Свет в интерьере

Американский архитектор Морис Лапидус в далеких тридцатых сформулировал один из принципов работы со светом, суть которого заключается в том, что поток света, оставаясь невидимым, создает видимость. Это простое правило - основа архитектурного и сценического света. Театральный свет создавался по правилам зрителя и актера, а архитектор не всегда учитывал это. Человек в первую очередь — зритель, и надо использовать свойство человеческого глаза фильтровать изображение. Целью сценического освещения не является показать реально существующую сцену с ее техническими устройствами; напротив, воспринимать следует сменяющиеся картины и настроения. Назначение сценического освещения намного сложнее архитектурного - оно направлено на создание иллюзий, в то время как архитектурное освещение должно выявлять реальные структуры. Когда Ле Корбюзье называл архитектуру "мудрой, настоящей и удивительной игрой объекта в свет", здесь подразумевался уже не только солнечный свет, но это относилось и к искусственному освещению внутренних помещений. Однако до последнего времени специфику архитектурного освещения при разработке проекта здания не учитывали ни архитекторы, ни светотехники. Нормы освещения ограничивались обеспечением равномерного общего освещения рабочих поверхностей. Однако то, как человек воспринимает архитектуру при таком освещении, может ли он воспринимать ее структуру ясно и однозначно, и как ее эстетическое воздействие передается посредством освещения, находится за рамками досягаемости применяемых правил освещения. Кроме того, большинство рекомендаций по размещению светильников традиционно оперируют освещенностью горизонтальных поверхностей в помещении, а о вертикальных плоскостях речь не идет, как будто качество освещения определяется исключительно горизонтальной освещенностью. Но архитектор или дизайнер может определить, какие плоскости доминируют в объеме помещения и распределить игру световых пятен, а светотехник должен предложить типы светильников и их количество, которое позволит решить поставленную задачу.

Не менее важным элементом в освещении интерьера является зрительный комфорт, с учетом которого и определяют особенности проектирования света для помещений, выполняющих различные функции: офисов, жилья, ресторанов, картинных галерей, торговых залов, витрин. Это и есть "световая архитектура", которая понимает свет как строительный материал и осознанно занимается целенаправленным архитектурным формообразованием в его совокупности. При этом доля искусственного света в архитектурном освещении может превосходить долю естественного освещения, если его возможности используются дифференцированно и осознанно В зависимости от функций освещения можно выделить общий свет, обеспечивающий необходимую равномерную освещенность, подчеркивающий (локальное освещение), и декоративный свет Такое дифференцированное освещение требует специальных осветительных приборов. Так, для равномерного освещения поверхности стены требуются одни светильники, для выделения отдельного объекта — другие: светильники, обеспечивающие ровное освещение фойе, отличаются от осветительной аппаратуры для многофункционального зала. Новые идеи в области светотехники служат, прежде всего, для пространственного разделения и обеспечения универсальности освещения.

Мы беседуем с Игорем и Екатериной Погребняк. руководителями светотехнической фирмы "Микшер", о способах архитектурного освещения зданий. Катя — очаровательный директор фирмы, а Игорь — технический директор, светотехник. - Игорь, как отличается освещение зданий различного функционального назначения?

ИГОРЬ: Главные принципы освещения большепролетных сооружений и вообще больших пространств общественных зданий - это зонирование светом и ориентация на экономичные долговечные источники света. Если говорить о таких объектах, как рынок, вокзал, зрительные залы или конгресс-центры, фойе дорогих гостиниц, то там. учитывая большие масштабы, высоту потолков, используется более дорогое, более долговечное оборудование, так как оно эксплуатируется в условиях, неудобных для обслуживания. Наиболее экономичными источниками света являются небольшого размера компактные люминесцентные и металлогалогенные лампы, которые сейчас очень активно разрабатываются для освещения больших зданий. Они могут с высоты 20 метров освещать какие-либо объекты на полу, столы, фонтаны, скульптуры, находящиеся в зале. Если же говорить о рынках и больших выставочных залах в старинных зданиях, то там используются мощные светильники, граничащие с прожекторной и уличной техникой с мощностью до 400 Вт. Это уже индустриальный свет. Примерно такой подход используется и на заводах, но дизайн светильников там отличается. Иными словами, если этот объем просматривается с разных этажей, то используются светильники, разработанные более дорогими дизайнерами, если же это - для завода, то главное, чтобы свет функционировал, т.е. это индустриальный дизайн, особой эстетики там нет. Но в любом случая происходит зонирование светом — это очень важно на больших пространствах.

Сейчас, например, очень часто пассажи или первые этажи гостиниц делают почти без стен, весь первый этаж занят стеклянными перегородками магазинов, баров ресторанов. Все это сливается в одно пространство, поэтому свет — единственное чем можно разграничить зоны. Явно выделяются транзитные зоны, где люди пребывают короткое время. В зонах ожидания где степень освещения чуть выше, люди могут читать, отдыхать, здесь очень часто используется местное освещение в виде торшеров, настольных ламп, привязанных к креслам, столам; если это кафе, бар или холл в гостинице, то они же могут выделятся в виде узконаправленного света (пучков света с потолка). Главный принцип современной светотехники — стараться делать пространство видимым, не акцентируя внимание на источниках света.

В офисах целесообразно использовать люминесцентные светильники (сейчас это наиболее активно предлагаемый вид освещения), альтернативным ему являются галогенные светильники. Идеальной для торговых помещений является комбинация этих двух светильников: галогенные светильники обеспечивают хорошую цветопередачу на отдельных объектах, а люминисцентные светильники — необходимую освещенность.

Все вышесказанное в меньшей степени относится к использованию декоративных светильников (люстр, торшеров, бра), без которых трудно представить интерьер ресторана, квартиры, театра.

В ресторанах и кафе дизайнеры больше уделяют внимания конструкциям оборудования, где применяется очень много света, в частности, для подсветки витрин, стоек баров. Освещение остального помещения зависит от настроения или стиля ресторана или кафе. Возрастает роль декоративного света, который должен соответствовать стульям, столам и остальной мебели. Ежегодно производители выпускают все новые источники света и пытаются приблизить свет к естественному. В этом смысле ртутные и натриевые лампы хуже всех, поэтому, как правило, используются не в помещениях, а только на улицах. Идеальным из экономичных источников света являются металлогалогенные, имеющие спектр, максимально приближенный к натуральному (солнечному) и имеющих возможность выбора оттенков, т.е. "теплые" источники света, нейтрально-белые и холодные с зеленовато-синим оттенком. Их применение в картинных галереях или офисах с дорогой деревянной мебелью, где много ярких красок, гораздо более приемлемо, чем люминесцентных Они улучшают восприятие разных оттенков и цветов. А люминесцентные лампы желательно применять там, где мебель сделана из пластика и преобладают белый, серый, черный цвета.

Что же касается освещения жилых помещений... Жилье слишком индивидуально. Должно быть как можно больше местного освещения (настольных ламп, бра, торшеров), но базовый свет должен быть мягким, накрывающим зону пола, мебели, либо наоборот, отраженным от потолка. Для отдыха и чтения лучше использовать чуточку общего света и приятный местный свет. Но в любом случае без ламп в виде ваз с абажурами, с мягким и теплым светом, либо бра с современным дизайном не обойтись. Общий свет я бы рекомендовал сделать либо в подвесном потолке (при этом потолок должен быть идеально ровным), либо использовать торшеры или бра, направленные в потолок. А галогенные точечные лампы можно установить в ванной, туалетной комнатах, на кухне. Но в старинных домах, где на потолке расположена какая-нибудь лепка, чтобы убрать тени и выдающиеся неровности потолка, надо источники света расположить симметрично, либо бра на противоположных стенах, либо торшеры в разных углах помещения. — это гасит тени, появляющиеся с двух сторон. В помещениях, где не должно быть декоративных светильников, используется техника встроенного света, т.е. когда светильник вмонтирован в потолок, стену, пол.

По дизайну светильники можно разделить на несколько основных групп: классические формы — бронза, стекло, камень, хрусталь; второе направление декоративных бра и люстр, где применяется стекло различных цветов и форм, в том числе венецианское или "Мурано"; третье направление — технократическое, высокий дизайн, современный "Hi-tech".

Здесь преобладают итальянские и немецкие производители.

Декоративные светильники, люстры, бра, торшеры — дороги, но проще при монтаже, а встроенные светильники сами по себе дешевле, но требуют дополнительных затрат на установку фальшпотолков, стен, полов. Вот и выходит, что как бы вы не выбирали — хороший свет стоит недешево.

ЕКАТЕРИНА: Хочется сказать особо о классической схеме работы: заказчик-архитектор-строитель-поставщик светильников. Нам бы хотелось заниматься рекламой новых видов продукции, идеологией освещения, консультациями архитекторов и электриков по монтажу в качестве поставщиков светильников. Мы не стремимся брать на себя функции проектировщиков, никто лучше заказчика и архитектора, знающих объект, не подберет оборудование из предлагаемого нами ассортимента. При работе с архитекторами мы в первую очередь предлагаем самое качественное оборудование, но если есть желание сделать хорошо и недорого, то мы готовы предложить более простые эквивалентные решения. Естественно, что чем дороже, тем красивее. Оборудование может выглядеть очень просто, но стоить очень дорого. Но, судя по тому, какие у нас приобретаются декоративные светильники, пока немногие знают "hi-tech". По-прежнему о степени богатства судят по блеску, золоту, хрусталю, этакому "дворцовому" стилю. Одна из главных проблем при работе с заказчиками в том, что даже самый сложный интерьер пытаются осветить имеющимся на складах у светотехнических фирм оборудованием. Но основная часть архитекторов и строителей за рубежом ориентируется на имеющуюся в каталогах заводскую продукцию, которую никто не изготавливает на склад. При строительстве и реконструкции у архитектора или заказчика всегда есть время, чтобы по каталогу заказать все необходимое осветительное оборудование. Фирма поставит вам необходимое оборудование и не придется ограничиваться тем, что есть на складе. Тем более что рынок еще не устоялся, нет постоянного массового строительства, поэтому ассортимент светильников на складе невелик. Мы не можем себе позволить держать на складе столько светильников, сколько может понадобиться, например, для строительства трехэтажного коттеджа. Кроме того, со склада — всегда дороже. Потратив большие деньги на ремонт, приобретение мебели, заказчик забывает о свете. Он привык, что свет всегда был на потолке. Десять лет назад в квартирах всегда была одна люстра, освещающая все помещение. Да и сегодня в массовом строительстве жилья все осталось как и прежде: один крюк, одна люстра. Вот и возникает потребность локального освещения и использования напольных ламп. При установке импортных светильников не возникает проблем с подключением, так как импортная продукция очень проста при монтаже. В Европе, да и в мире гораздо дороже стоит рабочая сила и время, поэтому зарубежные производители стараются делать все, что упрощает монтажнику установку. Причем в этом оборудовании никогда ничего не надо делать с усилием. Квалификация наших электриков достаточно высока. Иногда даже выше, чем в Европе, так как у нас работают вчерашние инженеры, энергетики с высшим образованием.

Свою деятельность мы начали с освещения конкретных объектов: ресторанов, банков, магазинов, выставочных залов. Но наиболее интересной для нас остается работа в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, где постоянно приходится соперничать с такими фирмами как Siemens, Phillips, Guzzlni, Thorn. С нашей помощью уже освещены экспозиция Средней Азии, Кладовая Востока, Зал эллинизма, Зал большой вазы. Должна сказать, что на территории бывшего Советского Союза это единственная экспозиция, которая сделана в соответствии со всеми требованиями музейных хранителей, с одной стороны, а, с другой стороны, там использовано самое современное оборудование фирмы ERGO для автоматического управления музейным освещением. Теперь экскурсовод может, пользуясь дистанционным управлением, концентрировать внимание зрителей то на одних экспонатах, то на других.

Надеемся, что таких объектов будет все больше и больше. Свет — один из самых важных элементов интерьера и экстерьера. Хотелось бы, чтобы не возникало проблемы, когда архитектура сама по себе, а свет - сам по себе. Это — вещи взаимосвязанные.





© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»