Ступая по «радуге» - материалы для мощения дорожек и площадок

Тротуар, садовая дорожка, въезд на участок или место парковки автомобиля должны не только выглядеть привлекательно, но также быть стойкими к нагрузкам. Выбирая материал для выполнения покрытий, необходимо учитывать функции, которые они будут выполнять.

Многообразие материалов для твердых покрытий открывает большие возможности в дизайнерском решении мощении дорожек и площадок. Разные виды материалов можно сочетать между собой, создавая интересные дизайнерские композиции и узоры. Но перед выбором не мешает ознакомиться с материалами для покрытий, так как тротуар и площадка у гаража так же важны в оформлении территории участка возле дома, как и фасад - в его внешнем виде. Но необходимо помнить о требуемой прочности и истираемости этих покрытий. Согласно опыту эксплуатации, покрытия пешеходных и велосипедных дорожек должны выдерживать статическую нагрузку от одного колеса - 30 кН, а покрытия въездов и автостоянок - 50 кН. Чтобы покрытия пешеходных и велосипедных дорожек выдерживали такие нагрузки, их материалы должны иметь прочность на сжатие не ниже 20 МПа, а материалы в покрытиях въездов и автостоянок - иметь прочность не менее 35 МПа.

Из бетона

Самыми популярными видами покрытий дорожек и площадок являются брусчатка и тротуарные плиты, изготовленные из вибропрессованного бетона. Бетонные покрытия могут выполняться не только из элементов заводского изготовления, но и монолитного бетона, укладываемого на стройплощадке.

Бетонные элементы

Для производства бетонных элементов для покрытий пешеходных дорожек применяется бетон класса В35, а для автомобильных дорог и въездов - класса В50. Специальные добавки, вносимые в бетон, увеличивают его стойкость к низким температурам, снижают гигроскопичность и связанную с этим возможность образования в нем трещин.

Бетонную смесь при заводском производстве элементов укладывают в формы, поддают вибрации и прессуют. Технология производства позволяет выполнять одно- и двухслойные вибропрессованные элементы. В однослойных - используют щебень мелкой фракции и большее количество цемента, а пигмент добавляется в общую массу. В двухслойных элементах нижнюю часть, невидимую после их укладки в покрытие, выполняют из бетона со щебнем крупной фракции, а для верхнего слоя бетона применяют щебень мелкой фракции. Это позволяет получить более гладкую поверхность видимой наружной поверхности плит или брусчатки. Краситель добавляют только в бетон верхнего слоя.

На поверхности вибропрессованного бетона в течение двух лет с момента их укладки на покрытии могут появляться высолы. Это следствие обычной химической реакции, которая происходит в бетоне при естественном процессе его схватывания и твердения на протяжении года. Высолы являются следствием выноса влагой на поверхность бетона той части гидроксида кальция, которая не прореагировала с другими компонентами бетона. Гидроксид кальция, вступая в реакцию с углекислым газом воздуха, образует карбонат кальция, который в виде белого налета появляется на поверхности бетонных элементов. Дождевые осадки систематически смывают этот налет, благодаря чему через некоторое время (год или два) высолы исчезают. Этот процесс можно ускорить, промывая поверхность водным раствором с содержанием кислоты. Рынок для этих целей предлагает готовые препараты, но необходимый раствор можно изготовить самостоятельно, растворив одну часть соляной кислоты в пяти частях воды. После обработки этим раствором бетонные элементы следует обильно промыть водой. Но такую обработку покрытия дорожек нужно выполнять осторожно, чтобы не уничтожить находящиеся рядом растения. Если растительность находится рядом с покрытием, лучше отказаться от применения кислотного раствора.

Цвета и фактуры:
Бетонная брусчатка заводского изготовления имеет несколько основных цветов - красный, черный, серый, зеленый и коричневый. Есть брусчатка, облагороженная зернами из натурального гранита, порфира, базальта и других минералов. Их добавляют в процессе производства в верхний слой изделия. Выпускается брусчатка, поверхность которой имеет колотую или зернистую фактуры. Это выполняют спустя несколько дней после приобретения брусчаткой требуемой прочности. Благодаря бучардированию и зернению получается эффект неровной поверхности, как у натурального колотого камня. Некоторые виды брусчатки внешне далеки от традиционной. Их элементы могут иметь форму трапеции, ромба или шестиугольника. Края у них срезаны или закруглены. Производители предлагают также системы мощения, состоящие из брусчатки разной формы и размеров. Состав элементов в комплекте таких систем может отличаться между собой по цвету и отделке внешней поверхности. Элементы одной системы могут иметь разные цвета и фактуры. Это открывает большие возможности для дизайна покрытий и позволяет создавать неординарные декоративные композиции в виде дуг и кругов любого диаметра, выполняемых с помощью элементов разного размера. Можно выложить плоские геометрические фигуры, которые за счет отличия оттенков или цвета элементов создают иллюзию пространственного трехмерного узора. Есть брусчатка, которая позволяет объединить твердое покрытие с дерном. Такое мощение обеспечивает легкий доступ дождевой воды к почве под покрытием за счет широких швов между элементами, которые создаются выступами с размерами 3,5-5 см на боковых гранях брусчатки. Выпускаются и специальные вставки-прокладки из полимеров, применение которых позволяет выполнить твердое покрытие из брусчатки любого вида и формы с прорастающим в швах дерном. Есть виды брусчатки, у которой углы элементов срезаны. При ее соответствующей укладке образуются места для прорастания травы. Бывает ажурная брусчатка с отверстием по центру. Брусчатка для покрытия въездов и паркингов должна иметь форму, позволяющую заклинивать элементы в покрытии благодаря их плотному соприкасанию между собой боковыми гранями. Это придает покрытию устойчивость к восприятию горизонтальных нагрузок, вызываемых торможением и маневрами транспортных средств. Элементы мощения не расползаются и не выпадают из покрытия.

Бетонная брусчатка продается в палетах. На одной палете помещается количество брусчатки, необходимое для устройства нескольких квадратных метров мощения. Брусчатка имеет толщину 5, 7 и 10 см; толщиной 5 и 7 см - применяется для твердых покрытий под небольшие нагрузки (для тротуаров), а 10-сантиметровую брусчатку обычно укладывают на въездах и местах для парковки. Тротуарные плиты могут иметь гладкую лицевую поверхность, рельефную (кубик, камень, геометрические фигуры) или декоративную (с вкраплениями зерен). Цвет тротуарных плит может быть разный, а верхний слой - иметь фактуру типа терраццо. Тротуарные неармированные бетонные плиты имеют следующие размеры: квадратные - от 100 до 500 мм, прямоугольные - длину 200-500 мм, ширину - 100-375 мм. Толщина этих плит - 50, 70 и 100 мм. Фигурные плиты имеют разные размеры и форму. Их длина - от 200 до 500 мм, а ширина - от 200 до 470 мм. Экологические плиты применяют на участках покрытия дорожек, где желают хотя бы частично сохранить траву. Такое мощение называют экологическим: 20-40% его площади занимает трава. Ажурные плиты (обычно серые) имеют размеры 36 х 36, 50 х 50, 60 х 40 см и толщину 8, 10, 12 см. Они идеально подходят для мощения въездов. Но выполнять ими покрытие тротуара не следует, оно будет иметь неровную поверхность, ходить по которой в обуви на каблуках неудобно, а зимой ее трудно очищать от снега.

Декоративный бетон

В поверхности свежеуложенного в покрытие дорожек бетона (после его разравнивания и затирки) с помощью специальных форм создают рисунок, имитирующий речной камень, плиты песчаника, гранитную брусчатку, римскую мостовую, квадратную каменную плитку, клинкерную брусчатку или палубную доску. Эта технология позволяет выполнить тротуары и аллеи, въезды или стоянки автотранспорта. Добавками пигментов в бетон ему придают любой цвет. Минимальная толщина такого бетонного покрытия - 8 см, но на въездах и паркингах его толщину необходимо увеличить до 10-12 см. Мощение из декоративного бетона можно выполнить поверх существующего твердого покрытия и неповрежденного бетонного покрытия. Основным материалом для выполнения покрытия из декоративного бетона являются бетоны классов В20, В25 (пешеходные дорожки), а для въездов и паркингов необходимо применять фибробетон класса В35, который способен выдерживать усилия сжатия, возникающие в процессе «созревания» бетона. Для выполнения покрытий аллей и тротуаров из бетона применяют фибру из полипропиленовых волокон, для покрытий с большей нагрузкой - из полипропиленовых волокон или стальную фибру.

Если предполагается воздействие на покрытие значительных по величине нагрузок, выполняют армирование бетона. Перед укладкой бетонной смеси раскладывают сетки. Бетонную массу уплотняют с помощью виброрейки. Выровненную поверхность бетона посыпают цветным отвердителем, в состав которого входят минеральные соединения, пластификаторы и пигменты, придающие покрытию цвет. Поверхность бетона заглаживают специальной теркой. После этого ее присыпают посыпкой, которая облегчает формирование узоров с помощью штампа. Благодаря посыпке бетон не приклеивается к форме. Через 24 часа после выдавливания узоров эту посыпку смывают.

На сухую поверхность бетонного покрытия наносят пропитки, исключающие проникание в бетон воды, горючесмазочных материалов. В эти составы можно добавить пигмент, который придаст цвет поверхности.

Внимание! Кроме прочности и эстетических достоинств, брусчатка имеет то преимущество, что в любой момент покрытие из нее можно разобрать и уложить заново. При замене старого покрытия из бетонной брусчатки ее неповрежденные элементы можно продать. Бывшая в использовании неповрежденная брусчатка стоит дешевле новой, но вновь уложенная в покрытие, она вполне способна выполнять свои функции долгие годы. В Германии, Австрии и Голландии много лет существует рынок использованной брусчатки.

Из керамики

Клинкер - это керамический материал, который был подвержен обжигу. Клинкерные элементы имеют очень плотную и прочную поверхность. Благодаря этому они не впитывают влагу. Клинкер обладает стойкостью к истиранию, твердостью и способен выдерживать нагрузки. Элементы мощения из клинкера имеют прочность на 20% выше, чем клинкерный кирпич для стен. Низкое водопоглощение клинкера (менее 6%) обеспечивает ему высокую морозостойкость и невосприимчивость к биологическим загрязнениям. У клинкера высокая стойкость к воздействию химических соединений (масел, органических растворителей, бензина, кислот и щелочей). Натуральный цвет клинкера - желтый, красный, коричневый (до графитового) - приобретается в результате воздействия высокой температуры на химические соединения, входящие в состав глины или добавляемые в нее в процессе производства. Можно также получить изделия с переливающимся оттенком. Клинкер не теряет свой цвет под воздействием ультрафиолетового излучения. На тротуарах, где нагрузка незначительная, достаточно применять элементы толщиной 4,5 см. В покрытии стоянки для автомобилей, где нагрузка значительно выше, применяют более толстую брусчатку или фасонные элементы. Производители предлагают фотографии примеров мощения и проекты композиций, по которым заказчик может сделать выбор. В таких проектах представлены интересные гармоничные композиции покрытия из клинкерных элементов и элементов из натурального камня или декоративного бетона. Примером сочетаний клинкера и камня является мощение из кирпича для мостовой, края которого обрамлены узкими линиями из гранитной брусчатки. Кирпич для мощения, как и каменная или бетонная брусчатка, применяется для устройства дорожного покрытия и пешеходных дорожек. Стандартные размеры кирпичей для мощения - 20 х 10 см и 24 х 11,8 см.

Клинкерные элементы имеют две стандартные толщины - 4,5 и 5,2 см, но существуют также элементы толщиной 6,2, 7,1 и 8 см. Готовые половинки кирпичей для мощения пригодятся при выполнении бордюров, дуг и т. п.

Фасонные элементы мощения могут применяться вместо кирпичей для покрытия тротуаров и въездов. Большую группу этих изделий представляют клинкерные фасонные элементы для экологических покрытий. У них такие же размеры, как и у кирпичей для мостовых, но в них выполнены сквозные круглые или квадратные отверстия. Производятся также предназначенные для экологического мощения кирпичи со срезанной фаской. Фасонные элементы с квадратными отверстиями большой площади называются газонным клинкером. Такие изделия из клинкера используются для покрытия газона на площадках паркинга и въездах. Все эти элементы (определяемые как экологические) позволяют отводить воду не только к ливнеприемнику ливневой канализации, но и непосредственно в грунт - под поверхность мощения. Благодаря этому дождевая вода не будет вызывать проблем, так как часть ее уходит в почву. Клинкерная брусчатка продается в квадратных метрах.

Способ обеспечения прочности

В зависимости от требований по предполагаемой нагрузке кирпич можно укладывать на основание плашмя - стороной с наибольшей площадью, или на ребро - на боковую грань. Укладка на ребро позволяет получить более прочное покрытие. Такой способ применяется на въездах и в местах, предназначенных для стоянки автотранспорта, где на покрытие приходится большая нагрузка. Недостатком укладки на ребро является увеличенный (на 45-50%) расход кирпичей. Поэтому в местах с повышенной нагрузкой вместо укладки кирпичей на ребро лучше применить более толстый кирпич, который будет укладываться плашмя.

Из камня

Самый популярный натуральный камень для мощения - гранит. Он стоек к истиранию и агрессивному химическому воздействию, не поглощает воду, имеет высокую морозостойкость, не впитывает нефтепродукты. У него - различная зернистая структура с доминирующим оттенком зерен одного цвета или пересекающимися многоцветными жилками. Он имеет много оттенков серого, желтого, зеленого, коричневого и красного цветов. Базальтовая брусчатка - прочная и долговечная. Базальт можно плавить. Из литого базальта выпускают плитку для пола, брусчатку или кирпич для мощений. Базальтовые кирпичи имеют толщину до 75 мм. Их лицевая поверхность может быть гладкой или иметь противоскользящий рельеф (желобки или канты в виде разнообразных узоров). Но базальт дороже серого гранита. Песчаники и плотные известняки большой твердости и с низким водопоглощением также используют для выполнения мощения. Брусчатка мостовая. Проезды, пешеходные дорожки на участке можно выложить брусчаткой и мостовым камнем разного размера и формы.

Эти материалы отличаются размерами. Брусчатка - небольшие элементы толщиной 6-10 см с лицевой поверхностью в форме квадрата размером 4-8 см. Ее размеры обозначены в маркировке сокращенно - 4/10, 7/9 или 8/10. Элементы мостового камня крупнее, минимум 15/17 см. Брусчатку 4/6 применяют для тротуаров. Для въезда автомобиля - брусчатку 7/9 и 8/10. Большие элементы используются только для дорожных покрытий улиц с интенсивным движением.

Колотые камни бывают трех видов:

• несортовые - в виде обломков разных форм размером 10-40 см;

• сортовые - имеют две параллельные между собой плоскости и третью, лицевую, им перпендикулярную. Два их размера - в диапазоне 15-35 см, третий - 20-30 см; • сортовые и пиленые в форме многоугольника с размерами сторон 10-50 см,- имеют ровную лицевую поверхность.

Камни плоские. У них две поверхности - почти параллельные, боковые края - почти ровные. Мощение, из несортовых, сортовых и плоских камней еще называют «дикой» мостовой. Из-за разной формы камней швы между ними получаются неодинаковыми со всех сторон. Резаные камни укладывают аналогично тротуарным плитам. Швы создают сеть пересекающихся под углом прямых линий. Камни для мощения поверхностей продаются на вес в тоннах.

Из древесины

Древесина в мощении хорошо сочетается с садовой зеленью, но из-за низкой стойкости к атмосферным воздействиям, она редко для этого применяется. Древесина подвержена разрушению под воздействием бактерий, плесени, грибков и мха. Для деревянных пешеходных дорожек и проездов используют древесину, обработанную пропитками. Пропитки содержат составы, снижающие водопоглощение и влияние биологических факторов. Пропитка древесины, применяемой для мощения, должна быть глубинной, чтобы препарат заполнил поры значительного ее объема. Древесина с пропиткой, меньше поглощает влагу и не набухает.

Для деревянных мощений обычно используют сосновую шашку, изготовленную из обрезков веток и ствола сосны диаметром 10-15 см и 15-25 см. Такая шашка представляет собой поперечные спилы стволов (толстых веток) длиной 15-25 см. Эти шашки можно изготавливать из дуба или использовать для этого деревянные железнодорожные шпалы. Мощение из дуба выполняют спилами толстых дубовых веток или ствола диаметром 10-30 см, высотой 10-20 см. Можно применять для этого древесину и других пород деревьев, например тополя, березы, ольхи, в виде шашек разного диаметра толщиной 10 сантиметров. Выполняя мощение материалами из древесины, между элементами оставляют швы, которые заполняют песком или почвой с засеянной в нее травой. Можно швы заполнить песком не на всю высоту, досыпав их до уровня поверхности мощения мелким щебнем или отсевом.

Из полимера

Полимерные материалы для покрытий дорожек и стоянок автотранспорта в частном строительстве непопулярны. Но у них есть свои достоинства. Они не дают образовываться лужам на поверхности покрытий. Такие элементы мощения изготавливают с применением полимерных материалов. Но существуют композитные смеси, состоящие из натуральной каменной крошки и эпоксидной смолы, которые укладывают в мощение на месте. Полимерпесчаную тротуарную плитку изготавливают на предприятиях из смеси песка, пигментов и полимеров, Применяют песок фракции размером до 3 мм, с влажностью - от 0,1% до 10,3%. Пигменты применяют органические и минеральные. Они должны быть стойкими к ультрафиолетовому излучению. Используют первичные и вторичные полимеры.

Качество полимерной плитки зависит от однородности смеси. Композитная масса из песка и полимера равномерно перемешивается, чтобы каждая песчинка покрылась полимером. Смешивание и однородное плавление полимерпесчаной массы происходит в экструдере, готовую массу формуют прессованием.

Полимерпесчаная тротуарная плитка при естественной температуре не размягчается, сохраняя прочность на протяжении всего срока эксплуатации. Плитка не выделяет летучих веществ, не образует пыли. Срок службы полимерпесчаной тротуарной плитки - более 25 лет (ее морозостойкость составляет 500 циклов). Цвет полимерпесчаной плитки - разнообразный, со временем он не меняется. Элементы этого вида покрытия имеют точные размеры.

Наливное композитное покрытие выполняется на месте из композитной массы, которая готовится из смеси натуральной каменной крошки (гранитной, базальтовой, порфировой с фракцией 0,5-8 мм) и двухкомпонентной эпоксидной смолой. Смешивание происходит в миксере. Зерна заполнителя придают смеси цвет. Твердение массы после укладки в покрытие длится приблизительно 8 часов при температуре около 15°С. Через 3 дня покрытие может воспринимать нагрузки. Этот материал требует устройства температурных швов через 5-7 м. Поверхность композита - шероховатая, стойкая к истиранию, не зарастает растениями. Защитное композитное покрытие. Существуют защитные композитные покрытия, наносимые на поверхность готового мощения, состоящие из четырех компонентов: сухая смесь, наполнитель из акриловой смолы, краситель и прозрачная композиция, выполняющая защитные функции. Толщина такого защитного композитного покрытия - 2,5 мм.

Для приготовления композитной массы сухую смесь затворяют водой в определенных пропорциях, перемешивая до однородного состояния с помощью дрели с насадкой. Во время перемешивания добавляют краситель и акриловую смолу. Приготовленную массу наносят на поверхность мощения распылением или кельмой. Сверху уложенной массы наносят защитное прозрачное покрытие. Оно обладает износостойкостью и прочностью. Это защитное покрытие можно наносить на различные материалы (гранит, мрамор, брусчатку, любые виды покрытий полов, древесину) - как внутри дома, так и снаружи. Это покрытие - химически стойкое, морозоустойчивое, исключает образование плесени, невосприимчивое к загрязнениям, не меняет цвет, не пропускает воду. Его поверхности можно придать любой оттенок и разнообразную фактуру, имитирующую натуральные материалы.

Технология укладки твердого покрытия

Технология выполнения покрытий из разных материалов, применяемых для мощения, одинаковая. Она заключается в устройстве трехслойной подготовки под покрытие:

• спланированного основания;

• несущего слоя;

• выравнивающего слоя или подсыпки.

В месте, где предполагается выполнить мощение, удаляется плодородный слой почвы. Затем устраивают корыто глубиной 30-50 см, ширина которого равна ширине будущей дорожки (с учетом покрытия и бордюров). Дно корыта (основание мощения) выравнивают и уплотняют, на него укладывают слой несущей подготовки, которая одновременно выполняет функцию дренажа. Этот слой равномерно распределяет нагрузки от покрытия на основание, и отводит в почву атмосферные воды. На несущий слой укладывают выравнивающий слой. На него кладут элементы твердого покрытия. С помощью выравнивающего слоя выполняют уклоны, необходимые для отведения дождевой воды с поверхности покрытия. Для обеспечения правильного отведения воды с поверхности мощения направление его уклонов планируется еще на этапе устройства основания и несущего слоя. Бордюры окаймляют края мощения, они препятствуют расползанию его элементов в стороны.




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»