Мозаичная картина

К сожалению, поиски в Интернете более-менее подробной информации о технологии изготовления мозаики результатов не дали. Такое ощущение, что профессионалы либо не хотят выдавать какие-то секреты, либо считают, что всё элементарно просто. Поэтому пришлось изготавливать первый мозаичный «блин» методом проб и ошибок. Что из этого получилось, постараюсь рассказать.

Итак, картинку, которая мне приглянулась, я перефотографировал и распечатал в нужном формате в фотостудии. Распечатку я предполагал подложить под стекло, на котором, собственно, и собирается мозаика.

Материалы. Выбор клея заслуживает отдельного внимания. Сначала я попробовал использовать специальный клей для мозаики, но не очень удачно. Может быть, для гладкой мозаики он и подойдет, а вот кусочки смальты и стекла (их называют тессерами) с неровными основаниями — не держит. В магазине строительных материалов мне предложили прозрачный клей для стекла «Титан». Этот клей действительно держит стекло мёртвой хваткой, но густоват и застывает слишком быстро, поэтому для мозаики не подходит. Третьим был испытан клей «Момент Супер-ПВА ДЗ». Нужно сказать, что это не строительный клей ПВА — кроме цвета и аббревиатуры эти клеи ничего общего не имеют. «Момент» при укладке мозаики разбавлять не надо. Застывает он в течение продолжительного времени, что даёт возможность подправлять элементы мозаики. Стекло и смальту приклеивает достаточно прочно.

Хотелось бы несколько слов сказать о смальте. Выплавляют её из смеси стекла с солями и окислами различных металлов. Получаются непрозрачные или полупрозрачные «блины» и «блоки». Считается, что только из смальты можно создавать «живые» мозаичные картины.

Порядок работы. На подготовленную фотографию я положил стекло и зафиксировал его по краям с помощью мелких гвоздиков. Обезжирил стекло спиртом и приступил к работе. Собирать картину начал с квадратных кусочков смальты. Как я понял позже, гораздо удобнее работать с продолговатыми тессерами.

«Блины» колол самодельным молотком с победитовыми напайками, изготовленным из кирочки каменщика. В качестве основания для колки обычно используют массивный деревянный пенёк с забитым в него металлическим клином. Иметь такой пенёк в городской квартире не совсем удобно, поэтому пришлось приспособление несколько уменьшить. В выточенном на токарном станке цилиндре из берёзы я просверлил отверстие и вставил в него лопатку для перфоратора. Металл предварительно отпустил, нагрев газовой горелкой. Конструкция, надо сказать, получилась не очень устойчивая, и колоть смальту было не совсем удобно, поэтому лучше использовать пенёк с большей массой и площадью опоры.

Полученные небольшие обломки можно колоть дальше с помощью кусачек для мозаики. В моём распоряжении имелся ограниченный ассортимент смальты, поэтому в основном пришлось использовать витражное стекло. Чтобы оно «играло» и сильно не отличалось от смальты, класть тессеры пришлось колотой стороной вверх. Для их изготовления нарезал кусочки стеклорезом на небольшие полоски и раскалывал кусачками уже на мелкие кусочки. Клей ПВА для удобства вылил в небольшую стеклянную банку, аккуратно макал в него элементы мозаики и укладывал на стекло. Пока клей окончательно не подсох, положение кусочков мозаики можно корректировать. Сначала я выкладывал глаза и уши котёнка, а затем — шерсть, учитывая её направление. После заполнения последнего фрагмента картина готова.

Тессеры, которые выходили за пределы стекла, я выравнивал шлифовальной машинкой. Готовую мозаику можно вставить в рамку или, приклеив сзади эпоксидной смолой петлю, сразу повесить на стену.

Первый опыт изготовления картины из мозаики оказался вполне удачным. Но в последующем я всё-таки планирую делать их несколько иначе.

Во-первых, при укладывании маленького кусочка стекла или смальты на цветную поверхность он сливается с цветным рисунком, и бывает довольно сложно определить границы фрагмента. Поэтому лучше распечатать чёрно-белое изображение, а цветной исходный рисунок иметь под рукой просто в качестве образца, чтобы видеть, какого цвета должны быть те или иные фрагменты.

Во-вторых, у ПВА к обычному стеклу, на котором я собирал мозаику, очень низкая адгезия. Думаю, будет правильнее использовать в качестве основы другой материал. Например, наклеить рисунок на крагис или фанеру клеем ПВА, разведённым водой в пропорции 1:1. Затем загрунтовать тем же составом, и мозаику собирать прямо на этот рисунок. Этот способ я опробовал при изготовлении шкатулки — смальта и стекло держатся очень прочно.




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»