ЧУЖОЙ ЗЕМЛИ МЫ НЕ ХОТИМ НИ ПЯДИ, НО И СВОЕЙ ВЕРШКА НЕ ОТДАДИМ

РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОЛЕСНЫХ КРАНОВ

Строки из марша советских танкистов выбраны в качестве заголовка этой статьи не случайно. Деятельность основных отечественных производителей автомобильных кранов вполне укладывается в рамки этого известного изречения, ставшего лозунгом. Сказано это не ради красного словца, квасного патриотизма, не ради того, чтобы поддержать печатным словом родных изготовителей автокранов. То, что сделано ими за последнее десятилетие, можно приветствовать бурными аплодисментами стоя. Фактически единственный сегмент строительной и дорожной техники, в котором удалось сохранить доминирующее положение национальных производителей на собственном российском рынке, – это автомобильные краны. Желание работать, зарабатывать и вкладывать заработанные средства в развитие своего бизнеса позволило владельцам наиболее крупных российских автокрановых заводов не только выжить в наше нелегкое время, но и поставить щит перед натиском импортной продукции. Увы, в остальных сегментах СДМ нам особо нечем похвастать – под напором импорта позиции сдаются практически без боя, на фоне бурного роста импорта доли отечественных производителей СДМ год за годом стремительно уменьшаются. Творящаяся в российском машиностроении (и не только в нем) вакханалия, когда власть предержащие увлечены процессом перекачивания национальных природных ресурсов за границу да распилом бюджетных денег (кстати, вынутых из наших с вами карманов) в рамках очередного национального проекта, вымирают один за другим отечественные заводы, а те, что еще не канули в небытие, барахтаются из последних сил. Ни о какой масштабной государственной поддержке отечественного машиностроения нет и речи – каждый выживает как может.

Производители России и СНГ

Что же сделали российские краностроители такого, что заслуживает уважения? Главное – они сумели не отдать рынок на откуп иностранцам. По итогам 2013 года российским производителям принадлежит более 80% рынка – наиболее высокий показатель среди других крупных сегментов СДМ. Так было до кризисного 2008 года, такое положение осталось и по сей день. Следует отметить, что на протяжении 2000-х годов в России объемы производства автокранов шли вверх, ситуация усугубилась после 2008 года, однако за относительно короткий период времени краностроители сумели значительно улучшить свои позиции. Для сравнения несколько цифр: в 2002 году в России было изготовлено 2637 автокранов, в 2005-м – 4121, в 2008-м – 6251, в 2013-м – 4988. На фоне очередных кризисных тенденций, наметившихся в отечественной экономике, достигнутый в минувшем году показатель производства автокранов можно считать вполне успешным, особенно если сравнить его с тем, что происходит в настоящее время на большинстве других машиностроительных предприятий отрасли.

Масштабная модернизация производства и создание новых конкурентоспособных моделей крановой техники (и все это в условиях то перманентно затухающего, то нарастающего кризиса в российской экономике) стали залогом успеха таких предприятий – лидеров отрасли, как «Автокран», Галичский и Клинцовский автокрановые заводы. А ведь всего лет 10 назад отечественная промышленность могла предложить краны с максимальной грузоподъемностью 36-50 т. Краны наиболее востребованной грузоподъемности 16 и 25 т имели далеко не передовые конструкции, разработанные еще в 70-80-е годы, отстававшие от современных требований рынка по высоте подъема, широте рабочей зоны, конструкциям стрел, применяемым сталям и т.д. Сейчас многое поменялось, причем разразившийся финансово-экономический кризис 2008 года, видимо, стал катализатором в ускорении процессов модернизации на автокрановых предприятиях. В 2012 году на заводе «Автокран» был запущен автоматизированный комплекс по производству стрел с овоидным профилем. Его внедрение позволило выпускать краны с высококонкурентоспособными функциональными характеристиками. В 2013 году вся линейка кранов Ивановец была модернизирована с целью полного перехода на стрелы с овоидным профилем сечения, а это почти 20 моделей грузоподъемностью от 16 до 80 т (включая Ивановцы, выпускаемые заводом «Газпром-кран»). Кроме того, краны Ивановец теперь оснащаются современными кабинами. Со второй половины 2000-х годов идут активные работы по модернизации производства на Галичском и Клинцовском автокрановых заводах. Внедрены мощности по производству стрел увеличенной длины из гнутых полукоробов, кроме того, освоен выпуск кранов грузоподъемностью 50-80 т с овоидными стрелами. В 2014 году в Клинцах запущены в серийное производство новые модели 25-тонных кранов с 4-секционной 31-метровой стрелой овоидного профиля. Наряду с выпуском кранов, разработанных собственным КБ, ГАКЗ решил идти по пути сотрудничества с иностранными краностроителями. Так, в конце декабря прошлого года проведены приемочные испытания крана КС-99713 Галичанин грузоподъемностью 110 т на пневмоколесном шасси (10х6х8). Под российской маркой кроется не что иное, как кран ATF 110G-5 Tadano, собранный методом крупноузловой сборки. Кстати, пару лет назад намерение собирать колесные краны Tadano было и у завода «Чайка-Сервис», однако до реальных результатов дело пока не дошло.

Сильные рыночные позиции предприятий группы «Ивановская марка» («Автокран» и «Газпром-кран») и предприятий группы «Кудесник» (ГАКЗ и КАЗ) обусловлены не только широкомасштабными работами по модернизации производства и созданию новых конкурентоспособных моделей кранов, эти компании имеют очень развитые сети продаж и послепродажного обслуживания.

На протяжении многих лет предприятия группы «Ивановская марка» и предприятия группы «Кудесник» идут ноздря в ноздрю. Продукция этих групп – краны Ивановец, Галичанин и Клинцы – доминирует на российском рынке. По итогам прошедшего года каждая из этих групп имеет по 44% рынка отечественных автокранов. Завод «Автокран» изготовил в минувшем году 2065 автомобильных кранов (на 13% больше, чем в 2012 году), ГАКЗ – 1297 (на 22% больше, чем в 2012 году), КАЗ – 898 (на 12% меньше, чем в 2012 году). Объем выпуска на Газпром-кране был сравнительно небольшой: 151 единица в 2013 году против 173 единиц в 2012 году. В течение нескольких предыдущих лет небольшие объемы выпуска автокранов были обусловлены значительной загруженностью производственных мощностей изготовлением стрел для завода «Автокран» и опорно-ходовых рам для крановых шасси, выпускавшихся на Брянском автомобильном заводе, который также входит в группу «Ивановская марка». В настоящее время на Газпром-кране идет модернизация, направленная на выпуск тяжелых кранов нового поколения.

Челябинский механический завод – многопрофильное предприятие, его конек – гусеничные краны. В этом сегменте предприятие лидирует на российском рынке, наряду с этим ЧМЗ имеет свою достаточно устойчивую долю рынка и в сегменте автомобильных кранов. За последние годы челябинские машиностроители провели модернизацию производства и существенно обновили линейку автокранов. В 2013 году ЧМЗ модернизировал серийные модели кранов, а также запустил в серийное производство новые автокраны. Так, инженерным центром в начале прошлого года была спроектирована новая нижняя рама с увеличенным опорным контуром (6,1х6 м). Данную раму внедрили сначала на самую массовую модель – КС-45721 с длиной стрелы 21 м, а затем и на все автокраны грузоподъемностью 25 т. Кроме того, в процессе проектирования была усилена конструкция поворотной рамы, теперь металлоконструкция имеет двукратный запас прочности. Новинки, запущенные в серийное производство в 2013 году, – 50-тонный кран КС-65717 с 34,6-метровой стрелой на шасси Iveco с колесной формулой 6х6 в северном исполнении (предельная температура эксплуатации –50 °С) и 25-тонный КС-55732 с 4-секционной стрелой длиной 32,7 м. Кроме того, изготовлены 25-тонные Челябинцы на шасси КАМАЗ-43118-RF производства ОАО «РИАТ» с увеличенным межосным расстоянием балансирной тележки до 1440 м, повышенным до 1 млн. км ресурсом и двигателем Cummins мощностью 340-375 л.с., а также 25-тонники на шасси MAN.

С точки зрения объемов производства минувший год был не самым благоприятным для ЧМЗ. По сравнению с 2012 годом на предприятии выпуск снизился на 22% и составил 369 единиц. Рыночная доля уменьшилась с 10% до 7%. В наиболее успешные для челябинцев годы – 2007 и 2012 – производство превышало 470 автокранов в год. Несмотря на неблагоприятные экономические прогнозы, руководство ЧМЗ планирует в текущем году увеличение производства по различным товарным группам до 20%. Достичь этих показателей предприятие намерено за счет масштабной модернизации выпускаемой техники и освоения новых моделей.

По другим предприятиям краностроительной отрасли в 2013 году ситуация была не слишком радужная. Ульяновский механический завод №2 после 2008 года так и не смог приблизиться к лучшим докризисным показателям. В 2007-2008 годах выпуск на этом предприятии превышал 500 автокранов в год, помимо этого, завод производил еще гусеничные краны. В докризисный период ульяновцы осуществляли модернизацию производства, в результате которой годовой объем производства должен был превысить 1500 автокранов. В минувшем году УМЗ №2 изготовил 79 автокранов, что на 21% больше, чем годом ранее. Сейчас руководство предприятия комментирует данную ситуацию, что завод в основном специализируется на производстве гусеничных кранов. Очень хочется в это верить, но, учитывая, что в 2010 и 2011 годах предприятие ежегодно выпускало не более 5 гусеничных кранов, в их нынешний глобальный рост верится с трудом.

По части новых разработок дела на УМЗ №2 обстоят следующим образом. В 2013 году освоена в серийном производстве новая модель 25-тонного автокрана МКТ-25 с увеличенным опорным контуром и с 4-секционной стрелой длиной 30 м. Кран можно использовать как телескопический подъемник с высотой подъема более 32 м, как бурильно-крановую машину с глубиной бурения 4 м и диаметром 500 мм, также предусмотрено использование штатной гидросистемы крана для подключения различного гидроинструмента и оборудования: от отбойных молотков до сварочных аппаратов и компрессоров. В текущем году компания планирует освоить выпуск принципиально новой модели автокрана грузоподъемностью 32 т с овоидной стрелой собственного производства. В дальнейшем овоидную стрелу получат все автокраны Ульяновец грузоподъемностью от 25 до 50 т.

Завод «Угличмаш» в настоящее время переживает не лучшие времена. В наиболее успешном 2007 году предприятие изготовило 278 кранов. В дальнейшем производство снижалось. В 2013 году завод выпустил 84 крана – вдвое меньше, чем годом ранее. В начале текущего года производство было остановлено из-за отсутствия заказов.

На Мотовилихинских заводах и Юргинском машзаводе в настоящее время производство автокранов практически прекращено, хотя до 2008 года на этих предприятиях оно достигало 150 и 200 единиц в год соответственно. Не выпускаются сейчас автокраны и на самарском заводе «Сокол», в докризисный период объемы выпуска на этом предприятии также были невелики.

Новичок на автокрановом рынке – завод «Донецкий экскаватор» («Донэкс»). Это предприятие, с начала 1970-х годов специализирующееся на производстве полноповоротных одноковшовых тросовых экскаваторов, в 2007 году представило свой первый автокран грузоподъемностью 32 т с 3-секционной стрелой и 5-опорным контуром. В 2013 году взамен 32-тонника завод приступил к производству кранов грузоподъемностью 27 т. Объем выпуска автокранов на донецком предприятии в 2012 и 2013 годах составил 52 и 40 единиц, что для новичка можно считать неплохим результатом.

А вот Туймазинский завод автобетоновозов, также презентовавший в 2007 году свой первый автокран грузоподъемностью 36 т, в дальнейшем не стал развивать крановую тему, сосредоточившись на традиционной для себя продукции – автобетоносмесителях и автобетононасосах. Однако, по имеющейся информации, в ближайшее время завод планирует возобновить выпуск автокранов. Технологически это будет представлять собой монтаж импортных крановых установок на отечественные шасси.

Не будем забывать и о наших ближайших соседях, краностроителях из братской Беларуси и Украины. Белорусское предприятие «Могилевтрансмаш», ныне входящее в состав Минского автомобильного завода, значительный объем выпускаемых автокранов поставляет на российский рынок – порядка 30-50% годового производства реализуется в России. В 2008 году производство могилевских кранов достигло пика – 700 единиц. После кризиса ситуация заметно изменилась: в 2012 году завод изготовил 393 крана, в 2013-м – 299. Украинские производители – Дрогобычский завод автомобильных кранов и Краян – до 2008 года в незначительном количестве экспортировали свою продукцию на российский рынок, но после 2008 года поставки полностью прекратились.

Следует также отметить, что особенностью отечественного краностроения является использование серийных автомобильных шасси. Это дает определенные ограничения в технологии производства, но одновременно позволяет пользоваться огромным преимуществом в сервисе в суровых русских условиях. У иностранных автокранов на самоходных шасси, особенно в группе бу машин, возникают зачастую неразрешимые проблемы с запчастями и обслуживанием, что не может не сказаться на объемах продаж.

Как обстоят дела в сегменте импортных колесных кранов?

Следует отметить, что типаж поставляемых в Россию кранов гораздо разнообразнее, нежели производимых на отечественных предприятиях. Речь идет не только о грузоподъемности – в этом плане иностранцы далеко ушли вперед, – но и о типах ходового устройства. Если наши заводы почти 100% кранов выпускают на стандартных автомобильных шасси, то из-за рубежа к нам поставляются краны на разных типах шасси: на автомобильных (в очень малой степени), на специальных шасси автомобильного типа (преимущественно), а также коротокобазовые самоходные краны.

Сегмент колесных кранов иностранного производства составляет менее 20%. В структуре поставок преобладают новые китайские краны и краны, бывшие в эксплуатации (по большей части короткобазовые из Японии и в меньшей степени – на шасси автомобильного типа из Западной Европы). В 2013 году в Россию было ввезено 660 новых машин, 342 – бывших в эксплуатации, а из произведенных в Беларуси 299 кранов порядка 30-50% процентов также попало на российский рынок.

В середине 2000-х годов, когда в Россию еще не хлынул поток китайской строительной техники, к нам поставлялось не более 100 единиц новых кранов западного производства. Бурная деятельность продавцов китайской продукции привела в настоящее время к перевесу в сегменте новых импортных кранов в пользу техники из Поднебесной. В 2013 году 64% новых импортных кранов были родом из КНР, преимущественно фирмы XCMG. В минувшем году через российскую таможню прошло 193 крана этой фирмы – на 40% меньше, чем в 2012 году, и вдвое меньше, чем в 2008-м. А вот поставки кранов Zoomlion по сравнению с докризисным периодом заметно увеличились: в 2008 году импортировано 90 единиц, в 2012-м – 156, в 2013-м – 157. В 2013 году доля XCMG снизилась с 47% до 29% по сравнению с результатом годичной давности, доля Zoomlion почти не изменилась – 24% и 23% соответственно.

С 2013 года на российском рынке начались активные продажи кранов Sany (ввезено 69 машин), до этого они поступали к нам единично. Активизация связана с созданием совместного предприятия между компаниями Palfinger и Sany. Компания «Палфингер Сани Крэйнз», эксклюзивный дистрибьютор автокранов Sany на территории России и стран СНГ, начала свою операционную деятельность в апреле 2013 года. Первая демонстрация автокранов состоялась на выставке «CTT'2013», тогда же начались и первые официальные продажи. В настоящее время компания планирует дальнейшее продвижение на рынок путем самостоятельных продаж в центральном регионе России и через сеть авторизованных дилеров от Урала до Владивостока. Помимо России краны Sany реализуется дилерами в Беларуси и Казахстане. В 2014 году дилерская сеть расширится на центральноазиатские страны – Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Сейчас на рынке представлены две модели автокранов Palfinger Sany – грузоподъемностью 25 и 50 т. Краны сертифицированы для постановки на учет в органах ГИБДД и Ростехнадзора. В текущем году компания «Палфингер Сани Крэйнз» планирует вывести на рынок модели внедорожных короткобазовых кранов грузоподъемностью 35, 55 и 75 т, а также автокранов разного тоннажа с измененными характеристиками стрел и другими техническими новшествами.

Китайские краны других марок в России практически не представлены.

Новых кранов некитайского производства, выпущенных в Европе, США и Японии, поставляется на российский рынок немного. В настоящее время по сравнению с уровнем середины 2000-х годов объемы выросли примерно в 2 раза. В 2013 году было импортировано 239 машин, в 2012-м – 192, в 2008-м – 176. Неизменным лидером в сегменте некитайских новых импортных кранов является фирма Liebherr. В прошлом году она поставила 81 кран, что на 15% меньше, чем в 2012 году, и на 42% больше, чем в 2008-м. Фирмой Terex в 2013 году было ввезено 49 машин. По сравнению с 2012 и 2008 годами объемы увеличились в 1,5 и 2,5 раза соответственно. Следует отметить, что в прошлом году начались поставки кранов марки Terex, выпущенных в Китае на предприятии Sichuan Changjiiang Engineering Crane. Импорт кранов фирмы Grove по сравнению с докризисным периодом заметно снизился: в 2008 году было ввезено 48 единиц, в 2012-м – 21, в 2013-м – 20. Подобная ситуация и у Tadano: 35, 28 и 29 единиц соответственно. А вот импорт кранов Kato, наоборот, возрос, особенно интенсивно он осуществлялся в 2013 году, когда было ввезено 55 машин. В предыдущие годы краны этого производителя поставлялись к нам единично. Краны Sennebogen импортируются штучно, так, в 2013 году было поставлено 5 машин, в 2012-м – 3, в 2011-м – 11. Краны других фирм, таких как TCM, Luna, Locatelli, поставлявшиеся до кризиса в Россию единично, теперь вообще не поставляются.

Рассматривая поставки новых зарубежных кранов в разрезе грузоподъемности, необходимо отметить, что некитайские машины в основном импортируются грузоподъемностью более 50 т, в то же время китайские поставляются преимущественно в диапазоне 25-50 т, то есть в наиболее емком сегменте, в котором сильны позиции отечественной техники.

Значительна доля импортируемых короткобазовых кранов. Краны данного типа в докризисный период выпускались и у нас на Юргинском машзаводе, правда, в незначительном числе. Сейчас это предприятие почти не выпускает краны. В структуре импорта новой техники на короткобазовые краны приходится почти четверть поставок, в 2013 году было импортировано 144 таких крана. В сегменте б/у доля этих машин еще выше – более 75%. В общей сложности число ввезенных в ушедшем году в Россию новых и бу короткобазовых кранов превысило 400 единиц, а это уже годовая программа отечественного кранового завода средней величины. Странно, что российские производители не проявляют интереса к данному сегменту.

***

Перспективы развития рынка колесных кранов в 2014 году отраслевые специалисты оценивают очень сдержанно. Большинство сходится во мнении, что нынешний год будет сложным и емкость рынка в лучшем случае сохранится на прошлогоднем уровне, в худшем – уменьшится. Отмечается, что обоснованных предпосылок для роста потребности рынка пока нет. По итогам 2013 года наблюдаются неблагоприятные тенденции – прирост ВВП составил чуть более 1%, а промышленное производство осталось на уровне 2012 года. Причины такой ситуации – колебания цен на нефть, нестабильность на мировых финансовых рынках, вступление России в ВТО и, как следствие, ослабление позиций российских машиностроительных предприятий в ряде сегментов и т.д. Продолжаются сокращения инвестиций в основной капитал, например, такие корпорации, как Газпром, Лукойл, РЖД и Росатом, в прошлом году существенно скорректировали свои инвестиционные программы (общий объем без изменений к 2012 году), а на 2014 год заявленные объемы ниже до 30%. Общероссийская тенденция по снижению объемов производства машиностроительной отрасли составила порядка 10%. Падает количество капиталовложений в строительство.

Владимир Новоселов

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи фирме AS MARKETING (www.asmarketing.ru).




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»