Дизайн мебели - кому он нужен?

Крупнейшие бренды ежегодно издают и переиздают модели, ставшие иконами дизайна. Интерьеры по последнему писку моды можно увидеть в любом свежеснятом фильме или сериале. Тут и знаменитое кресло Имзов, и модели на металлических трубках а-ля «каркас наружу» Ле Корбюзье или первомайски красное кресло-яйцо Арне Якобсена... Есть ли место дизайнерской мебели в обычной городской квартире? Чем подкупают творения мировых гениев? В общем; кому сегодня нужен дизайн? и нужен ли вообще?

О любви к прекрасному…

Для начала расставим точки над i. Сам по себе термин «дизайнерская мебель» для профессионала звучит как «масло масляное». Потому что изначально дизайн - это не только результат, но и сам процесс создания удобной, полезной и красивой вещи. То, что большинство из нас привыкли считать дизайном, - яркая оболочка, неординарная форма, интересный декор... Это только обертка. Создатель одного из наиболее успешных в дизайне брендов и самого знаменитого среди яблок Стив Джобе так и говорит: «Дизайн - это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает».

…и полезному

Итак, дизайнер (читай: инженер-технолог, а часто целая группа создателей) есть у каждой модели мебели. В идеале эти люди прикладывают все усилия, чтобы разработать такую мебельную конструкцию, которая была бы не только красивой внешне, но (допустим, если речь идет о кресле или стуле) и полезной для здоровья нашего позвоночника. Когда от внешне идеального кресла болит спина или его обивка настолько непрактичная, что изделие непригодно для ежедневного использования - это грустно. «Люди игнорируют дизайн, который игнорирует людей», - утверждает дизайнер и иллюстратор Фрэнк Химеро. Дизайнерская мебель - это прежде всего - гарантия полного комфорта и удобства.

За идею!

Ежегодно в мире создается более тысячи новых моделей стульев, тогда как иконы дизайна рождаются только несколько раз за столетие. Это абсолютное попадание, когда максимальное удобство диктует совершенно новую форму.

Легендарное кресло UP 5, созданное Гаэтано Пеше в 1969 году для В&В Italia, своими очертаниями напоминает пышные женские формы. Кажется, что великолепная красотка сидит, сложив ноги по-турецки. Форма абсолютно фантастическая и подойдет не каждому интерьеру, но сама, как сейчас принято выражаться, креативная идея добавляет без сомнения удобной вещи дополнительную ценность. Кстати, некоторые специалисты считают, что без такой идеи даже простая табуретка сегодня уже никому не интересна.

Анастасия Кузнецова, руководитель маркетинговых проектов первого рекламного агентства для мебельщиков REKANA:

- Качественной статистики объемов продаж дизайнерской мебели в России сегодня нет. Но можно с уверенностью говорить, что линии мебели и товаров для дома люксовых фешн-марок востребованы (Cavalli, Fendi, Versace, Missoni). При всем этом российская состоятельная публика предпочитает дворцовый стиль итальянского производства.

Дизайнерская мебель, на мой взгляд, популярна у самих дизайнеров интерьеров и архитекторов, а уже через них она попадает в дома клиентов. Пока в России нет культуры коллекционировать дизайнерские предметы мебели и, кроме Филиппа Старка, отечественный покупатель может мало кого назвать из европейских дизайнеров.

Кирилл Королев, Дмитрий Борев, мебельное бюро Industriart

Я бы сформулировал так: дизайнерская мебель - наиболее удачное воплощение конкретной идеи. Воплощение, в котором удалось привести к оптимизации все слагаемые: цену, качество и уровень реализации творческой задачи. Дизайн призван не только создать гармоничную интересную внешность, но и довести до идеала функции предмета. Связать функцию и форму воедино. То, что производит Industriart, я бы назвал, скорее, не дизайнерской, а авторской мебелью. Она не поточная. И нередко совсем не экономичная. В современном дизайне снижение стоимости предмета играет не последнюю роль.

Мы же, стремясь передать определенный стиль, не экономим на материалах. А кроме того, сегодня, выполняя сугубо утилитарную функцию, любой предмет должен нести в себе еще какую-то мысль, идею. Например, мебель Industriart снабжена сразу несколькими пластами смысловой нагрузки. Она ассоциируется с советским индустриальным прошлым. Дает ощущение надежности. Олицетворяет собой протест против гламура - противопоставлена его лощеным, гладким поверхностям. Кроме того, в ней - красота естественных материалов. И, наконец, она иронична.

Не параллельно…

Еще пример: современные стеллажи - для книг или для открыто-декоративного хранения в гостиной. Объектом для дизайнерских изысканий они стали уже очень давно, чуть ли не с начала прошлого века. Ставишь такой сквозной стеллаж в комнате, на полках в свободном порядке размещаешь вазу с яблоками, старый будильник и несколько ретрофоторамок, на выходе - полноценный интерьерный образ, созданный минимумом декоративных средств. Красиво и функционально. Заметьте, дизайн всегда решает определенную сверхзадачу: например, современные дизайнеры стараются посредством стеллажа «снять» скучную ритмичность интерьера. Сделать эту мебель как можно более непараллельной, существующей как бы наперекор известным законам физики. И нередко им действительно удается перевернуть все известные законы.

Хорошо, не как у всех

Итак, дизайн мебели - это не причудливое украшательство и не способ эпатировать (хотя иногда без этого никуда). В первую очередь это поиск оптимальных вариантов для того, чтобы сделать наш дом более уютным и удобным. К тому же, что не может не радовать, российский дизайн определенно поднимается с колен - об этом говорит появление множества молодых творческих студий, которые активно осваивают европейский опыт и создают на его основе наш, российский. К тому же, как отмечает абсолютное большинство специалистов, все чаще люди выбирают индивидуальные продукты, от типовых одинаковых решений все давно устали.

Денис Воронков, архитектор, дизайнер интерьера

Дизайнерская мебель определенно находит свою аудиторию. Обычно более «раскрепощенные» взгляды на интерьер люди привозят из заграничных поездок. На практике мне чаще всего говорят: хочу, чтобы было модно и современно. В этом мои интересы и интересы заказчика совпадают. И тогда я самостоятельно занимаюсь подбором мебели. Причем, если говорить о каких-то иконах дизайна, вроде кресла Eames lounge, они уже настолько замылены, что использовать их в реальных проектах не хочется. Когда рождается мысль, вокруг которой будет строиться интерьер, мы просматриваем огромное количество материала, подбираем какую-то оригинальную мебель на выставках. И это не обязательно должны быть дорогие бренды. Для одного из недавних проектов нам очень пригодился комод российской студии Fine Objects из серии Bio, он обошелся довольно недорого и отменно вписался в интерьер.

Дороже денег?

Дизайнерская мебель априори дорогая. Это утверждение верно только наполовину. Хорошую реплику от знаменитого автора сегодня можно приобрести иногда по гораздо более щадящей цене, чем крепкую авторскую работу российской студии. В первую очередь потому, что задачи создателей разные. Например, какой-нибудь необычный стеллаж бренда Tonin casa можно приобрести в России по цене от 40 тысяч рублей. Фокус - в способе производства. Вещь, произведенная фабричным методом, обойдется дешевле. А еще зачастую предметные дизайнеры создают свою мебель из наиболее экономичных материалов. «Произведения дизайна - в каждый дом» под таким лозунгом создают свои модели те, кто сегодня дышит в спину Ле Корбюзье и Мису ван дер Роэ.





© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»