусов воздушных судов противообледенительными жидкостями. Вся техника устанавливается на отечественные шасси разных марок. В последние годы на предприятии отмечается спад производства АГП, если в прежние годы объем выпуска составлял порядка 200 единиц в год, то в 2013 году было сделано всего 32 машины. Зато весьма активно развивается производство спецпродукции по заказу Министерства обороны РФ, всего для нужд этого ведомства в минувшем году было выпущено 60 единиц техники.

Краснодарский завод «Мехпромстрой» преимущественно выпускает отечественную классику – 18- и 22-метровые коленчатые подъемники серии ВС на шасси ГАЗ и ЗИЛ. Правда, пока не ясно, чем будут заменены для 22-метровых вышек зиловские шасси после прекращения производства автомобилей на АМО ЗИЛ. Сравнительно свежая модель из Краснодара – 18-метровый телескопический подъемник ВСТ-18, устанавливаемый на шасси ГАЗ-3309/-3308. Совсем новое направление деятельности этого предприятия – монтаж на шасси подъемного оборудования стороннего изготовителя. Таким изготовителем выступает белорусский завод «Витстройтехмаш», поставляющий краснодарцам рычажно-телескопический автогидроподъемник ВИПО-20-01 с высотой подъема 20 м. В краснодарском варианте белорусский подъемник предлагается на шасси Hyundai 78.

Молодой производитель автогидроподъемников – завод подъемно-транспортного оборудования «Витстройтехмаш» – дебютировал на российском рынке в 2011 году. Предприятие предлагает гамму телескопических и рычажно-телескопических подъемников с высотой подъема от 12 до 32 м. На машинах применены металлоконструкции из высокопрочной конструкционной стали Domex с пределом текучести 700 мПа. Металлоконструкции и другие компоненты для производства АГП производитель закупает в Турции. Предприятие проводит большую работу по расширению модельного ряда выпускаемой продукции, так, ежегодно в серийное производство запускается не менее двух моделей. В связи с расширением номенклатуры выпускаемых подъемников, а также увеличением объемов выпускаемой продукции фирма приступила к строительству новой производственной базы, на которой предусмотрена конвейерная сборка рабочего оборудования и автогидроподъемников. В настоящее время конструкторско-технологическим отделом предприятия проводится работа по модернизации автогидроподъемника ВИПО- 32-01 для нужд МЧС для ведения пожарных и спасательных работ. Подъемники марки ВИПО через дилерскую сеть поставляются в Россию, Казахстан, Армению, Азербайджан, Киргизию, на Украину. Ведется работа по организации сборочных производств в этих странах.

Витстройтехмаш – не единственный производитель АГП из Беларуси, проявляющий активность на российском рынке. Кроме него в России представлена продукция Пинского завода средств малой механизации и завода «Могилевтрансмаш» – филиала Минского автозавода.

Пинский завод СММ производит автогидроподъемники высотой подъема от 12 до 35 м – телескопические и коленчатые. Оборудование монтируется на шасси КАМАЗ, МАЗ, Урал, ГАЗ, Hyundai и др. За последние 3 года предприятием освоен выпуск телескопических АГП с высотой подъема от 18 до 22 м, также изготовлен подъемник на шасси КАМАЗ высотой подъема 35 м. В перспективе производитель намерен сделать упор на выпуск телескопических подъемников. Наряду с тем что завод «СММ» традиционно сам изготавливает навесное подъемное оборудование, в настоящее время налажено сотрудничество с итальянской компанией Oil&Steel, у которой закупаются стрелы. Опорную раму для подъемников с покупными стрелами завод изготавливает самостоятельно. В Россию завод «СММ» свою продукцию поставляет в готовом виде, т.е. навесное оборудование уже смонтировано на автомобильном шасси.

Продукция завода «Могилевтрансмаш» весьма активно продвигается на российском рынке, о чем свидетельствует ежегодное присутствие этого производителя в составе экспозиции МАЗа на выставке «СТТ». На сегодняшний день в линейке предприятия присутствуют только АГП, смонтированные на шасси МАЗ разных моделей (в зависимости от размера подъемного оборудования): 17-метровый телескопический, 20-метровый коленчатый и 30-метровый рычажно-телескопический. В этом году на выставке «СТТ'2014» производитель представил свою новейшую разработку – автогидроподъемник с высотой подъема 40 м. Машина оснащена рычажно-телескопической стрелой, поворотной люлькой с углом поворота ±45° и электропропорциональным управлением.

Самые распространенные в России украинские автогидроподъемники выпускает мелитопольский завод «Гидромаш». Производственная программа этого предприятия включает телескопические АГП с высотой подъема 14, 15, 18, 22 и 28 м. Конструкция секций стрелы для 18-метровых подъемников АП-18 выполняется из тонкостенных труб в виде ферм, для остальных моделей – из листового металла. За последние 3 года был создан подъемник АП-28 на шасси КАМАЗ-43253 и разработана конструкция подъемника АП-18 с вылетом рабочей платформы 14,5 м на шасси ГАЗ-3309 с пятиместной кабиной. Мелитопольские АГП устанавливаются на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ, Isuzu. Кроме того, ведутся работы по привязке навесного оборудования на шасси Hyundai и Tata. Производитель монтирует подъемное оборудование на давальческие шасси, а также поставляет его на ряд российских предприятий.

За 7 лет серийного производства автогидроподъемников АЗ «Чайка-Сервис» сумел укрепиться на рынке АГП и составить серьезную конкуренцию старой когорте отечественных производителей техники данного типа, а также занять лидирующие позиции среди предприятий новой волны, специализирующихся, как Чайка-Сервис, на монтаже импортных АГП на шасси.

Компания предлагает автогидроподъемники итальянской фирмы Socage. В линейке, представленной на российском рынке, 17 моделей с высотой подъема от 14 до 70 м, устанавливаемых на любые отечественные и иностранные шасси. По типу исполнения АГП подразделяются на:
• телескопические (расположение стрелы над кабиной), высота подъема от 19 до 28 м;
• телескопические (расположение стрелы за кабиной), высота подъема от 15 до 18 м;
• телескопические с гуськом, высота подъема от 54 до 70 м;
• комбинированные телескопические, высота подъема от 22 до 28 м;
• комбинированные телескопические с гуськом, высота подъема от 30 до 70 м.

Ежегодно нижегородский производитель выводит на рынок новые модели подъемной техники, расширяет сферу своего присутствия. И если на начальном этапе производства подъемники Socage можно было увидеть только на выставках, то теперь они встречаются как на городских улицах, так и за их пределами, например, при обслуживании ЛЭП службами МРСК.

Ближайший нижегородский конкурент Чайки-Сервис – завод коммерческого транспорта «РусКомТранс», начавший разрабатывать новую для российского рынка тематику практически в то же время. Для изготовления автогидроподъемников этот производитель использует стрелы итальянской компании CTE, являясь ее представителем в России. АГП предлагаются с высотой подъема до 75 м на различных шасси отечественного и зарубежного производства. Модельный ряд подъемников по типу конструкции можно разделить на четыре категории:
• телескопические с высотой подъема от 14 до 22 м (конфигурация «люлька в заднем свесе»);
• телескопические с высотой подъема от 14 до 22 м (конфигурация «люлька над кабиной»);
• телескопические с гуськом с высотой подъема от 26 до 75 м (конфигурация «люлька за кабиной»);
• рычажно-телескопические с высотой подъема от 14 до 32 м.

Среди установщиков импортных АГП трендом последних лет является конфигурация «люлька над кабиной», применяемая на самых популярных в России среднеразмерных вышках. Такая схема расположения традиционно была и остается самой распространенной у отечественных производителей, в то время как у иностранцев наиболее популярной является конфигурация «люлька в заднем свесе». Откликаясь на запросы потребителей, РусКомТранс 2 года назад предложил такую схему расположения люльки для 22-метровых подъемников серии compact. Такие АГП отличаются компактными размерами в транспортном положении, что позволяет сохранить проходимость базовых автомобилей, особенно полноприводных, что немаловажно для организаций, эксплуатирующих подъемники за городом на пересеченной местности. В этом году появилась новая модель АГП-20Тcompact этой серии с увеличенной грузоподъемностью люльки (до 300 кг) и боковым вылетом до 13,5 м. Также проводятся испытания нового подъемника рычажного типа АГП-14Р на шасси ГАЗель и ГАЗель Next с двухрядной кабиной и стандартной колесной базой. Такой автомобиль будет незаменим для городских коммунальных служб и энергетиков, поскольку может перевозить целую бригаду и поднимать двух рабочих с инструментом на высоту до 14 м.

Еще одна фирма из Нижнего Новгорода, осуществляющая монтаж на шасси импортных автогидроподъемников – «Автомеханический завод», – дебютировала на рынке АГП сравнительно недавно, показ новинок на широкой публике состоялся в 2012 году в рамках выставки «СТТ». АМЗ, являясь официальным дистрибьютором в России итальянской компании Isoli, предлагает подъемники с высотой подъема от 14 до 35 м – телескопические с расположением стрелы над кабиной, телескопические с расположением стрелы за кабиной, рычажно-телескопические, телескопические с гуськом. Корзина подъемников может быть изготовлена как из стеклопластика, так и из алюминия, и способна выдерживать нагрузку 250-300 кг. АГП устанавливаются на шасси отечественного и иностранного производства полной массой от 3,5 т. Наиболее крупным в линейке производителя, предлагаемой на российском рынке, является автогидроподъемник Isoli PTJ 35.22 SL на шасси КАМАЗ-43118. Подъемник оснащен телескопической стрелой с гуськом, что позволяет проводить работы ниже уровня земли. Данная модель оборудована алюминиевой раздвижной люлькой, площадь которой увеличивается на 65%. Мода на АГП с люлькой, расположенной над кабиной, не обошла стороной и АМЗ – на выставке «СТТ'2014» была представлена новая 20-метровая телескопическая модель PT200R, смонтированная на шасси ГАЗ-33081.

Фирма «Коминвест-АКМТ» осуществляет установку на шасси автогидроподъемников итальянской компании Cela, с которой у нее заключено эксклюзивное дилерское соглашение. Потребителям предлагается три линейки телескопических и коленчатых АГП – общего назначения, пожарные и самоходные гусеничные. Диапазон высот варьируется от 15 до 70 м. Люльки (алюминиевые) имеют механизм поворота на угол ±90°. Дополнительное удобство в работе создает система автоматической стабилизации. Оборудование монтируется на любые шасси соответствующей грузоподъемности. Для установки на автомобили полной массой не менее 3,5 т линейка коленчатых подъемников начинается от 24 м, телескопических – от 21 м.

Осенью минувшего года компания Palfinger, ведущий мировой производитель кранов-манипуляторов, представила на российском рынке новый продукт – автогидроподъемники. В модельном ряду насчитывается 32 модели с высотой подъема от 12 до 102,5 м – телескопические и коленчатые. Производитель подразделяет свои подъемники на два потребительских сегмента – средний ценовой сегмент и премиум-сегмент. Подъемники среднего ценового сегмента выпускаются в Италии. Итальянские АГП поставляются как смонтированными на шасси, так и в виде навесного оборудования. Отличительными особенностями данной серии подъемников является простое и надежное гидравлическое управление без применения электронных компонентов в сочетании с высокой надежностью, которой славится подъемное оборудование Palfinger. Бюджетные подъемники имеют унифицированную конструкцию основных узлов и спроектированы так, чтобы любой из них можно было монтировать на шасси с полной массой от 3,5 т. Это обеспечивается низкой массой подъемника – в среднем около 1200 кг (без надрамника и аутригеров). В настоящее время в России предлагаются модели из этой серии с высотой подъема 14, 17, 20 и 23,2 м. АГП премиум-сегмента производятся Германии. Диапазон высот таких подъемников составляет от 11 до 102,5 м. Эти АГП в соответствии с законодательством ЕС поставляются уже смонтированными на шасси. В России монтаж на шасси подъемного оборудования среднего ценового сегмента осуществляется через дилерскую сеть Palfinger теми дилерами, у которых есть производственные мощности и необходимая документация.

Еще одна компания, осуществляющая монтаж автогидроподъемников на шасси, – «Автомаш Холдинг». В 2010 году фирма получила статус дистрибьютора итальянского концерна Manotti, а двумя годами позже приступила к сотрудничеству с ведущим украинским производителем АГП – мелитопольским заводом «Гидромаш». В России представлена вся номенклатура мелитопольских подъемников (о них речь шла выше).

Алапаевский завод «Стройдормаш», крупнейший в России производитель буровой техники, расширил свой продуктовый портфель автогидроподъемниками. Крен в сторону производства АГП не случаен, поскольку заказчиками этого предприятия являются преимущественно энергетические компании. Теперь завод может предложить не только бурильную машину для установки опор линий электропередач, но и необходимый в этом случае автогидроподъемник. В качестве партнера алапаевцы выбрали американскую компанию Altec, у которой закупают подъемное оборудование. Освоенный в производстве подъемник Altec DM-47 базируется на шасси Урал-4320. Его главная отличительная особенность от классических АГП – универсальность. Он может поднимать людей на высоту до 15 м, при этом максимальный вылет составляет 11,4 м, а грузоподъемность люльки 136 кг; работать в качестве крана грузоподъемностью до 13,6 т; бурить скважины; погружать винтовые сваи.

Новичок в сегменте автогидроподъемников – Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования. В прошлом году на выставке «СТТ» этот старейший отечественный производитель пожарной техники дебютировал в новом амплуа. Завод пошел по проторенному другими российскими фирмами пути, осуществляя монтаж импортного подъемного оборудования на автомобильные шасси. Партнером варгашинцев является корейская фирма Dasan. На данный момент производитель предлагает в России две модели телескопических подъемников с высотой подъема 18 и 28 м. Необходимо отметить, что характерной особенностью корейских АГП является телескопическая стрела, состоящая из большого числа секций. Благодаря такой особенности подъемники очень компактны в транспортном положении.

Пермский завод грузовой техники с недавних пор также решил попробовать себя на поприще производства автогидроподъемников. Схема классическая в наши дни – покупка подъемного оборудования и установка его на шасси. В 2013 году фирма показывала на выставке «СТТ» две модели АГП – с корейским и итальянским оборудованием. Правда, в этом году представитель ПЗГТ так и не смог ответить на вопрос, чье же оборудование устанавливает их фирма. Хотя для потенциальных покупателей вопрос, какую они покупают вышку – китайскую, корейскую или итальянскую – за энное количество российских рублей, носит совсем не праздный характер…

Приведенный выше перечень производителей автогидроподъемников далеко не исчерпывающий. За последние 3 года на выставочных мероприятиях, а также в Интернете можно было встретить названия и других фирм. Как правило, это итальянские или корейские производители, например: Италия – CO.ME.T. Officine, CMC, PC Produzioni; Корея – Horyong, Hansin, HS Crane. Помимо того, можно найти объявления и о продаже китайских вышек.

Владимир Новоселов




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»