Надо, чтобы сады получались

Елена Константинова, ведущий ландшафтный дизайнер, руководитель Учебно-практического центра «Цветущая планета»

Дмитрий Патрикеев, директор Учебно-практического центра «Цветущая планета»

У меня есть изумительные растения, но композиции, как таковой, не получается. Хочется ведь не отдельными куртинами любоваться, а садом.

Е. К. И вы не единственная. Если нет общей логики, значит, нет красоты. Натыканные растения это не сад. Должна быть платформа, то есть некоторые базовые категории, на основе которых строится хороший современный сад. Первое - он должен быть удобным для жизни. Видели сады на Челси? Так вот, это сады не для жизни. Это креатив и полет фантазии дизайнеров. А мы стоим на земле и делаем сады для людей. Второе - сад должен быть красивым в любое время года. Третье - сад должен быть надежным. Вы можете экспериментировать, покупать и сажать новинки, редкие растения - пожалуйста, но в основе сада должны быть растения надежные. И четвертое - современный сад должен быть технологичным. Согласны?

А разве технологичность это не вопрос материальных возможностей покупки системы полива, качественных инструментов?

Е. К. Под технологичностью мы понимаем несколько другое - продуманный и удобный уход за садом. Вот пример: сделали вы цветник, а цветы разрослись, и вглубь пройти нельзя, чтобы подвязать, обрезать. А надо было предусмотреть фрагментарные дорожки-плиточки, чтобы можно было подойти, присесть, ведро рядом поставить. Или вот еще: стык газона с цветником. Край цветника может быть сделан так, что газонокосилка пройдет колесом по отсыпке и край газона аккуратно скосит. Это не потребует еще одной операции - подрезки края газона. Уже легче, правда? Сад не статичен, он живет, растет и меняется. И этим процессом можно и нужно управлять. Люди, как правило, этого не учитывают, а потом пробираются сквозь разросшиеся растения и чертыхаются.

Значит, базовые принципы такие: сад удобный для жизни, надежный, всегда красивый и технологичный.

Д. П. Есть еще пятый - история сада. Конечно, это та категория, которая не является обязательной, но, на мой взгляд, она важна. Даже если сад делается с чистого листа, пусть у него будет название и свой образ. Тогда ценность сада для вас с годами будет возрастать. Можно даже заказать табличку и написать, кем и когда сад заложен, или реконструирован, и кто принимал в этом участие. Эти традиции хорошо развиты в Европе, а у нас историзм начинается и заканчивается на уровне: мне достался участок от бабушки, я не знаю, что делать со старыми яблонями. Когда саду дается вторая жизнь, мне кажется правильным помнить о тех, кто в разные годы приложил к этому руку.

Правильно, конечно, но прежде чем я дам саду второе дыхание, надо поучиться. А мне в каждой школе обещают звездных преподавателей, уникальные программы. Так ведь не бывает. По каким критериям можно определить, курс серьезный или так.

Д. П. Это серьезный и правильный вопрос. Учебные программы надо выбирать не по объему часов, а по эффективности. Для этого достаточно посмотреть на работы преподавателей, выпускников и студентов. Увидев это, потенциальный слушатель в состоянии оценить их разнообразие, дизайн и качество. Главное -чтобы было что оценивать. Не надо стесняться, спрашивайте, и пусть вам покажут конкретные работы. Это должны быть не картинки, а реализованные проекты садов и цветников. Если преподаватель практик, у него есть свои достойные сады. И не один-два, а несколько.

То есть тренер должен быть играющим?

Е. К. Совершенно верно, он не должен быть теоретиком жанра. Если преподавателем является дизайнер-практик, то не прячет свои работы, и их можно посмотреть и открыто обсудить. Посмотрите на сады студентов. Или человека научили, или нет. У нас на сайте есть реальные живые примеры - 120 садов преподавателей, выпускников и студентов. Да, об их дизайне можно спорить. Это сады разного бюджета, разного возраста, какие-то сделаны как сады для себя, какие-то как бизнес-проекты. Но все они реализованы. Знаете, если дизайнер говорит: «Ой, я сделала много садов, но мне не разрешают снимать, такие объекты, такая охрана и т. д.». Чепуха! В подавляющем большинстве случаев это чистое лукавство, и означает, что у преподавателя нет садов, которые ему не стыдно показать.

А не заставят ли меня слушать обязательные дисциплины, которые мне не нужны? Если кому-нибудь не интересна история садово-паркового искусства, на лишнюю практику по розам можно поменяться?

Д. П. Поменяться нельзя, но вы должны понимать, что мы учим тому, что стоит знать. Кстати говоря, историю и философию садово-паркового искусства мы читаем студентам второго года. И это один из самых ярких разделов программы «Дизайнер сада». А что касается стилистики и основ ландшафтного проектирования сада и его элементов, то это важные разделы курса «Садовник-дизайнер» первого года. И вместе с работой над проектом и домашними заданиями этим темам посвящена примерно половина всех занятий.

Может проще, да и дешевле посещать отдельные лекции? Их много где читают, и тематика самая разнообразная. Хочешь - водоемы, хочешь - ирисы или сирень.

Е. К. Наверное, и проще, и дешевле, но не факт, что правильнее. Сирень, газон, водоем - это еще не сад. Вы же хотите целостной картинки, значит, вам нужен курс, ориентированный на дизайн, на создание сада и на грамотный уход.

Д. П. Наш курс «Садовник-дизайнер» стоит на трех китах. Первый - большой ландшафтный блок. Это проектирование сада и его элементов плюс проектирование и дизайн цветников. Второй тематический блок - ботанический.

Мы говорили с вами о том, что одним из критериев хорошего сада является его надежность. Так вот, на занятиях ботанического блока речь пойдет о почвоведении и основах агрохимии, о базовом ассортименте однолетников, многолетников, о декоративной дендрологии, о хвойных растениях, о газоне и многом другом. При этом важно, чтобы слушатели не утонули в разнообразии, а знали базовый набор растений, который легкодоступен и который можно смело применять для дизайна своих садов и цветников. Третий тематический блок -это современные технологии создания и ухода за садами. Плюс ко всему в структуру курса включены домашние задания и работа над проектом.

Так у вас еще и домашние задания есть?

Е. К. Конечно! Вы же хотите сад сделать? Вот и будете этим заниматься. Каждый слушатель к апрелю должен создать проект своего сада и иметь план его реализации сточки зрения этапов, бюджета, технологий, растений и материалов. У нас есть специальные консультационные дни, когда студенты приносят свои идеи, планы и наброски, которые мы обсуждаем и с которыми работаем вместе. Мы «ведем» наших студентов, но до многих вещей они должны дойти самостоятельно и понять, почему должно быть сделано так, а не по-другому. Нередко так бывает, что люди начинают с одного проекта сада, а заканчивают совсем другим. Знаете, почему? Они растут! Растут на своих проектах и на проектах друг друга. Это интересно, и это их обогащает. Они смотрят, что и как делают их коллеги по группе. Вы знаете, работа над проектом собственного сада - идеальное поле для творчества. А наша задача в том, чтобы сделать студента главным лицом в этой работе.

Дизайнеры любят, когда ничто не мешает им реализовывать свои задумки. Но мой сад уже сложился. Есть постройки, основные зоны, деревья и кусты. Научат ли меня, как исправить ошибки и сделать хороший сад, не снося все и не начиная с чистого листа.

Е. К. Не бойтесь, никто не заставит вас устраивать революцию. Вы не расстанетесь с «историческими» дорожками, но в саду появится больше логики, удобной структуры и красоты. Зоны сада могут быть переформатированы или переделаны. Вы будете оптимизировать то, что вам не нравится. Порой, конечно, человек хочет все снести и переделать. Но если вы дорожите старой яблоней, то зачем же ее удалять? Стоит подумать, как ее грамотно обыграть и включить в новый дизайн сада.

Рассказываете ли вы своим студентам, как сэкономить на инструментах, в каких питомниках самый надежный посадочный материал и самый лучший ассортимент? Вы-то наверняка все это знаете.

Д. П. Конечно, за этим люди и приходят! У нас есть специальные занятия о взаимодействии с питомниками и садовыми центрами. Мы рассказываем о том, к чему человек должен быть готов, приходя в садовый центр и работая с питомниками. Объясняем, как грамотно выстроить работу, и какие скидки и на каких условиях будут им предоставлены. А еще мы регулярно возим наших студентов в разные подмосковные питомники, где им показывают технологическую «кухню» и объясняют важные вещи.

Е. К. Кроме того, мы приглашаем на занятия наших коллег, выпускников «Цветущей планеты». Они делятся личным опытом и рассказывают о своем вхождении в профессию. И они делают это на конкретных примерах. Обсуждают со слушателями сложные профессиональные ситуации, варианты выхода из них, юридические, финансовые и психологические аспекты своей работы. Речь идет о наших выпускниках, которые работают в ландшафтном бизнесе уже профессионально, но еще лет пять назад, также сидели за партой. А сейчас они приходят и рассказывают о своих победах и ошибках. Вы представляете, как это интересно и важно!

У вас два курса: «Садовник-дизайнер» и «Дизайнер сада». Если я уже продвинутый садовод, вы возьмете меня учиться сразу на дизайнера?

Д. П. Да, возьмем. В любом случае, это будет не наше решение, а ваше. Но для начала, мы с вами поговорим и подробно расскажем, какие разделы мы читаем на первом курсе, что вас ждет на втором. Вы сами должны правильно все взвесить и сориентироваться. Бывало и такое, что человек сначала шел на курс второго года, а потом приходил на первый.

Ваши курсы отличаются большим количеством практических занятий. А где они проходят?

Д. П. В ботанических садах, в садовых центрах, в питомниках, на ландшафтных объектах и в садах. Вот, например, занятия по розам проходят в ГБС под руководством Любови Ивановны Бумбеевой. Осенью это практические занятия по технологиям укрытия и по подготовке роз к зиме. Зимой проходят аудиторные занятия. А потом весенний цикл практики. Занятия в теплицах по прививке и окулировке, а позже уже весенняя обрезка роз в открытом грунте. В последние годы мы стараемся как можно больше практических занятий проводить в садах наших преподавателей, выпускников и коллег. Там очень многие вещи можно увидеть, понять для себя и попробовать.

Это полезно и важно и с точки зрения дизайна, и с точки зрения технологий создания и ухода за садами. Мы проводим такие практические занятия и весной, и осенью и всегда говорим, что наши программы для тех, кому мало только теории.

На втором курсе тоже много практики?

Е. К. Она другая, это уже не практика, а стажировка. Люди ездят с преподавателями и дизайнерами по их объектам. И получаются такие интегрированные практические мастер-классы. Можно поучаствовать и в создании, и в уходе, и в реконструкции садов. Это здорово продвигает наших студентов и увязывает теорию с реализацией ландшафтных проектов на практике. Для всех наших студентов это бесплатно. Приехал на объект-участвуй, смотри и учись. Нам важно, чтобы у студентов получались их сады. По сути, стажировка это уже вхождение в ландшафтный бизнес. Вызнаете, в большинстве случаев слушатели приходят к нам на первый год обучения очень увлеченными, но при этом одинокими, а уходят с мощными профессиональными связями. Они дружат и между собой, и с преподавателями и всегда могут обращаться к ним за советом и помощью. Мы дорожим доверием наших студентов, выпускников и коллег и стараемся работать с ними профессионально, доброжелательно и честно.

А часто бывает, что выпускники обращаются за советом?

Е. К. О, это сплошь и рядом! Мы так живем. Да это сложно, но это так. И студенты, и выпускники без конца звонят нам по разным вопросам. Они спрашивают о конкретных вещах. И это хорошо. Это значит, что они реально работают и им нужны наши советы и помощь. А еще мы часто общаемся с нашими выпускниками на выставках, на мастер-классах, на семинарах и конкурсах и стараемся следить за их успехами.

Работы приносят похвастаться?

Д. П. Да, многие работы выпускников и студентов есть на нашем сайте. Мы приглашаем всех, кто любит растения и увлекается садовым дизайном зайти и посмотреть на эти сады и цветники. На наш взгляд, там много интересных и вполне зрелых работ.

Я слышала, что в «Цветущей планете» какая-то особая и доброжелательная атмосфера. Это само собой происходит или реализуется как часть бизнес-стратегии?

Д. П. Вы знаете, Елена Алексеевна первой из отечественных дизайнеров-практиков открыла свою авторскую школу и с самого начала создала в ней хорошую атмосферу. Она не побоялась и собрала вокруг себя профессиональных, успешных, ярких и талантливых людей. Это сильно! На самом деле, «Цветущая планета» - это честный, красивый и престижный проект. Он вдохновляет всех участников. Мы не устали друг от друга, и нам нравится то, что мы делаем. В нашем центре работают известные дизайнеры, которые считают себя учениками и последователями Елены Константиновой. В нашем коллективе есть корпоративная культура и уважительное отношение друг к другу. Это нужно почувствовать. Это редко бывает. И мы этим дорожим!




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»