WhatsApp: +7(495)231-66-88 (с 12:00 до 24:00)

25.06.2022
499

Снегоуборщики – дворник, не знающий усталости

Несмотря на лето, любой крепкий хозяин уже думает о зиме. И хотя глобальное потепление и таяние ледников Гренландии сделали наши зимы немного теплее, снег и мороз на территории нашей необъятной родины никто не отменял. А стало быть, снова неизбежно придет зима и, как всегда неожиданно, завалит все снегом. Вот тогда и пригодится снегоочиститель, припасенный с лета.

Раньше со снежными заносами наиболее активно боролись только городские жители. Но сегодня количество дач и загородных домов круглогодичного проживания увеличилось многократно и продолжает расти.

У всех их обитателей в обязательном порядке есть автомобили, а значит, расчистка дворов и дорог от снега становится и для них жизненно важной функцией.

Но убирать снег необходимо не только для того, чтобы обеспечить проход и проезд. Чем меньше снега останется к весне, тем меньше будет талой воды, от которой в городе одни несчастья. Именно поэтому власти обязывают частных владельцев не на жизнь, а на смерть бороться со снегом на вверенной им земле. Короче, снег надо убирать и в городе, и в деревне. Но уборка снега вручную, надо сказать, чудовищно трудное дело, эта белая и не очень белая субстанция только на вид кажется легкой. Еще хуже, когда снег подтаял и подмерз. Говорю это со знанием дела, ибо сам когда-то подрабатывал дворником на том же заводе, где одновременно был инженером. Очистить утром после ночного снегопада стометровый тротуар «до асфальта» за час у меня, тогда 25-летнего, получалось. Но по прибытии на настоящее рабочее место я некоторое время неподвижно сидел, опираясь спиной о свой кульман и блаженно глядя в некую точку на потолке…

Понятно, что человек со щербатой лопатой и мощностью мышц в пару сотен ватт совершенно непригоден для качественной и быстрой уборки дворов, дорожек дачного участка, спортплощадки или территории предприятия. Тем более если речь идет об уборке толстого многонедельного слоя снега, который успел слежаться, а ближе к дороге плавно переходит в лед.

На наше счастье, умные люди давным-давно придумали снегоуборщики или официально – «бытовые снегоотбрасыватели». Этот казенный термин в принципе более правильный, поскольку агрегат не убирает, а только отбрасывает снег в сторону, откуда он потом может уже быть убран по-настоящему и вывезен с территории. Конструкция снегоуборщиков практически не претерпела изменений за последние десятилетия и, что называется, устоялась.

Главный элемент любого снегоуборщика – это похожий на открытую хлебницу ковш или короб. Внутри него вращается на подшипниках горизонтальный вал, несущий на себе спиральную стальную полосу под названием «шнек». Строго говоря, на этом валу установлены два шнека, поскольку левая и правая части имеют разное направление «резьбы». Благодаря этому шнек вгрызается в толщу снега, измельчает его и в виде рыхлой массы подает к центру агрегата. Энергии, сообщаемой снегу шнеком, вполне достаточно, чтобы снежная масса, попав в выпускной канал-зев позади шнека, вылетала в сторону на дистанцию до полутора-трех метров. Так работает шнековый или одноступенчатый снегоуборщик.

    ГЛАВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЛЮБОГО СНЕГОУБОРЩИКА: ШИРИНА И ВЫСОТА ЗАХВАТА, ТО ЕСТЬ КАКОЙ ШИРИНЫ ДОРОЖКУ ОН СМОЖЕТ ПРОДЕЛАТЬ И СНЕГ КАКОЙ ВЫСОТЫ ПРЕОДОЛЕТЬ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМИ ПАРАМЕТРАМИ ПОДБИРАЕТСЯ И МОЩНОСТЬ МОТОРА.

Но гораздо эффективнее двухступенчатый или шнекороторный агрегат. За шнеком у него находится дополнительная камера в виде барабана, а в ней бешено вращается ротор – стальное колесо с лопастями, похожее на крыльчатку центробежного насоса. Попавший в ротор снег выбрасывается на десять-пятнадцать и более метров, что не только повышает качество очистки, но и заметно увеличивает производительность снегоуборщика, поскольку шнек теперь гарантированно не «захлебывается» снегом.

Главные параметры любого снегоуборщика: ширина и высота захвата, то есть какой ширины дорожку он сможет проделать и снег какой высоты преодолеть. В соответствии с этими параметрами подбирается и мощность мотора. Производительность снегоуборщиков немалая. Например, агрегат с шириной захвата 53 см и мощностью 6 л. с. пропускает через себя около 36 тонн мокрого снега в час! Шнеки малых снегоуборщиков обрезинены, что сберегает тротуары и мощеные садовые дорожки. Иногда шнеки легких снегоуборщиков целиком отлиты из полимера. Ими можно смело чистить, например, занесенные снегом ледяные катки спортплощадок, при этом лед не пострадает. Обрезиненный шнек поможет и перетаскивать агрегат с места на место.

Стальные шнеки тяжелых машин часто имеют зубчатую форму, прогрызающую слежавшийся снег. Чтобы они не повредили тротуар, между шнеком и поверхностью устанавливается зазор, регулируемый оператором. Этот процесс называется балансировкой. При тяжелом снеге центр тяжести машины смещается вперед, и в таком положении шнеки «поднимают» самые нижние слои плотного снега. При рыхлом снеге центр тяжести смещается к оси колес, при транспортировке «уползает» назад.


Бензиновый снегоуборщик Husqvarna ST 224 мощностью 6.3 л.с

Более простые снегоуборщики оснащены регулировочными лыжами по бокам ковша. Для «поднятия» слежавшегося снега на ковше установлен острый скребок.

    УСТАНОВИВ ВМЕСТО ШНЕКА ЖЕСТКУЮ ЩЕТКУ, МОЖНО УБИРАТЬ ЖИДКУЮ СНЕГОВУЮ КАШУ ПО ВЕСНЕ И ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ И ПРОЧИЙ МУСОР ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ, ТАК ЧТО ДОРОГАЯ МАШИНА ПРОСТАИВАТЬ НЕ БУДЕТ!

Некоторые модели оснащаются дополнительной жесткой щеткой, как у подметальных машин. Установив ее вместо шнека, удается убирать жидкую снеговую кашу по весне. Летом и осенью можно подметать опавшие листья и прочий мусор, так что дорогая машина простаивать не будет! Правда, надо предупредить о том, что у двигателей снегоуборщиков нет воздушного фильтра. Зимой нет пыли, и фильтр не нужен. Но летом-то ее полным-полно! В случае летнего использования установка фильтра обязательна.

Выпускной желоб, направляющий струю снега, выполнен из пластмассы или стали. Стальной надежнее, но ржавеет, и мокрый снег активнее прилипает к нему. Направление снежного потока регулируется рукояткой, а дальность выброса зависит от состояния снега. Мокрый и тяжелый снег летит далеко, легкий и сухой больше рассеивается в воздухе. Для максимальной дальнобойности снежный поток должен лететь под углом 45° к горизонту. Регулировать направление выброса приходится, например, при расчистке автостоянки, чтобы не перебить стекла припаркованных автомобилей или вблизи окон дома. Кстати, скорость снежного потока – около 80 км/ч, и в нем попадаются ледышки, камни и прочие посторонние предметы, поэтому следует проявлять осторожность во время работы.

Для передвижения снегоочистителя служат два колеса с «вездеходными» резиновыми шинами или две резиновые армированные гусеницы. Самые малые и одноступенчатые агрегаты – несамоходные, то есть их приходится толкать оператору.

Более крупные, двухступенчатые и, разумеется, гусеничные снегоуборщики оборудованы приводом на колеса или гусеницы. Самоходная машина способна преодолевать твердый снег, не вызывая утомления. Колесный снегоуборщик мобильнее, его легко разворачивать и можно просто катить, не включая двигатель. Зато гусеничный лучше «тянет», снося любые сугробы, и не скользит вбок на склонах.

Поворот его производится подтормаживанием одной из гусениц, совсем как на тракторе или танке. Привод может быть в виде ступенчатой коробки передач, вариатора или гидростатической трансмиссии. Крупные гусеничные снегоуборщики Honda оснащаются «гибридным» приводом. Двигатель здесь вращает шнек и генератор, а от последнего энергия поступает к двум тяговым электромоторам гусениц. Такая система обеспечивает точное управление тяжелой машиной и высокую надежность.

У малых моделей есть только одна скорость, а более крупные машины со ступенчатой трансмиссией имеют 5–6 передач вперед и 1–2 заднего хода. Передачи включаются в зависимости от плотности снега: чем плотнее, тем медленнее, но с большим усилием должен двигаться агрегат. Наиболее быстрые передачи – транспортные, для перемещения машины к новому полю деятельности.


Самоходный бензиновый снегоуборщик AL-KO SnowLine 700E мощностью 11 л.с. с выбросом снега до 15 м

Самые маленькие снегоуборщики приводятся в действие электродвигателем. Они простые, легкие и дешевые, но годятся для уборки только что выпавшего снега. Их мобильность ограничена длиной провода от розетки с напряжением 220 В. Они бесшумны и не вызывают «боязни мотора» – это на случай, если по какой-то причине за уборку снега возьмется слабая половина. Но надо сказать, что волочить за собой по снегу задубевший от холода кабель не всегда удобно, к тому же его присутствие в зоне расчистки чревато попаданием в шнек со всеми вытекающими последствиями. Зато преимуществом электроснегоуборщиков можно назвать безотказность в любой мороз, поскольку электромотор нечувствителен
к низкой температуре.

    ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДОРОЖЕ И ТЯЖЕЛЕЕ ДВУХТАКТНОГО, НО ЗАМЕТНО ДОЛГОВЕЧНЕЕ, ЭКОНОМИЧНЕЕ И ЛУЧШЕ ЗАПУСКАЕТСЯ НА МОРОЗЕ

Снегоуборщики покрупнее приводятся в действие одноцилиндровым бензиновым двигателем. Одноступенчатые (шнековые) несамоходные машины оснащаются моторами мощностью до 5 л. с. Более солидные шнекороторные с приводом колес могут похвалиться 6–13 «лошадками». Причем двухтактный мотор проще и дешевле, но требует добавления масла в бензин, поскольку смазывается маслом, содержащимся в топливной смеси. Он не столь экономичен и при этом капризен в зоне отрицательных температур. Двухтактники заметно дымят сизым дымом (сгорает это самое масло) и издают свой характерный резкий треск, что при долгой работе утомительно.

Четырехтактный двигатель дороже и тяжелее, но заметно долговечнее, экономичнее и лучше запускается на морозе, что немаловажно для «зимнего» оборудования.

Двухтактные моторы ставят на маломощные непрофессиональные агрегаты, что снижает их стоимость. Четырехтактными двигателями оснащаются все шнекороторные снегоуборщики. Сегодня лишь Honda и MTD оснащают снегоуборщики собственными двигателями. Большинство прочих используют проверенные временем американские моторы Briggs & Stratton, те же «хондовские» силовые агрегаты, а также двигатели Tekumzeh. Все двигатели снегоуборщиков рассчитаны на автомобильный бензин с октановым числом 91–92. Моторное масло – SAE 10W30 или подобное, тут надо посмотреть в инструкцию конкретной модели. Для двухтактных моторов необходимо специальное «двухтактное» масло.

Для запуска большой машины может служить электростартер, работающий от бытовой сети или батарейный стартер. Второй вариант более мобилен, но требует содержать в полном боевом состоянии аккумуляторную батарею. Она, кстати, подзаряжается от генератора во время работы. Впрочем, все снегоуборщики снабжаются и тросовым ручным стартером. Мощные профессиональные снегоуборщики оснащаются электроподогревом рукояток и фарой, которая зимой бывает очень кстати.

Теперь несколько слов о выборе снегоуборщика. Если раз в неделю предстоит очищать дорожку от калитки до крыльца и кое-что по мелочи, берите электрический, не прогадаете. Когда снег надо сбросить с внешней дороги перед домом и всех внутренних дорожек, можно подумать о маленьком несамоходном аппарате, возможно, с двухтактным двигателем мощностью до 5 л. с.

    ЕСЛИ ВЫ ПОЯВЛЯЕТЕСЬ НА ДАЧЕ РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ, БУДЬТЕ ГОТОВЫ К СРАЖЕНИЮ С ГЛУБОКИМ И СЛЕЖАВШИМСЯ СНЕГОМ. ЕСЛИ УЧАСТОК ХОЛМИСТЫЙ, ХВАТИТ ЛИ СИЛ И ЖЕЛАНИЯ, ЧТОБЫ ТАСКАТЬ ПО СНЕГУ АППАРАТ В ПОЛЦЕНТНЕРА?

Считается что для уборки снега средней глубины на площади до 500 м2 будет достаточно несамоходного снегоуборщика с шестисильным мотором. Это так, но стоит учесть рельеф местности, частоту уборок и ваши физические возможности. Если вы появляетесь на даче раз в две недели, будьте готовы к сражению с глубоким и слежавшимся снегом. Если участок холмистый, хватит ли сил и желания, чтобы таскать по снегу аппарат в полцентнера? Может, чтобы не омрачать отдых каторжным трудом стоит подумать о более дорогой, но эффективной самоходной машине? Тем более если предполагается ее не дачное, а вполне профессиональное использование?

Из мировой практики применения снегоочистителей для обработки площади от 500 до 2500 «квадратов» рекомендуется самоходный аппарат мощностью 6–9 сил. Пожалуй, эта рекомендация в целом верная. Но не гонитесь за мощностью. Расход топлива при постоянном профессиональном использовании машины может быть велик. При удельном расходе 350–400 г/л.с .ч. и 70–80% нагрузке 9-сильный агрегат потребляет от 3 до 4 л топлива в час.

Мощный снегоуборщик с мотором за 10 л. с. подойдет для обработки поля до 5000 м2. Тут есть смысл рассмотреть и гусеничный вариант. Такие машины имеют больший ресурс, они удобнее при длительной работе и в целом надежнее.

Площади больше чем 5000 м2 лучше обрабатывать тяжелым снегоуборщиком, где оператор едет, сидя на нем, как тракторист. Но эти машины уже относятся к настоящим тракторам и здесь не рассматриваются.

Текст: Михаил Бирюков

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.