ВОПРЕКИ КРИЗИСУ

РОССИЙСКИЙ РЫНОК БАШЕННЫХ КРАНОВ

Тенденции, отмечаемые на российском рынке башенных кранов, в целом соответствуют ситуации, наблюдаемой в других сегментах строительной и дорожной техники. Здесь также отмечался рост отечественного производства и импорта в период с середины 2000-х годов до кризиса 2008 года, увеличение доли новой импортной техники, а также рост китайского присутствия. Пережив наибольший спад объемов продаж в 2009-2010 годах, в последующий период рынок стал восстанавливаться. Однако в 2012 году удалось достигнуть лишь показателей 2005 года: суммарный объем рынка, включающий российское производство, импорт новых и бэушных кранов, составил 551 единицу. Несмотря на вторую волну кризиса, ставшую причиной затормаживания в минувшем году роста рынка СДМ (а в некоторых сегментах и снижения), сегмент башенных кранов в 2013 году продемонстрировал положительную динамику – его емкость достигла 796 единиц, что на 44% больше, чем годом ранее. Существенный рост отмечен как в сегменте отечественных, так и в сегменте новых импортных кранов.

Отечественная техника
Для начала небольшая ретроспектива. Незадолго до распада Советского Союза, на рубеже 1980-1990-х годов, отечественная промышленность ежегодно выдавала более 3000 башенных кранов, из которых треть производилась на Ржевском краностроительном заводе. Экономические реформы 1990-х годов привели в упадок краностроительную отрасль: на протяжении 1990-х – начала 2000-х годов ежегодный выпуск башенных кранов в России составлял менее 100 единиц. Лишь к середине 2000-х годов наметились позитивные сдвиги, обусловленные в значительной степени строительным бумом: активно стал наращиваться объем производства на ржевском заводе; после смены в 2003 году собственника пошли в гору дела на Нязепетровском литейно-механическом заводе; выпуск башенных кранов освоило объединение «Машстройиндустрия». Поимо этих предприятий башенные краны изготовлялись на Ухтинском механическом заводе и санкт-петербургском Механическом заводе, входившем в состав группы компаний «Конрад». В 2004 году производство башенных кранов в России достигло 237 единиц, а годом позже – 328. Максимальных объемов отечественные предприятия добились в 2007 году, когда суммарный выпуск составил 531 кран. Половину этого объема произвел Нязепетровский ЛМЗ, входящий в группу «Крановые технологии», вторую строку занимал Ржевский краностроительный завод, третью – Машстройиндустрия. В 2009 году отечественные изготовители башенных кранов оказались в тяжелейшей ситуации – за год было собрано всего 35 кранов. В 2010 году ситуация незначительно улучшилась только у группы «Крановые технологии» и Машстройиндустрии. На Ржевском краностроительном заводе на протяжении 2009-2011 годов выпуск кранов был единичным. В указанный период прекратили свою производственную деятельность Ухтинский механический завод и Механический завод группы «Конрад». В 2012 году в строю действующих остались только три игрока – ржевский, нязепетровский заводы и предприятия объединения «Машстройиндустрия» – кохомский завод «Строммашина» и Одинцовский машиностроительный завод. Этими компаниями в 2012 году было изготовлено 153 крана, а годом позже выпуск вырос до 229 машин, почти сравнявшись с объемами 2004 года. Увы, до лучших показателей 2007 года, как видно, еще далеко. Удастся ли повторить успех докризисного периода в обозримом будущем и уж тем более превзойти его, тоже вопрос. Весьма красноречиво характеризуют изменение расклада сил доли рынка, принадлежащие отечественным и зарубежным производителям кранов в рассматриваемый временной промежуток. В 2005 году нашим принадлежало 63%, в 2013-м – лишь 29%. Очень хочется надеяться на лучшее, однако, даже несмотря на имеющий место оптимистичный настрой российских производителей, вырисовываются не слишком радужные перспективы. Цифры говорят сами за себя: импорт башенных кранов растет быстрее, чем восстанавливается отечественное производство. Причем по сравнению с серединой 2000-х годов, когда преобладали поставки кранов, бывших в эксплуатации, теперь все большую долю в структуре импорта занимает новая техника как западных, так и китайских производителей.

С середины 2000-х годов лидирующие позиции по объемам производства занимает Нязепетровский ЛМЗ группы «Крановые технологии». За исключением 2009 и 2010 годов, у этого производителя первое место среди российских изготовителей башенных кранов. В 2013 году объем выпуска на предприятии составил 118 кранов, что на 25% больше, чем годом ранее. Доля Крановых технологий в российском производстве в 2012 и 2013 годах составила 61% и 51% соответственно.

За последние 4 года фирмой «Крановые технологии» при участии европейских инжиниринговых центров были разработаны современные конструкции быстромонтируемых башенных кранов (SMK-5.66, SMK-3.33), кранов без оголовка (TDK-10.215-NTK, TDKP-10.300, TDK- 8.155 NTK, TDK-12.300, TDK-8.180) с инновационной монокабиной NTK и системой управления, а также промышленный портальный кран-перегружатель (TDKP-10.300). В текущем году производитель намерен представить потребителям очередную новинку – строительный стационарный приставной безоголовочный крюковой электрический кран с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой, с максимальной грузоподъемностью 10 т (TDK-10.180 NTK). TDK-10.180 NTK стал продолжением линейки кранов серии TDK. Основная задача, успешно решенная техническими специалистами при разработке новой модели, – повышение скоростных характеристик выполнения рабочих операций.

Ржевский краностроительный завод в докризисный период неизменно занимал вторую строку российской «табели о рангах», наступая на пятки своему нязепетровскому конкуренту. После тяжелейших для ржевского предприятия 2009-2011 годов, когда ежегодно удавалось собирать по 5-7 кранов, переломным стал 2012 год, в котором РКЗ выпустил 23 крана. Следующий, 2013 год стал еще более успешным – завод нарастил объемы в 2,5 раза относительно результатов 2012 года, выйдя таким образом на второе место с 25%-ной долей рынка отечественных башенных кранов. В текущем году ржевский завод прогнозирует рост производства не менее 40-50%.

Свои ближайшие перспективы РКЗ связывает с наиболее востребованными на сегодняшний день в строительной отрасли высотными кранами грузоподъемностью 8 т, оснащенными частотным управлением. Благодаря частотному управлению краны отличаются высокими скоростями работы при сравнительно невысокой грузоподъемности, а также вылетом стрелы, позволяющим при стационарном монтаже эффективно обслуживать большую строительную площадку. Это позволяет применять их не только на высотном, но и на обычном монолитном строительстве. В последние годы самый популярный ржевский кран КБ-474А прошел модернизацию: увеличилась высота свободно стоящего крана, грузовые характеристики, и с 2011-2012 года он снова начал возвращать себе былые позиции на рынке. Но почивать на лаврах одной успешной модели завод не планирует. В планах на 2014 год стоял выпуск крана, созданного совместно с германскими краностроителями. Однако по ряду причин выпуск совместного крана перенесен на более поздние сроки, но этот проект изготовитель намерен довести до конца. Сейчас производитель для своих кранов использует импортные комплектующие – итальянские редукторы, словацкие опорно-поворотные устройства, немецкую электрику. В дальнейшем рассматривается модернизация электрики. Применяя надежные комплектующие европейского производства, ржевские краностроители стремятся приблизить технический уровень и качество своих кранов к зарубежным аналогам, предоставить возможность отечественному потребителю купить российский кран с такими же характеристиками, такими же комплектующими и таким же качеством, но по более низкой цене, чем импортный аналог.

Несмотря на неблагоприятное в целом состояние отрасли отечественного строительно-дорожного машиностроения в период 1990-2000-х годов, отдельные редкие позитивные моменты в этот временной промежуток все же имелись. Несомненным положительным моментом стало появление в 2002 году нового производителя башенных кранов – объединения «Машстройиндустрия», машиностроительного подразделения строительного холдинга «СУ-155», в которое вошли кохомский завод «Строммашина» и Одинцовский машиностроительный завод. За сравнительно небольшой период времени предприятия Машстройиндустрии освоили выпуск башенных кранов грузоподъемностью 12 т с высотой подъема 83 м, кранов грузоподъемностью 10 т с высотой подъема 95 м, кранов для нулевого цикла работ и малоэтажного строительства грузоподъемностью 10 т, кранов-погрузчиков грузоподъемностью 12 т на вылете до 30 м, кранов для регионального строительства грузоподъемностью 8 т с высотой подъема 56 м, кранов с верхним поворотом грузоподъемностью 10 т с высотой подъема 160 м. Первоначально кохомский и одинцовский заводы обеспечивали кранами потребности строительных организаций холдинга СУ-155. В дальнейшем, с расширением производства, техника предлагалась и сторонним потребителям. В 2006-2008 годах производитель вышел на ежегодный объем выпуска 85-90 кранов. Кстати, в кризисные 2010-2011 годы краностроительные предприятия Машстройиндустрии показали наименьшее падение объемов производства, в отличие от своих российских коллег. В 2012 году ими было изготовлено 36, а в 2013 году – 54 крана.

Импортная техника
Сегмент импортных башенных кранов за прошедшее десятилетие демонстрировал высокие темпы роста. Достаточно сказать, что в 2004 году через российскую таможню прошло всего лишь 32 новых крана, а в 2013-м, несмотря на очередную волну экономического кризиса, 408 (!) – почти в 13 раз больше. Соответственно, доля новых импортных кранов в суммарном объеме рынка (отечественное производство, импорт новой и бэушной техники) выросла с 8% в 2004 году до 51% в 2013-м. А вот доля бэушных кранов сократилась за этот период с 32% до 20%, хотя в натуральном исчислении объем их поставок изменился незначительно: в 2004 году импортировано 125 единиц, в 2013-м – 159.

Китаизация импорта СДМ не обошла стороной и сегмент башенных кранов. Уже в 2004 году доля китайцев в структуре импорта новой техники составляла 40%. Хотя в натуральном выражении это был незначительный объем – 13 кранов. В 2013 году доля кранов из КНР равнялась 36%, в натуральном выражении – 145 единицам.

За последние 2 года среди некитайских компаний по объемам поставок лидируют две компании – Manitowoc (торговая марка башенных кранов Potain) и Liebherr. В середине 2000-х в сегменте импортных башенных кранов безраздельно господствовал Liebherr, теперь ситуация поменялась. В 2012 году новых кранов Potain было импортировано 79 единиц, Liebherr – 77, в 2013-м – соответственно 96 и 91 единица. По итогам 2012 и 2013 годов указанные бренды в сумме занимали соответственно 58% и 46% рынка новых импортных кранов. Каждый из этих производителей предлагает внушительную линейку башенных кранов, рассчитанных на различные условия эксплуатации. В общей сложности у Manitowoc заявлено 74 модели, у Liebherr – 69.

В семействе башенных кранов Potain несколько серий: быстромонтируемые краны Potain IGO (максимальная грузоподъемность – 1,3-4 т), быстромонтируемые краны Potain IGO T (максимальная грузоподъемность – 4-8 т), безоголовочные краны Potain City Topless (максимальная грузоподъемность – 5-16 т), краны с оголовком Potain MC (максимальная грузоподъемность – 8-16 т) и Potain MD (максимальная грузоподъемность – 10-25 т), сверхтяжелые краны Potain MD Maxi Topkit (максимальная грузоподъемность – 16-64 т), краны с подъемной стрелой Potain MR (максимальная грузоподъемность – 8-32 т).

Модельный ряд Liebherr включает множество вариантов как быстромонтируемых, так и классических верхнеповоротных кранов. Быстромонтируемые краны представлены серией Н (максимальная грузоподъемность – 2 и 4 т), серией К (максимальная грузоподъемность – 2,5-8 т), колесной серией НМ (максимальная грузоподъемность – 1,5 и 2 т), гусеничной серией R (максимальная грузоподъемность – 4-8 т). Безоголовочные краны Flat-Top EC-B включают модели максимальной грузоподъемностью 5-125 т, краны с оголовком High-Top EC-H характеризуются грузоподъемностью от 8 до 50 т, тяжелые высотные краны с увеличенным вылетом Heavy-Load HC имеют грузоподъемность от 40 до 100 т, особо высотные краны с подъемной стрелой Luffing HC-L рассчитаны на максимальную массу поднимаемых элементов от 12 до 64 т, также выпускается специальный кран Деррик DR, предназначенный для демонтажа кранов на высотных зданиях, опорах мостов или телекоммуникационных вышках, максимальной грузоподъемностью 10 т.

Третью строку по числу импортируемых новых башенных кранов занимает фирма Terex. В 2012 и 2013 годах ею было поставлено соответственно 24 и 30 единиц кранов Terex Comedil. Модельный ряд башенных кранов этого производителя включает три основных направления: быстромонтируемые краны грузоподъемностью до 4 т, верхнеповоротные краны с оголовком и безоголовочные (Flat Top) грузоподъемностью от 2,5 до 40 т, верхнеповоротные краны с подъемной стрелой грузоподъемностью до 66 т – всего 42 модели.

По итогам 2013 года относительно заметный объем поставок отмечен у фирмы Comansa – 26 единиц, хотя годом ранее было импортировано всего 8 кранов этой марки. Более чем трехкратный рост объемов позволил производителю увеличить рыночную долю с 3% до 6%. Компания предлагает на российском рынке два типа кранов – безоголовочные краны и краны с подъемной стрелой. Первый тип кранов включает три серии общим числом 28 моделей с максимальной грузоподъемностью от 4 до 48 т, второй тип – 9 моделей с максимальной грузоподъемностью от 12 до 24 т.

Вклад других некитайских производителей в насыщение российского рынка башенными кранами несущественен, их поставки единичны.

Среди китайских краностроительных компаний наибольший объем поставок у Harbin Dongjian: в 2013 году половина импортированных башенных кранов из КНР (73 единицы) была этой марки. По сравнению с 2012 годом увеличение объемов поставок харбинских кранов составило почти 4-кратную величину. Другие марки кранов из Поднебесной ввозятся в Россию в значительно меньших количествах, названия изготовивших их фирм большинству ни о чем не говорят. Краны некоторых хорошо известных в нашей стране китайских фирм, таких, например, как XCMG и Zoomlion, также поставляются в Россию единично.

Владимир Новоселов

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи AS MARKETING (www.asmarketing.ru) и М.В. Струку, генеральному директору ООО «Стройдормаш».




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»