НА ПИКЕ ПОПУЛЯРНОСТИ

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОГРУЗЧИКОВ С БОРТОВЫМ ПОВОРОТОМ

Малогабаритные погрузчики (или, как чаще их называют, мини-погрузчики) с бортовым поворотом – сравнительно новый для российского рынка тип машин. Хотя в мировом масштабе эта исключительно компактная и чрезвычайно маневренная техника давным- давно получила признание и у строителей, и у коммунальщиков, и у фермеров, а также во многих других отраслях хозяйства – там, где требуется механизация ручного труда. Система бортового поворота колес обеспечивает непревзойденную маневренность машины в стесненных условиях. В свою очередь, модели на резино-гусеничном ходу при сохранении прочих достоинств обладают пониженным удельным давлением на грунт и более высокими тягово-сцепными характеристиками. А оснащение различными видами сменного оборудования (многие изготовители предлагают по несколько десятков наименований рабочих органов) превращает мини-погрузчик в универсальную технику, которая способна выполнять помимо традиционной погрузки сыпучих материалов ковшом различные виды работ – погрузку штучных материалов; экскавацию; грейдерование; бурение; подметание мусора; уборку снега отвалом, щеткой или фрезерно-роторной установкой; уплотнение асфальта; разрушение конструкций гидромолотом или фрезой; смешение и доставку бетонной смеси и т.д.

Во времена СССР руководство нашей страны на протяжении многих десятилетий основное внимание уделяло выпуску мощных высокопроизводительных машин. Лишь к концу 80-х годов в Советском Союзе стали предприниматься попытки по организации производства мини-погрузчиков. А к их массовому выпуску у нас приступили только в начале 1990-х годов. С 1991 года Курганмашзавод освоил производство мини-погрузчиков МКСМ-800 грузоподъемностью 800 кг. Прототипом курганской машины стала модель UNC 060 словацкого предприятия ZTS Detva образца 1981 года. Еще одним отечественным изготовителем мини-погрузчиков с бортовым поворотом стал Уралвагонзавод, перенявший в свое время эстафету производства у екатеринбургского завода «Пневмостроймашина».

Практически одновременно с Курганмашзаводом Пневмостроймашина в кооперации с Уралвагонзаводом приступила к выпуску погрузчиков ПУМ-500 грузоподъемностью 500 кг. В дальнейшем изготовление ПУМов целиком сосредоточили на УВЗ.

В ближнем зарубежье – в Беларуси и на Украине – в период 1990-х годов также предпринимались попытки по организации производства мини-погрузчиков с бортовым поворотом. Работы в данном направлении велись на киевском заводе «АТЕК», Могилевском автомобильном заводе, заводе «Гомсельмаш», однако полноценное производство данного класса техники было освоено лишь на заводе «Амкодор».

Таким образом, на протяжении 1990-х годов потребности российского рынка покрывались преимущественно за счет двух отечественных моделей – МКСМ- 800 и ПУМ-500. Однако с начала 2000-х годов все более активно проявляется западная экспансия. Так, в 2004 году в Россию было поставлено 350 новых импортных погрузчиков с бортовым поворотом, что составило чуть менее 20% рынка. Выпуск отечественных аналогов в том же году превысил 1400 единиц – это почти 80%-ная доля рынка. В 2005 году импорт новых погрузчиков вырос еще более значительно и достиг 650 единиц. При этом увеличилось производство и на отечественных предприятиях: Курганмашзавод и УВЗ в тот год изготовили более 1600 машин. При этом доля российской техники составила менее 70%. Поставки белорусских мини-погрузчиков Амкодор на тот момент были единичными. Равно как не делали погоды и импортные бу машины, ввоз которых был существенно меньше 10% от всего импорта погрузчиков с бортовым поворотом.

До середины 2000-х годов значительная часть (примерно половина) поставлявшихся в Россию погрузчиков с бортовым поворотом оседала в Москве, но со второй половины 2000-х импортные машины все шире стали появляться и в регионах.

На волне строительного бума, в 2007- 2008 годах, продолжался стремительный рост российского рынка погрузчиков с бортовым поворотом. В этот период основной прирост происходил за счет увеличения объемов поставок новой импортной техники, ее доля в 2007 году составила 60%, а в 2008-м достигла 70%. В свою очередь, производство на отечественных предприятиях не повышалось: Курганмашзавод стабильно из года в год делал ежегодно порядка 1000 машин, а Уралвагонзавод даже снизил объемы выпуска – с 603 экземпляров в 2005 году до 110 в 2008-м.

Пережив наиболее тяжелые кризисные 2009 и 2010 годы, рынок начал активно восстанавливаться (кстати, вспомним, что на рубеже 2008-2009 годов многие аналитики высказывали осторожные прогнозы о грядущем медленном «потеплении» на рынке СДМ). Уже в 2011 году суммарный объем рынка составил 3311 единиц, что превысило показатель 2007 года (3100 единиц). В 2012 году объем рынка составил 4313 погрузчиков, таким образом, был побит рекордный результат 2008 года, когда емкость рынка составила 4231 единицу. Основную лепту в насыщение рынка внесли иностранные производители. Доля новых импортных машин в 2011 и 2012 годах составила 75% и 81% соответственно. Притом, что объем импорта новой техники вырос существенно, доля машин, бывших в эксплуатации, осталась на докризисном уровне – в переделах 5-7% от всех импортированных погрузчиков с бортовым поворотом. Увы, отечественное производство не достигло докризисных показателей. В 2011-2012 годах Курганмашзавод выпустил вдвое меньше погрузчиков, чем в 2007-2008 годах, – 507 и 539 единиц соответственно. На Уралвагонзаводе начиная с 2009 года выпуск погрузчиков с бортовым поворотом был фактически свернут. В связи с реорганизацией структуры УВЗ – созданием ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“» с включением в состав корпорации ряда промышленных предприятий (в том числе ЧТЗ-Уралтрак) – планировалось, что изготовление строительно-дорожной техники будет переведено из Нижнего Тагила в Челябинск. В итоге на сегодняшний день на УВЗ погрузчики уже не выпускаются, а на ЧТЗ-Уралтрак еще не выпускаются. Тем не менее на сайте нижнетагильского предприятия погрузчики до сих пор значатся в перечне производимой продукции, а на прошедшей во время выставки «СТТ'2013» пресс-конференции ЧТЗ-Уралтрак руководство этого завода не обмолвилось о том, что изготовление строительных и дорожных машин будет переведено с УВЗ на ЧТЗ-Уралтрак.

Каковы же дальнейшие перспективы развития сегмента отечественных погрузчиков с бортовым поворотом? На сегодняшний день обозначилось два пути развития. Первый – инвестирование в производство машин собственной разработки. Второй – отверточная сборка импортной техники.

Итак, путь первый.
По этому пути пошло руководство Концерна «Тракторные заводы», в состав которого входит Курганмашзавод, выпускающий широко известную в России модель МКСМ-800. Концерн не намерен сдавать свои позиции в сегменте погрузчиков с бортовым поворотом. Несколько лет назад концерн инвестировал средства в разработку и подготовку производства нового семейства погрузчиков с бортовым поворотом. В перспективную линейку вошли четыре машины – ЧЕТРА МКСМ-800А, -1000А, -1200А и 1400А грузоподъемностью 800, 1000, 1200 и 1400 кг соответственно. Серийный выпуск погрузчиков ЧЕТРА МКСМ- 800А освоен в конце 2012 года на Саранском экскаваторном заводе, на котором в результате модернизации производства, осуществленной в последние годы, созданы мощности по выпуску погрузчиков с бортовым поворотом. Кстати, несмотря на то что в обозначение новинки МКСМ-800А добавили лишь дополнительную букву «А», что формально может указывать на текущую модернизацию модели, эта машина является полностью новой разработкой, созданной с чистого листа. В текущем году на саранском заводе намечено запустить в производство более тяжелые погрузчики ЧЕТРА МКСМ-1000А и -1200А. Ну а погрузчик-ветеран МКСМ-800, пока на него есть спрос, по-прежнему будет выпускаться в Кургане.

Новое семейство погрузчиков ЧЕТРА МКСМ отличается от предшествующей модели современным дизайном, комфортабельной эргономичной кабиной, джойстиковым управлением (вместо прежнего рычажного), применением надежных узлов и агрегатов зарубежного производства (двигатели – Kubota или Cummins, гидронасосы – Eaton, бортовые цепные передачи с приводом от гидромотора – японской фирмы Tsubaki). По мнению специалистов, которым довелось в деле испытать ЧЕТРА МКСМ-800А, машина ни в чем не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам, в частности по степени приспособленности к суровым российским зимам, даже превосходит их. Для погрузчиков МКСМ на саранском экскаваторном освоено производство 18 видов сменного рабочего оборудования, предназначенного для выполнения погрузочных, коммунальных и землеройных работ. Кроме того, номенклатура навесок будет дополнена изделиями сторонних изготовителей, такими как, например, гидромолот, фреза и др.

Что же касается будущего погрузчиков ПУМ, выпускавшихся на Уралвагонзаводе, то пока нет полной ясности относительно их дальнейших перспектив. Хотя, как уже говорилось, на сайте предприятия эти машины присутствуют в производственной программе. Более того, наряду с прежней моделью ПУМ-500 заявлена новая модель ПмК-6,02 с увеличенной до 600 кг грузоподъемностью, оснащенная двигателем Deutz мощностью 36 кВт взамен владимирского «воздушника» Д-120, имевшего мощность 22,1 кВт.

Второй путь – отверточная сборка импортной техники на российских предприятиях – получил свое развитие в посткризисный период.

Так, Кировский завод заключил соглашение о сборке техники с фирмой Powerplus, осуществляющей производство строительных и дорожных машин в Китае. Наряду с различными видами СДМ у Powerplus в производственной программе присутствуют погрузчики с бортовым поворотом, коих было поставлено для Кировского завода в 2011 году 7 штук, в 2012 году – 38 штук. Ни о какой локализации производства пока речь не идет. Отметим, что при расчете емкости российского рынка погрузчиков с бортовым поворотом данные машины причислены к импортной технике китайского производства.

Сборка погрузчиков ANT налажена на Ковровском электромеханическом заводе. Машинокомплекты поставляются чешским предприятием Hydroma, специализирующемся на выпуске гидрооборудования. В линейке КЭЗа на сегодняшний день заявлено 2 модели – грузоподъемностью 750 и 1000 кг. В 2011 году ковровским машиностроителям было поставлено 7 машкомплектов, в 2012-м – 93. Также при расчете емкости рынка эти машины причислены к импортной технике.

Белорусские мини-погрузчики с бортовым поворотом марки Амкодор у нас не столь известны, как большие погрузчики этого производителя. Тем не менее на протяжении 2000-х годов завод «Амкодор» планомерно наращивает поставки мини-погрузчиков на российский рынок. В первой половине 2000-х годов ввоз амкодоровских погрузчиков был единичен, в настоящее время поставки увеличились – в 2011-2012 годах ввезено 84 и 74 единицы соответственно (при объемах выпуска в 2011 году – 155 единиц, в 2012 году ? 167 единиц). Амкодор выпускает модель одного типоразмера – грузоподъемностью 1200 кг в трех модификациях: базовая машина Амкодор 211 (с двигателем ММЗ и увеличенным потоком рабочей жидкости гидростистемы); Амкодор 211Е – машина, созданная для европейского рынка (оборудована двигателем Deutz); Амкодор 211Т – машина тропического исполнения (без входной двери, боковых стекол и отопителя кабины). Управление погрузчиками осуществляется с помощью джойстиков. Перечень сменного рабочего оборудования включает более десяти наименований – погрузочное, землеройное, буровое, для уборки снега и мусора.

Как уже было сказано выше, на сегодняшний день на российском рынке погрузчиков с бортовым поворотом доминирует новая импортная техника, доля которой в 2012 году достигла 81%.

Изначально (да и по сей день) в фаворе у российских потребителей погрузчики марки Bobcat, которым вот уже на протяжении многих лет принадлежит первое место в сегменте новых импортных погрузчиков с бортовым поворотом. Достаточно сказать, что в 2004 году их доля в рассматриваемом сегменте была около 80%! Правда, в дальнейшем, с годами, доля машин, отмеченных эмблемой рыси, уменьшалась. Но это происходило не в связи со снижением поставок бело-красно-черных Bobcat'ов, а по причине активной экспансии других зарубежных компаний. В натуральном выражении как в докризисный, так и в посткризисный периоды количество импортируемых погрузчиков Bobcat в разы превышало поставки техники других брендов: в 2007 году была ввезена 891 машина, в 2008-м – 1029, в 2011-м – 991, в 2012-м – 1216.

Bobcat имеет наиболее широкую линейку погрузчиков с бортовым поворотом по сравнению с конкурентами. И это неудивительно – выпуск прародителя мини-погрузчиков самой известной в мире марки зародился еще в конце 50-х годов прошлого века в США. С тех пор техника марки Bobcat является законодателем моды на рынке мини-погрузчиков с бортовым поворотом. В номенклатуре этого производителя, заявленной на российском рынке, представлено 17 моделей колесных погрузчиков с бортовым поворотом грузоподъемностью от 343 до 1520 кг, 7 моделей гусеничных погрузчиков грузоподъемностью от 500 до 1599 кг, а также одна модель погрузчика с комбинированной системой управления колесами (система бортового поворота и режим управления поворотом всех колес). Этот необычный погрузчик имеет грузоподъемность 1362 кг.

C середины 2000-х годов конкурентом №1 у Bobcat на российском рынке были словацкие машины Locust, занимавшие вторую строку в «табели о рангах» в сегменте новых импортных погрузчиков с бортовым поворотом. Однако в последующие годы активные действия на рынке стали проявлять другие зарубежные компании, а потому, «переходящее красное знамя» (то бишь второе место) принадлежало различным брендам, потеснившим Locust. В 2012 году Locust был третьим (заметим, в 2008 году – лишь восьмым), поставив в Россию 243 новых машины, что позволило производителю занять 7%-ную долю рынка. На российском рынке предлагается 8 моделей погрузчиков на колесном ходу грузоподъемностью от 450 до 1200 кг.

В минувшем году «номером два» стали американские погрузчики Mustang. Эта марка сравнительно недавно была выведена на российский рынок и уже в 2007 году входила в четверку наиболее популярных брендов. В 2012 году импорт новых Mustang'ов составил 452 единицы – 13% рынка среди иностранных производителей. В линейке российского дилера заявлено 11 моделей погрузчиков на колесном ходу грузоподъемностью от 385 до 1814 кг и две гусеничные модели грузоподъемностью 1134 и 1361 кг.

Компания JCB в докризисный период не проявляла особой активности на рынке погрузчиков с бортовым поворотом, поставки в Россию были единичными. Однако в 2011 году ситуация изменилась – компания ввезла на территорию нашей страны 118 машин, а год спустя – 206, заняв четвертое место (6% рынка). Российским заказчикам производитель предлагает 10 моделей колесных погрузчиков грузоподъемностью от 612 до 1495 кг и 7 гусеничных грузоподъемностью от 680 до 1452 кг.

Погрузчики с бортовым поворотом марок New Holland и Case, выпускаемые концерном CNH, наиболее активно стали поставляться к нам с 2007 года. В 2007 году бренд New Holland занимал второе место по количеству импортированных новых машин на российском рынке. Объемы поставок Case до кризиса были заметно меньше. Однако с 2011 года ситуация изменилась: в структуре импорта стали преобладать погрузчики Case, New Holland'ов ввозилось намного меньше. Так, в прошлом году было импортировано 179 погрузчиков Case и 74 погрузчика New Holland. В модельных рядах российских дилеров New Holland заявлено 7 моделей колесных погрузчиков грузоподъемностью от 590 до 1360 кг. У Case – 6 моделей колесных погрузчиков грузоподъемностью от 681 до 1134 кг.

Компания John Deere, впервые вышедшая на российский рынок строительной и дорожной техники в 2009 году, изначально заняла активную рыночную позицию, что позволило ей в кратчайшие сроки выйти в ряде сегментов строительной и дорожной техники на лидирующие позиции. Не стал исключением и сегмент погрузчиков с бортовым поворотом. В 2011 году производитель поставил в Россию 178 погрузчиков (это позволило занять 7%-ную долю рынка новых импортных машин), в 2012 году было импортировано несколько меньшее количество техники – 119 единиц. John Deere предлагает 3 модели колесных погрузчиков грузоподъемностью от 600 до 1180 кг.

До кризиса Caterpillar поставлял в Россию сравнительно небольшое количество погрузчиков с бортовым поворотом: в 2007-2008 годах – 23 и 60 единиц соответственно. В 2011 году ситуация кардинально поменялась – компания импортировала 156 машин, в результате заняв 6%-ную долю рынка. Но уже в следующем, 2012 году объемы поставок снизились более чем вдвое. В российской линейке Caterpillar представлено 5 моделей колесных погрузчиков грузоподъемностью от 635 до 1202 кг и 5 моделей гусеничных погрузчиков грузоподъемностью от 975 до 1746 кг.

На российском рынке также представлены погрузчики с бортовым поворотом других компаний с мировым именем, таких как Volvo, Komatsu, Terex, однако объемы их импорта составляют небольшую величину, равно как и объемы поставок ряда других, менее известных у нас фирм.

Необходимо отметить, что в посткризисный период активировались на российском рынке погрузчиков с бортовым поворотом корейские производители, не поставлявшие прежде данный вид техники. В лидерах – Hyundai и Digger. Погрузчиков этих марок в 2012 году ввезено 75 и 120 единиц соответственно.

Китайская техника в рассматриваемом сегменте также набирает популярность. Погрузчики более 10 марок были импортированы в минувшем году из КНР. Однако в большинстве своем это единичные поставки. Наиболее заметно присутствие техники Sunward, довольно активно продававшейся у нас еще в докризисный период. Кроме того, в 2012-м было ввезено большое количество погрузчиков LiuGong (164 единицы). Прежде погрузчики с бортовым поворотом этой марки к нам поставлялись единично. В целом доля китайских производителей в 2012 году в рассматриваемом сегменте составила 12%.

Необходимо также отметить, что определенную конкуренцию для сегмента погрузчиков с бортовым поворотом составляют компактные погрузчики и мини- погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой (массой до 5 т), поставляемые на российский рынок различными иностранными производителями. Наиболее преуспела в этой нише финская компания Avant. Также в довольно большом объеме к нам поставляются легкие сочлененные погрузчики китайского производства.

Владимир Новоселов

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи фирме AS MARKETING (www.asmarketing.ru).




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»