Выбор селекционных ворот

Легки на подъём

Первый этап обустройства гаража - установка ворот. на сегодняшний день наиболее надёжными и удобными в эксплуатации признаны секционные конструкции. поговорим об их особенностях, о том, каким требованиям они должны удовлетворять и чем следует руководствоваться при выборе конкретной модели.

Современные секционные ворота не требуют для открывания свободного пространства перед гаражом, могут быть оснащены электроприводом и в большинстве своём отличаются привлекательным внешним видом. Однако их надёжность, безопасность, а также теплоизолирующие свойства зависят от множества факторов, вовсе не очевидных - особенно для неспециалиста. Поэтому, прежде чем сравнивать цены и искать лучшее предложение, необходимо понять, как устроены узлы конструкции и как они взаимодействуют, а затем сформулировать свои требования к комплектации изделия.

Подробности о деталях

Полотно ворот состоит из секций - широких панелей, соединённых друг с другом промежуточными петлями. По краям каждой такой секции прикреплены ролики, позволяющие полотну перемещаться по направляющим. Последние сделаны с изгибом: вертикальные их участки крепят со стороны помещения к стенам по бокам от проёма, а горизонтальные - к верхнему перекрытию. Таким образом, при открывании полотно, двигаясь по треку, убирается под потолок. Существует также система, в которой оно становится вдоль боковой стены, но эта конструкция съедает немало свободного места внутри гаража и мешает хранению вещей.

Секции изготавливают из оцинкованного стального листа толщиной 0,4-0,5 мм и заполняют пенополиуретаном, который не только улучшает теплоизоляционные характеристики полотна, но и увеличивает стойкость каждой секции к ветровым и ударным нагрузкам. Стандартная высота секций варьируется в пределах 425-625 мм, а толщина составляет обычно 40 мм.

Более толстые панели (от 45 мм), положительно влияют на жесткость полотна и его теплоизолирующие свойства. В ассортименте компании Ryterna есть бюджетные изделия толщиной 30 мм - для неотапливаемых гаражей, а также максимально тёплые толщиной 80 мм. Фирма Hormann помимо обычных предлагает одностенные стальные секции, однако подобные изделия почти не защищают от холода, что существенно ограничивает сферу из применения.

На панели штамповкой наносят рисунок, воспроизводящий рейки разной ширины, а также филёнки. Вставки из поликарбоната не только украшают ворота, но и помогают улучшить инсоляцию гаража (однако по устойчивости к взлому полотна со вставками уступают глухим).

Поверхность панелей бывает гладкой или текстурной. Одной из наиболее практичных считается текстура woodgrain (срез дерева). Такое тиснение не только предотвращает образование царапин, но и маскирует мелкие повреждения.

Стоимость бытовых гаражных ворот зависит главным образом от рисунка, цвета, модели, а также мощности и торговой марки системы привода (об автоматике речь будет далее). Скажем, комплект размером 3000 х 2250 мм стандартного цвета (обычно белый или коричневый) обойдётся в 38 000 руб., включая стоимость автоматики. Окраска в другие цвета или нанесение покрытия под дерево повысит стоимость изделия на 15-35%. Желательно, чтобы секции и угловые стойки были оснащены уплотнителями из модифицированного каучука, без которых невозможно обеспечить защиту от сквозняков. Петли расположены внутри гаража и не подвергаются прямым атмосферным воздействиям, однако на этих деталях может образовываться конденсат. Поэтому лучше, если подвижные части будут изготовлены не из оцинкованной стали, а из нержавеющей (заметим, что у некоторых производителей это дополнительная опция). В случае повреждения или износа, петли и отдельные секции можно без особого труда заменить.

Важный элемент секционных ворот - уравновешивающий механизм, который нужен для того, чтобы тяжёлое полотно можно было привести в движение, не прилагая для этого слишком серьёзных усилий. Он бывает двух типов - с пружинами растяжения, установленными вдоль направляющих профилей, и с торсионной пружиной (пружинами) на валу. Первый механизм прост и недорог, но обладает сравнительно невысокой грузоподъемностью; второй сложнее и дороже, но развивает большее усилие. Таким образом, выбор здесь зависит в основном от веса полотна (хотя иногда важен и способ монтажа ворот: торсионная пружина требует места под притолокой).

Эконом-серии бытовых ворот с массой полотна не более 80 кг обычно оснащают пружинами растяжения.

В большинство секционных ворот можно врезать калитку, которая позволит не поднимать полотно, если нужно зайти в гараж, скажем, за инструментами или велосипедом. Створку делают из стандартных сандвич-панелей, а проём обрамляют алюминиевым профилем. Без калитки трудно обойтись, если гараж по совместительству выполняет функции хозблока, однако эта опция увеличит стоимость ворот примерно на 25%.

Конструкцию без электропривода необходимо оснастить замком; автоматические ворота запираются особой «гребёнкой», встроенной в трансмиссию.

Привод под потолком

Теперь пришла пора поговорить о системах автоматики. Подавляющее большинство секционных ворот оборудуют потолочным электроприводом (иногда называемым линейным). Его двигатель расположен на конце полой направляющей рейки, внутри которой установлена ременная или цепная передача, преобразующая вращение двигателя в поступательное движение полотна. Привод с ременной передачей работает тише, но зато цепь более надёжна и долговечна. Конкретную модель электродвигателя выбирают исходя из размеров полотна. Средняя цена комплекта автоматизации бытовых ворот, включая пульт ДУ, составляет 10 000 - 12 000 руб. Заметим, что потолочный привод секционных ворот не терпит прямого попадания влаги, поэтому пользоваться в гараже мойкой высокого давления следует с осторожностью. И наконец, не все приводы гаражных ворот рассчитаны на работу при температуре ниже -10 °С; при покупке автоматики для неотапливаемого гаража обязательно поинтересуйтесь «морозостойкостью» электродвигателя.

Привод секционных ворот должен крепиться к жёсткой конструкции потолка. Если вы решили сделать в гараже подвесной или подшивной потолок, то к этим работам можно приступить только после установки всей системы автоматизации. До начала отделки необходимо смонтировать проводку и подключить фотоэлементы, кнопочные панели управления, сигнальные устройства и т. д.

Скорость движения полотна обязательно ограничивается из соображений безопасности. Обычно она составляет 6-13 м/мин. для цикла открывания и 6-9 м/мин. для цикла закрывания.

К безопасности секционных ворот сегодня предъявляют самые жёсткие требования (системы защиты регламентированы в первую очередь европейскими нормами EN 12604 и EN 12453, на которые ориентируются все ведущие производители). Ведь всегда есть риск поломки уравновешивающего механизма (полотно при этом может самопроизвольно опуститься), а также внезапного появления в проёме автомобиля, человека или животного при автоматическом закрывании ворот.

Устройства безопасности представляют собой небольшие самостоятельные механизмы либо отдельные узлы, предохраняющие полотно от падения при разрыве пружины, которая соединяет торсионный вал с нижним краем полотна. Их наличие в конструкции обязательно. Кстати, в некоторых системах те же устройства препятствуют несанкционированному открыванию ворот. Прежде всего необходимо исключить вероятность падения полотна при поломке пружинного уравновешивающего механизма. Для этого разработаны тормозящие и блокирующие системы.

Полезно, если конструкция сандвич-панелей, из которых состоит полотно, будет исключать защемление пальцев. Секции должны соединяться таким образом, чтобы зазор между ними был минимальным как в статичном положении, так и при открывании/закрывании ворот.

Автоматизированные ворота оснащают дополнительными устройствами и системами безопасности. Так, имеет смысл выбрать двигатель со встроенным датчиком обнаружения препятствия. При встрече с помехой полотно либо останавливается, либо включается реверс, причём усилие, необходимое для срабатывания датчика, можно регулировать. Это делает механизм безопасным, а заодно спасает двигатель от перегрева и предохраняет конструкцию ворот от повреждений в случае перекоса или образования наледи.

При автоматизации ворот с массивным полотном (свыше 100 кг) не помешают дополнительные предосторожности, такие как световая и звуковая сигнализация, срабатывающая одновременно с включением электродвигателя. Вывести систему гаражных ворот на следующий уровень безопасности позволит чувствительная кромка полотна - полая резиновая трубка с датчиком сжатия внутри. Она остановит привод даже при лёгком соприкосновении с препятствием. Также имеет смысл смонтировать пару фотоэлементов на столбиках перед проёмом, чтобы полотно не задело подъезжающий автомобиль. Привод для конструкции с калиткой можно укомплектовать специальным датчиком, не позволяющим включить электропривод при открытой створке.

На случай перебоев в электроснабжении во многих системах автоматики предусмотрено аварийное питание от аккумулятора и во всех без исключения - возможность аварийной разблокировки, то есть отсоединения двигателя от исполнительного механизма; после этого ворота открывают вручную. Разблокировать электропривод можно как изнутри помещения (при помощи шнура), так и снаружи (для этого служит особый цилиндровый механизм, соединённый с электроприводом тросом).

Андрей Булоичи, заместитель директора по маркетингу ООО «Алютех Воротные Системы»

У секционных ворот масса преимуществ перед традиционными распашными. Они компактны, зимой избавляют от необходимости счищать снег до дорожного покрытия, чтобы открыть проём, и позволяют оптимизировать внутреннее пространство гаража, чтобы использовать его для хранения вещей. Арочная форма проёма не помеха для монтажа секционных ворот. А расположенные под потолком коммуникации потребуют лишь применения удлинённых кронштейнов для крепления направляющих и привода. Для дополнительного комфорта наша компания предлагает встраиваемые элементы и калитки, окна и вентиляционные решётки. Окна различной конфигурации позволяют наполнить помещение естественным светом, а вентиляционные решётки пропускают свежий воздух. Кроме того, эти детали являются частью декора. По теплофизическим свойствам секционные ворота «Алютех» сравнимы с кирпичной стеной толщиной 60 см и могут с успехом эксплуатироваться даже на Крайнем Севере. Результаты испытаний полотна показали: конструкция остаётся работоспособной и сохраняет «товарный вид» даже после 15 лет использования в жёстких условиях (в том числе на морском побережье и в сильно загрязнённых промышленных районах). Стойкость полотна к образованию вмятин и изгибающим нагрузкам обеспечивается повышенной плотностью наполнителя панелей.

Размерный ряд

Серийно выпускаемые ворота имеют весьма широкий размерный ряд. Их максимальная ширина составляет 3500 мм, а высота - 3005 мм. Самые распространённые варианты (Ш х В) И 2600/2000/3000 х 2200/2400 мм. Более дорогие изделия, например со вставками из поликарбоната, изготовляют в основном на заказ по указанным вами габаритам или после визита замерщика. Имейте в виду: при покупке ворот нестандартных размеров у некоторых производителей вам придётся доплатить 20-40% от стоимости стандартных конструкций.

Александр Малае, технический директор компании FAAC Russia LLC

Мощность электродвигателей потолочных приводов находится в пределах 150-300 Вт. Поскольку каждый привод помимо электродвигателя имеет редуктор и оснащён дополнительной трансмиссией, изменяющими величину крутящего момента, при выборе правильнее ориентироваться на другие технические характеристики. Главным параметром, показывающим мощность потолочного привода, является тяговое/толкающее усилие, с которым скользящая по направляющему рельсу каретка перемещает полотно ворот. Усилие в 100 Н эквивалентно весу около 10,2 кг. Фактическое усилие, необходимое для подъёма ворот, можно измерить динамометром или большими ручными весами и по найденному значению выбрать требуемую мощность привода. Но быстрее и проще исходить из размеров полотна. Предельная высота ворот, автоматизируемых потолочным приводом, составляет 2,5 м при использовании стандартного направляющего профиля и до 3,5 м - если привод оснащён удлинённой шиной. Максимальная ширина полотна - 5,5 м. Привод, развивающий тяговое усилие 500 Н, подойдёт для ворот площадью до 8 м2, 650 Н - до 10 м2, 750 Н - до 12 м2, 1000 Н - до 15 м2.




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»