ДЕЛА ЭКСКАВАТОРНЫЕ

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПОЛНОПРИВОДНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

Вторая волна экономического кризиса, о которой неустанно твердили с конца 2008 года, все же пришла. О ее масштабах и последствиях говорить пока рано, особенно в свете текущих политических событий, связанных с Украиной. Как это повлияет на рынок строительной и дорожной техники? Пока вопрос. Вполне вероятно, что ожидания того, что емкость рынка сохранится на уровне 2013 года, могут не оправдаться. Гадать не будем, лучше обратимся к уже свершившимся событиям.

Итак, каким был российский рынок полноповоротных экскаваторов в период после 2008 года, какие трансформации произошли на нем по сравнению с докризисным периодом. Рассмотрим сегмент машин эксплуатационной массой от 12 до 70 т.

Экскаваторный сегмент успешно развивался в прошедшее десятилетие вплоть до 2008 года. Росло производство на отечественных предприятиях, но особенно стремительно увеличивался объем импорта. В 2008 году в России изготовили 3241 экскаватор, импорт новых машин составил 6928 единиц, также было поставлено 1115 экскаваторов, бывших в эксплуатации. По сравнению с 2003 годом отечественное производство выросло в 1,8 раза, импорт новой техники увеличился в 8,5 раза. Столь стремительный рост импорта не преминул отразиться на значительном перераспределении долей на рынке новой техники: наши скатились с 69% до 32%, а с учетом импортных экскаваторов б/у доля отечественных компаний снизилась до 28%.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 года значительно изменил расклад сил на отечественном экскаваторном рынке, стал своего рода рубежом. Увы, расклад изменился не в нашу пользу. Пережив наиболее сложные 2009 и 2010 годы, рынок экскаваторов стал интенсивно восстанавливаться. В 2013 году суммарный объем рынка – производство, импорт новых и бывших в эксплуатации машин – составил 7730 единиц, это 68% от показателя 2008 года. Такой результат можно считать вполне успешным, особенно с учетом пессимистичных прогнозов развития рынка СДМ, которые озвучивались в 2009 году.

Отечественная техника

Восстановление докризисных объемов произошло в основном за счет иностранных фирм, вклад российских экскаваторостроителей оказался мизерным, в 2013 году доля наших составила всего 7%. Всего в 2013 году в России было изготовлено 559 экскаваторов, что в 5,8 раза меньше, чем в 2008 году, относительно уровня 2012 года снижение выпуска составило 5%.

Наибольшие потери сегмент отечественной техники понес из-за резкого снижения объемов производства на заводе «Тверской экскаватор». В 2008 году это предприятие выпустило 2023 полноповоротных экскаватора, в 2013-м в 6,3 раза меньше – 322 единицы. Прошлогодний показатель также оказался меньше результата 2012 года на 20%. В чем причина такого провала? Руководство компании RM-Terex, в состав которой входит тверской экскаваторный завод, сетует на сильную конкуренцию со стороны иностранцев (можно подумать, что в 2008 году конкуренция со стороны иностранцев была в 6,3 раза меньше). Даже если сделать скидку на то, что сейчас часть производственных мощностей на Тверском экскаваторе задействована под крупноузловую сборку экскаваторов-погрузчиков Terex, их объемы выпуска никак не компенсируют объемы спада производства собственной продукции (для справки: на площадях Тверского экскаватора в 2012 году было собрано 89 экскаваторов-погрузчиков Terex, в 2013-м – 192). Конечно, в экскаваторном производстве тверского завода в последнее время жизнь тоже не стояла на месте. С созданием совместного предприятия с корпорацией Terex на тверском заводе была произведена коренная модернизация выпускаемых экскаваторов, выполненная с помощью специалистов своего иностранного партнера. Теперь новые модели предлагаются под брендом TVEX и окрашиваются в стиле Terex. Под этим брендом предлагаются колесные экскаваторы массой 14 и 18 т, а также гусеничный массой 18 т. Основными отличиями от прежнего модельного ряда является комплектация наиболее важными компонентами производства известных иностранных фирм. Также на новых экскаваторах используется новая комфортабельная кабина. А вот двигатели применяются, как и прежде, Минского моторного завода. Очень хочется верить в то, что новая серия TVEX позволит крупнейшему российскому изготовителю экскаваторов вернуть утраченные позиции. Кстати, прежняя линейка колесных и гусеничных экскаваторов ТВЭКС не отправлена в отставку и присутствует в продуктовой линейке.

Значительное уменьшение доли отечественных экскаваторостроителей обусловлено не только обвальным падением объемов производства на Тверском экскаваторе, в период с 2007-го по 2009 год отрасль потеряла сразу несколько некогда ведущих экскаваторных заводов – Ковровский, Воронежский и Костромской.

Также после 2008 года практически прекращено производство экскаваторов на Уралвагонзаводе, за последние 2 года объем выпуска на этом предприятии был менее 5 экскаваторов в год.

Еще один отечественный экскаваторный завод – «Кранэкс» – после 2008 года тоже переживает не лучшие времена. В минувшем году этим предприятием было собрано всего 67 машин, в то время как в 2008-м объем достигал 266 единиц экскаваторной техники. Производственная линейка этого предприятия представлена гусеничными экскаваторами эксплуатационной массой от 23 до 45 т.

Помимо упомянутых предприятий свой вклад в отечественное экскаваторное производство делают заводы «Донэкс» (в прошлом – Донецкий экскаваторный завод), «Эксмаш» и «Промтрактор».

Донэкс известен тросовыми механическими экскаваторами. Данный тип машин, несмотря на архаичность конструкции, имеет определенные преимущества перед гидравлическими машинами с жесткой подвеской стрелы, в частности, при работе с оборудованием драглайн на мелиоративных работах. Поэтому у донецкой техники есть свои приверженцы, правда, их не так много: в 2008 году завод выпустил 70 экскаваторов, в 2012-м – 34, в 2013-м – 56. Упрочение своих позиций в 2013 году Донэкс связывает с увеличением экспорта в страны СНГ – Беларусь, Азербайджан, Украину. Также в прошлом году был подписан контракт на поставку экскаваторов ЭО-4112А-1 во Вьетнам. Наряду с ростом объемов производства в минувшем году предприятие провело работу по модернизации выпускаемой техники: в серийное производство запущена обновленная модель экскаватора ЭО-4112А с улучшенным дизайном и новой эргономичной кабиной. Кроме того, с конца прошлого года завод предлагает потребителям модернизированную модель экскаватора ЭО-4212 с копровым оборудованием, в которой учтены замечания эксплуатирующих организаций, касающиеся улучшения его потребительских качеств и повышения производительности. А в текущем году планируется освоить производство гидравлического экскаватора с копровым оборудованием, позволяющим забивать сваи широкого интервала размерностей. В наступившем 2014 году Донэкс планирует удержать набранный в 2013 году темп роста производства экскаваторов за счет выполнения экспортных контрактов в страны СНГ и реализации государственных программ по мелиорации в России.

Молодой производитель экскаваторов – завод «Эксмаш» из Твери за короткий период сумел выйти на уровень объемов выпуска, сопоставимых с другими отечественными экскаваторостроителями. В 2008 году предприятие выпустило 74 машины, в 2012-м – 79, в 2013-м – 94.

Увеличение объема производства обусловлено увеличением доли экспорта в страны СНГ, а также расширением ассортимента выпускаемой продукции. Предприятием осуществлены поставки крупной партии техники для нужд МЧС РФ и ОАО «РЖД». Ведутся мероприятия по расширению собственной дилерской сети и обеспечению потребителей техники сервисной поддержкой во всех регионах России и СНГ, проводятся активные переговоры по поставке техники на международный рынок. В 2014 году Эксмаш планирует почти вдвое увеличить объемы производства и выпустить 180 экскаваторов (отметим, что максимальная производительность этого предприятия рассчитана на 600 экскаваторов в год). В минувшем году модельный ряд колесных и гусеничных экскаваторов третьей размерной группы пополнился новыми машинами – перегрузчиком Е230WН на пневмоколесном ходу массой 23,5 т и гусеничными экскаваторами E160C и E200C, на которых применены гусеницы шириной 1200 мм. В текущем году фирма планирует освоить производство пневмоколесного экскаватора-перегрузчика Е280WН массой 27,5 т, а также расширить линейку гусеничных перегрузчиков за счет моделей Е230СH массой 23,5 т и Е280СH массой 29,5 т. В линейке экскаваторов также намечено расширение модельного ряда, ожидается выпуск пневмоколесной 21,5-тонной машины E210W и гусеничной 24,2-тонной E240C. В связи с ужесточением экологических требований запланирован выпуск пневмоколесного экскаватора E145W массой 14,5 т с двигателем Deutz экологического класса Tier 3.

Новичок на рынке экскаваторной техники – завод «Промтрактор». В 2012 году на этом предприятии стартовало производство гусеничных экскаваторов серии ЧЕТРА ЭГП. В минувшем году предприятием выпущено 19 экскаваторов ЭГП- 230 массой 23 т. В 2014 году чебоксарский завод планирует освоить производство экскаваторов еще одного типоразмера – 20-тонных ЭГП-200, а в 2015-м – 27-тонных ЭГП-270. Кроме того, в текущем году будет собран опытный образец экскаватора ЭГП-450 массой 45 т. Производитель позиционирует свою технику в сегменте, конкурирующем не столько с отечественными, сколько с зарубежными аналогами из Японии и Кореи. Экскаваторы ЧЕТРА комплектуются надежными зарубежными узлами и агрегатами именитых производителей (американский двигатель Cummins, немецкая гидравлика Bosch Rexroth). Подобная комбинация российской базы и зарубежных агрегатов позволила добиться соответствия двум важнейшим требованиям – максимально привлекательному соотношению цена/качество и общей надежности на уровне мировых аналогов. В планах Промтрактора намечено произвести в 2014 году до 100 единиц экскаваторов.

Импортная техника

Совсем иная динамика наблюдается в сегменте новых иностранных экскаваторов. После «мертвого сезона» 2009-2010 годов начался бурный рост объемов поставок. В 2013 году отставание от достигнутого в 2008 году объема равнялось всего 11%: емкость данного сегмента в указанные годы составила соответственно 6125 и 6928 единиц. Отметим, что в приведенных показателях учтена не только импортированная техника, но и произведенная на расположенных в России заводах иностранных компаний. По б/у экскаваторам в 2013 году докризисная планка также практически достигнута – 1046 единиц, что лишь на 6% меньше, чем в 2008 году. По сравнению с 2012 годом темпы роста в 2013 году значительно снизились, поставки новой техники увеличились всего на 2%, а б/у – на 1%. В 2012-2013 годах сохранилось докризисное соотношение объемов поставок новых импортных гусеничных и колесных экскаваторов – 80% и 20% соответственно.

В 2012-2013 годах в России было представлено 7 наиболее крупных игроков – Hyundai, Hitachi, Doosan, Caterpillar, Volvo, JCB, Komatsu. Объемы поставок новых экскаваторов этих марок в 2013 году составили соответственно 1566, 1241, 1086, 596, 519, 404 и 389 единиц. После 2008 года сменился расклад сил в сегменте новых импортных экскаваторов. Прежний лидер Hitachi, занимавший на протяжении ряда лет первую строку «табели о рангах», переместился на второе место. Теперь лидерство за фирмой Hyundai, проявляющей в последние годы большую активность на российском рынке экскаваторов. Также после 2008 года резко возрос импорт экскаваторов Doosan: в 2008 году было ввезено 305 машин этой марки, а в 2013-м – в 3,5 раза больше.

Однако похоже, что Hitachi не собирается сдавать своих позиций, и то, что мы видим на текущий момент, это лишь временная передышка. В октябре минувшего года на вновь построенном заводе Hitachi в Тверской области было начато тестовое производство экскаваторов, а в декабре получено разрешение на эксплуатацию этого предприятия. Производительность завода в Твери составляет 2000 среднеразмерных экскаваторов в год. План на 2014 год – около 400 экскаваторов наиболее продаваемых в России моделей ZAXIS-200 и ZAXIS-330. В настоящее время на предприятии работает около 150 человек, через год количество сотрудников достигнет 260 человек, план производства на 2015 год составляет около 1200 экскаваторов. На тверском заводе Hitachi будут производиться стрелы, рукояти и рамы экскаватора, осуществляться его окраска и сборка.

Фирма Komatsu, занимавшая в 2008 году третье место по объемам импорта экскаваторов, в 2013-м уже замыкала «семерку»: в 2008 году ею было поставлено 1197 машин, в 2012-м – 505, в 2013-м – 389. В 2010 году в Ярославле Komatsu запустила в работу собственный завод по производству строительной техники, основной продукцией которого являются гусеничные экскаваторы. В настоящее время порядка 90% продаваемых в России экскаваторов Komatsu выпущено на ярославском заводе.

Компания Caterpillar в 2012 году добилась наилучших результатов в сегменте экскаваторов, сумев превысить собственный показатель 2008 года: производитель поставил на российский рынок 1015 единиц, что на 7% выше, чем в 2008 году. Однако в 2013 году поставки сократились относительно 2012 года более чем на 40%. Этот производитель также имеет в России собственное экскаваторное производство в городе Тосно Ленинградской области. В 2012 году на этом предприятии было изготовлено 197 экскаваторов, в 2013-м – 90. В ближайших планах американского производителя строительство еще одного завода в Тосно, на который будет переведено изготовление карьерных самосвалов, которые в настоящее время собираются на одной площадке с экскаваторами.

Для Volvo 2013 год был успешным в области продаж экскаваторов, компанией поставлено 519 машин, немногим меньше, чем в 2008 году (548 единиц). По сравнению с 2012 годом поставки возросли на 74%. С целью укрепления позиций на российском рынке в минувшем году шведский производитель открыл собственный экскаваторный завод в Калуге. На предприятии запланирована сборка гусеничных экскаваторов эксплуатационной массой от 20 до 48 т. Техника собирается методом крупноузловой сборки. Мощность завода составляет 2000 экскаваторов в год. При выходе на проектную мощность завод Volvo CE в Калуге создаст 280 новых рабочих мест.

Известный в России британский производитель JCB в 2008 году занимал в сегменте новых экскаваторов шестое место (импортировано 404 машины). В 2012 году объем поставок вырос до 490 единиц, став рекордным для компании на российском рынке, однако год спустя ввоз экскаваторов снизился до уровня 2008 года.

Экскаваторы других производителей в настоящее время представлены на российском рынке в незначительном количестве.

Так, в 2012 и 2013 годах Liebherr поставил 63 и 57 машин соответственно. Отметим, что в 2008 году этой компанией было импортировано 124 единицы экскаваторной техники. С 2011 года Liebherr запустил в производство собственный завод в Дзержинске под Нижним Новгородом. На участке площадью 120 Га в перспективе планируется выпуск землеройных машин и башенных кранов. Пока же на предприятии изготовляются металлоконструкции и комплектующие для различных видов техники, поставляемые на другие заводы этой компании, расположенные за пределами России.

Доли других зарубежных производителей еще меньше. В общей сложности в 2013 году импортировано 120 экскаваторов марок John Deere, New Holland, Case, Hidromek, Kato. Китайских экскаваторов поставлено 147 единиц, практически столько же, как и в 2008 году.

***

Как уже говорилось выше, емкость российского рынка экскаваторов в 2013 году в целом осталась практически на уровне 2012 года. В свете текущих экономических и политических событий и финансовой нестабильности нет повода рассчитывать на то, что в этом году будет положительная динамика. Скорее наоборот.

Что касается будущего российских экскаваторостроителей, то тут аналитики от стройдормаша сходятся во мнении, что возврат к былым позициям, когда львиную долю рынка занимала наша техника, к сожалению, невозможен. В большинстве своем техника российского производства уступает иностранным конкурентам по уровню применяемых технологий. И если качество выпускаемых машин можно поднять за несколько лет, то чтобы нивелировать разрыв в технологиях, потребуется гораздо большего времени. К тому же отечественное машиностроение предлагает ограниченный ассортимент машин, а также не в полной мере, в отличие от ведущих зарубежных компаний, использует эффективные рыночные инструменты – финансовые, сервисные и др. Улучшение позиций отечественных производителей возможно, но при обязательной поддержке со стороны государства в виде адекватных таможенных пошлин на импортную технику, приоритете отечественной техники при проведении государственных и муниципальных закупок, наличии лояльных программ по предоставлению заемных средств финансовыми учреждениями, оптимизации систем налогообложения и тарифообразования. Опыт Китая, проводящего политику наибольшего благоприятствования местным производителям, показал очевидный результат: китайские компании не только обеспечили внутренний спрос, но и вышли на мировой рынок.

Влаимир Новоселов

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи AS MARKETING (www.asmarketing.ru) и М.В. Струку, генеральному директору ООО «Стройдормаш».




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»