Инфраструктура коттеджных поселков

Ещё несколько лет назад клиентов крайне привлекало наличие в коттеджном посёлке развитой инфраструктуры. Сейчас они уже понимают, что платить за это придётся из собственного кошелька и немалые деньги, В то же время посёлок выпадает из списка рассматриваемых вариантов, как только выясняется, что инфраструктуры в нём нет. Как найти ту самую «золотую середину» - посёлки с оптимальным набором инфраструктурных объектов, без излишеств, но и не «пустые»?

Без излишеств

Девелоперский подход к строительству инфраструктуры менялся несколько раз. Еще 15 лет назад посёлки возводили стихийно, без генплана, проект предусматривал только КПП и дороги, а под общественные зоны отводилось максимум 15% территории. В середине 2000-х гг., по крайней мере в элитном сегменте, сложилась обратная ситуация: застройщики делали ставку на избыточность, безоглядно анонсируя любую инфраструктуру. В проектах планировались конюшни и аквапарки, яхт-клубы, поля для гольфа и кинотеатры, бильярдные и т. п. Однако кризис 2008 г. заставил девелоперов пересмотреть свою политику: сегодня никто не строит коммерческие объекты себе в убыток, рассчитывая хотя бы на минимальную окупаемость.

«Вопрос наличия инфраструктуры в посёлке продолжает оставаться одним из самых важных для покупателей, особенно в условиях сложной транспортной ситуации, - говорит Илья Менжунов, директор департамента загородной недвижимости компании «Метриум групп». - Из-за высокой загруженности подмосковных трасс жителям коттеджных посёлков в идеале хотелось бы иметь всё необходимое для жизни под рукой. Притом им не так уж важно, где именно будут находиться магазины, банкоматы, аптеки или кафе. Главное, чтобы эти блага цивилизации были расположены на разумном расстоянии - не более 15-20 мин. на автомобиле».

Как отмечают участники рынка, вместо каскадов и водопадов люди заинтересованы в доступности качественной социальной инфраструктуры - образовательных учреждений, детских садов, спортивных школ и т. п. Они хотят не любоваться на лебедей в пруду из окна, а вести активный образ жизни, успевать многое сделать за день и быть уверенными, что в этот момент их ребёнок тоже занят чем-то важным, нужным для его развития.

«При выборе загородного жилья покупатели, оставаясь в рамках определённого бюджета, смотрят уже не только на удалённость от МКАД, площадь и планировку дома, - комментирует Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки групп». - Они заранее пишут в голове свою ежедневную логистику, свой сценарий по доставке детей в школу, детский сад, в различные кружки и секции, планируют собственные походы в магазин и спортивный клуб. И если до этой инфраструктуры приходится каждый день добираться по пробкам, то они, скорее всего, откажутся от покупки, даже если дом и посёлок полностью их устраивает».

Вместе с тем покупатели уже научились считать и понимают, во что им обойдётся инфраструктура в посёлке, и потому сегодня востребовано лишь самое необходимое. Как владельцы загородной недвижимости, так и сами девелоперы знают, что любая инфраструктура в конечном счёте обременяет жителей. Степень её разнообразия, как правило, увеличивает стоимость домовладения. К тому же чем больше общественно значимых объектов, тем выше эксплуатационные платежи. Поэтому не случайно то, что девелоперы сегодня стараются не перегружать посёлки лишней инфраструктурой даже в элитном классе и строят ровно то, что является действительно оправданным в данном конкретном случае.

«Инфраструктура в новых посёлках сейчас уже не включает «павлинов и лебедей», - подтверждает Андрей Хазов, заместитель исполнительного директора по работе с клиентами агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба». - Только построенные несколько лет назад посёлки вроде «Павлово», «Николино», «Княжьего озера» могут похвастаться наличием, например, зоопарка, закрытой школы или собственной бензоколонки. Сегодня посёлки в основном не создают новую инфраструктуру, а пользуются имеющейся поблизости».

Размер имеет значение

Наличие или отсутствие инфраструктуры, а также степень её развития зависят от местоположения и класса посёлка. В посёлках, расположенных не далее 30 км от МКАД, к инфраструктуре относятся более внимательно, чем в тех, что находятся на большем удалении и где требования к ней снижаются. Эксперты объясняют это так: дома в ближних коттеджных посёлках стоят дороже, покупают их весьма состоятельные люди, которые имеют право за немалые деньги получить и лучшую инфраструктуру.

Поданным аналитиков ГК «Премьер», для жителей посёлков эконом-класса, доля которых сегодня на рынке составляет 73%, наиболее важным критерием является цена, поэтому такие посёлки редко насыщаются дополнительными инфраструктурными объектами. Для них оптимален (или, как сейчас модно говорить, must have) вариант «минимального набора» инфраструктуры: электричество, ограждение, въездная группа, охрана, гостевой паркинг и детская площадка. Для посёлков бизнес-класса, которых на рынке 25%, предпочтителен вариант «необходимого набора»: минимальная инфраструктура плюс газ, вода, канализация, эксплуатационная служба, спортивные площадки, прогулочные зоны и магазин.

Оптимальным вариантом для коттеджных посёлков премиум-класса, доля которых составляет всего 1%, будет развитая инфраструктура: «необходимый набор» плюс фитнес-клуб, бассейн, баня, сауна, солярий, массажный кабинет, салон красоты, кафе или ресторан, игровая комната для дневного пребывания детей, аптека и медпункт, автомойка, химчистка, развлекательная составляющая (бильярд или боулинг). Для очень дорогих посёлков, относящихся к классу de luxe, характерна высокоразвитая инфраструктура: к вышеперечисленному следует добавить гостиницу для прислуги, службу быта, детский сад, начальную школу, пляж, поле для гольфа, яхт-клуб, конный клуб, вертолётную площадку и др. Таких посёлков на рынке менее 1%. Но весь приведённый комплект инфраструктуры сегодня вряд ли встретишь в одном отдельно взятом проекте, скорее, лишь какую-то его часть. Кроме того, всё это будет уместно только в больших посёлках - от 100 домовладений. «Объём инфраструктуры напрямую зависит от числа жителей и территории загородного комплекса, - обращает внимание Алексей Гречушкин, директор департамента инфраструктуры компании «Villagio Estate». - Поэтому в камерных элитных посёлках, где не больше 50 коттеджей, сложно представить себе что-либо ещё, кроме игровой площадки, КПП и благоустроенной прогулочной зоны». Иногда в посёлках встречаются и редкие инфраструктурные объекты - в качестве примера можно привести храм на территории жилого комплекса Крекшино. Последние новинки - фермерские магазины с экологически чистыми продуктами. Уже никого не удивишь мини-зоопарками, но когда-то это было внове. В посёлках, распложенных рядом с акваториями, практически всегда есть как минимум пляж и причал, как максимум - яхт-клуб, эллинги. Также появляются вертолётные площадки. Хотя некоторые собственники смеются над этим, потому что не понятно, куда летать. Ряд девелоперов начал создавать вблизи коттеджных посёлков объекты рабочей инфраструктуры - бизнес- и коворкинг-центры, что позволит жителям ещё и найти работу рядом с домом.

Так или иначе, тенденция такова: если говорить о небольших посёлках, то развитая внутренняя инфраструктура здесь, как правило, неактуальна. В основном жители предпочитают пользоваться внешними объектами. Похожая ситуация наблюдается и в городских клубных жилых домах. Исключение может составлять рекреационная инфраструктура, например собственные пруды, детские площадки и прогулочные зоны, которые есть практически во всех подобных посёлках. Нередко покупательская аудитория крупных жилых комплексов на 150-200 домов - семьи с маленькими детьми, и наличие внутренней инфраструктуры для них обязательно, так как часто выезжать за территорию посёлка и вывозить ребёнка может быть для них попросту неудобно.

Стоит отметить и тот факт, что организовать качественную инфраструктуру в маленьком посёлке крайне сложно ещё и потому, что привлечь известных операторов извне (такие компании, как «Перекрёсток» или II Patio) для управления инфраструктурными объектами будет трудно в связи с низким уровнем рентабельности. «Операторы коммерческих объектов устанавливают цены в соответствии с рынком и размером аренды, которую запрашивает застройщик, - комментирует Алексей Гречушкин. - Если инфраструктура расположена внутри закрытого комплекса с малым количеством домов или в посёлке, где проживает немного жителей, то арендная плата может быть значительно ниже действующих рыночных ставок - таким образом девелопер осознанно сокращает свою маржу, чтобы дать возможность оператору открыться и начать оказывать услуги, пока посёлок только заселяется. Жители сразу видят работающую инфраструктуру, а арендаторы не меняются каждые три месяца и спокойно собирают свою клиентскую базу. В этом случае опытный и профессиональный арендатор сможет надолго закрепиться в данном посёлке, привязав к себе всех постоянных жителей и их гостей. Нам очень важно, чтобы владельцы домов получили функционирующие объекты практически сразу, а не через несколько лет после заселения. Также наши «инфраструктурные» партнёры регулярно предлагают жителям разнообразные бонусы: скидки, подарки, комплименты и т. п.».

Рентабельность во главе угла

Если необходимая инфраструктура есть в шаговой доступности, понятно, что дублировать её в посёлке не целесообразно. Чем больше рядом «полезных и нужных» мест, тем выше динамика спроса на данный посёлок. Инфраструктуру нет смысла строить, когда жилой комплекс находится в пределах 5-7 км от МКАД, недалеко от подмосковных городов либо по хорошо развитому направлению, например Рублёво-Успенскому шоссе. «В случае, когда акцент делается на внешние объекты инфраструктуры, основную роль играет то, насколько комфортно до них добираться, - говорит Нина Резниченко, директор департамента загородной недвижимости «Intermarksavills». - Если дорога не доставляет проблем, то это реальная экономия и удобство. Главная проблема, безусловно, пробки. Говоря о подводных камнях, заметим, что сегодня далеко не все инфраструктурные объекты на Рублёво-Успенском шоссе отвечают требованиям времени. На других направлениях инфраструктура развита ещё слабее. Поэтому здесь возводят современные инфраструктурные комплексы, такие, например, как «Павлово Подворье», которым могут пользоваться не только жители посёлков «Павлово» и «Павлово-1», но и остальные».

Если же в районе коттеджной застройки выявлен дефицит инфраструктуры той или иной направленности, девелоперу имеет смысл закрыть эту нишу. Очевидно, что строить инфраструктуру в посёлке целесообразно только тогда, когда она будет рентабельной. «Даже если изначально планировалась закрытая инфраструктура, то рано или поздно практически во всех посёлках её делают открытой или полуоткрытой (это значит, что те, кто не живёт в посёлке, могут посетить здесь ресторан, предварительно зарезервировав место, а спортклуб, купив абонемент), - рассказывает Нина Резниченко. - Однако есть исключения - это клубные дома и посёлки, которые были построены достаточно давно и в силу «исторических» причин все инфраструктурные объекты в них являются закрытыми».

И всё же в большинстве посёлков есть объекты инфраструктуры, открытые для всех. Например, в элитной «Жуковке-21» работает прекрасный современный спортивный клуб Pride Club. Он спланирован так, что даже тот, кто не является жителем посёлка, может быть членом этого клуба. А в расположенном неподалёку жилом комплексе ParkVille действует известная частная школа «Президент».

Существует даже пример организации единой инфраструктуры для нескольких посёлков. Речь идёт о проектах компании Villagio Estate. На территории Madison Park, Millennium park, Monteville, «Гринфилд» и нового комплекса таунхаусов Park Avenue действует клубная система, предоставляющая жителям преимущественное право на пользование инфраструктурой всех этих посёлков.

Таким образом, например, жители «Гринфилда» могут свободно использовать инфраструктуру других посёлков застройщика. Детский сад будет находиться в пешей доступности в Monteville, а в Millennium Park можно посетить спа-салон, кафе или ресторан. Следует отметить, что, заранее заказав пропуск, можно воспользоваться инфраструктурными объектами большинства посёлков (в частности, «Бенилюкс», «Довиль» и т. д.).

С коммерческой точки зрения наиболее выгодно располагать инфраструктурные объекты не на территории самого жилого комплекса, а в общедоступных местах, перед въездом в посёлок, чтобы обеспечить им максимальную проходимость. И в современных проектах количество объектов внутренней инфраструктуры уменьшается, а «внешней» в большинстве случаев увеличивается. Причём возводят их чаще всего те же девелоперы, которые строят коттеджный посёлок. «Уже давно стало понятно, что, например, фитнес-клуб на территории коттеджного посёлка не окупается, - считает представитель ГК «Премьер». - Он не окупается даже в довольно больших многоэтажных жилых комплексах, если им могут пользоваться только жильцы. Причём тот факт, что инфраструктура посёлка открытая (то есть в неё разрешён доступ посторонним), не должен особенно обнадёживать. Практика показывает, что если у управляющей компании не сходятся дебет с кредитом, она в любом случае находит способ повесить платежи за убыточные инфраструктурные объекты на жителей - даже тех, кто ими не пользуется».

Наиболее остро стоит вопрос обеспечения посёлков социальными объектами - детскими садами и школами. «Здесь спрос существенно превышает предложение, - сообщает Алексей Гречушкин. - Всё потому, что строительство подобной инфраструктуры - очень сложный процесс для девелопера. Дело не только в многочисленных согласованиях с местными властями, но и в дефиците грамотных операторов».

Строить любое образовательное учреждение на территории посёлка, по мнению экспертов, чаще всего нерентабельно. Правильнее договориться с ближайшей школой и при необходимости запустить школьный автобус, который будет возить детей. Строительство детского сада - тоже весьма сомнительное коммерческое предприятие. Поэтому в коттеджном посёлке обычно организуют игровую комнату для дневного пребывания детей. По данным ГК «Премьер», в настоящее время лишь 10 посёлков имеют в своём составе частную начальную школу и 20 - частный детский сад. Расценки в них весьма высоки.

«Конечно, наличие детского сада и школы в посёлке напрямую зависит от его масштаба и количества жителей, а также ещё и от того, какие объекты инфраструктуры находятся за территорией, - обращает внимание Наталья Николаева, руководитель департамента загородной недвижимости агентства элитной недвижимости «Грейт Реалити». - Так, вблизи Николо-Урюпино есть частная школа, в Жуковке - общеобразовательная школа. Поэтому расположенные рядом посёлки не открывают собственные детские образовательные учреждения, а ограничиваются игровыми комнатами, в которых дети могут пребывать в течение недолгого времени. Ещё один вариант - пользоваться инфраструктурой какого-либо соседствующего наукограда, например Королёва, Фрязино, Дзержинского, Долгопрудного, где обязательно есть хорошие школы и детские сады». Что касается частных школ в Подмосковье, то их не так много. Если верить официальным данным, то в 19 муниципальных районах области негосударственных школ нет, а если и есть, то не больше одной, как, например, в Рузском, Павлово-Посадском, Пушкинском, Подольском, Истринском, Коломенском, Наро-Фоминском, Клинском, Орехово-Зуевском, Сергиево-Посадском районах. Только в трёх районах области - Мытищинском, Красногорском и Люберецком - действует по пять общеобразовательных школ.

Так или иначе, правильность выбранной девелопером концепции подтверждается текущими продажами. «Мы, например, изначально сделали школу и садик на границе посёлка частью проекта «Фламандия eco village», хотя понимали, что цены на наши дома и участки будут выше, чем у конкурентов, - приводит пример Илья Дискин, директор проекта «Фламандия eco village». - К сожалению, бюджетные средства пока не идут на развитие объектов образования в коттеджных посёлках, поэтому затраты на строительство школы и садика ложатся на нас, а в конечном итоге - на покупателей. Но темпы продаж в нашем посёлке показывают, что мы сделали правильный выбор. Да и, в конце концов, хочется создавать комфортные условия для жизни людей!».

Если говорить о торговой инфраструктуре, то примерный расчёт такой: небольшой продуктовый магазин с минимальным набором хозтоваров может обслуживать соседние населённые пункты и посёлки с числом жителей в 1000-2000 человек, если все они находятся в хорошей доступности.

«Наша практика показывает: люди понимают, что стоимость строительства инфраструктуры сказывается на конечной цене метра, но они готовы это учитывать при покупке, - уверен Дмитрий Котровский. - Они понимают, за что платят больше. Но вот содержание инфраструктуры, расходы на её эксплуатацию категорически не должны полностью ложиться на жителей посёлка. Это уже вопрос правильного управления проектом со стороны девелопера. Чтобы инфраструктура «содержала себя сама», важны два момента. Первый - её наполняемость, что реально, когда образовательная инфраструктура открыта для жителей прилегающих районов и других посёлков. Второй - наличие коммерческих площадей для сдачи в аренду магазинам, фитнес-клубам, ресторанам и т. п. Тогда получаемый от них доход можно направлять на погашение эксплуатационных расходов образовательных учреждений, а также на содержание и благоустройство территории посёлка, чистку пруда и даже корм лебедям и павлинам».

«Будущее - за инфраструктурой группы посёлков, - развивает мысль Роман Фанталис, генеральный директор ГК «Фанталис». - В этом случае домовладельцам не придётся оплачивать наличие социальной и коммерческой инфраструктуры. Они должны платить за свет, воду, охрану и т. д., но не за магазин и ресторан. Если такой общий инфраструктурный комплекс будет достаточно высокого качества и отвечать потребностям жителей коттеджных посёлков, то он станет центром притяжения не только для населения близлежащих объектов. Хорошая инфраструктура, способная сама себя обеспечивать и до которой можно добраться без пробок, - вот в чём сейчас нуждаются коттеджные посёлки».

Например, в Истринской долине компания «Вектор инвестментс» реализует на 1700 га проект комплексного освоения территорий, где расположено 15 разноформатных посёлков. На основании исследования конкурентного окружения и потребностей целевой аудитории девелопер принял решение развивать объекты для активного отдыха и спорта: Центр активного отдыха Zorino, рассчитанный на круглогодичную эксплуатацию, Центр водных видов спорта «Весёлый ветер», конный клуб «Аванпост Истра», рядом с которым планируется создание экопарка (кусок территории, где в условиях дикой природы будут обитать животные и птицы средней полосы России). Все объекты спроектированы как самоокупаемые, то есть каждый из них представляет собой самостоятельный бизнес. Пользоваться инфраструктурой могут как жители Истринской долины, так и все желающие, в том числе из соседних посёлков.

«Ни для кого не секрет, что заниматься девелопментом с каждым годом не становится проще, скорее даже наоборот, - замечает Роман Фанталис. - Буквально пять лет назад коттеджные посёлки распродавали на стадии фундамента без какой-либо инфраструктуры, теперь же от девелоперов ожидают готовые дома со всей необходимой (и даже сверх того) инфраструктурой. К сожалению, было немало примеров, когда инфраструктуру обещали и не строили или она изначально была, но её содержание стало совсем невыгодным. До тех пор, пока не выработано представление о том, как инфраструктура коттеджных посёлков может зарабатывать деньги, её целесообразность остаётся под большим вопросом».

Инфраструктурные войны

Инфраструктура в посёлке может легко стать и «яблоком раздора». Самой распространённой причиной конфликтных ситуаций является недовольство размерами сервисных платежей за её обслуживание: в посёлках элитного класса эта сумма может доходить до 45 000 руб. в месяц. Поэтому очень часто через какое-то время жители начинают конфликтовать с администрацией и доказывать, что они не пользуются тем или иным видом услуг и не готовы платить за них.

Некоторые застройщики, предвидя подобные эксцессы, предоставляют жителям право самим решать - какие объекты инфраструктуры им нужны, а какие нет. «Например, в нашем уже заселённом посёлке «Серебряная Подкова» жители сейчас определяют, что лучше построить, - рассказывает Илья Дискин. - Одни говорят - футбольное поле, другие - многофункциональную спортивную площадку, третьи - ещё одну детскую площадку, четвёртые - салон красоты со спа-центром. Идут интернет-голосования: без новых технологий не обходится, но до конфликтов пока, слава Богу, не доходило, хотя дискуссии проходят острые».

Ни для кого не секрет, что в стоимость эксплуатационных расходов входит не только обслуживание инженерных коммуникаций, общественной территории и охрана посёлка, но и содержание объектов инфраструктуры: спортивных и детских площадок, фитнес-центров, магазинов, ландшафтные работы и благоустройство прогулочных зон. Размер платежей зависит от статуса посёлка и количества домов в нём. Содержание типового набора объектов инфраструктуры жителям посёлков эконом-класса обходится примерно в сумму от 150-300 долл. в месяц, бизнес-класса - от 300-600 долл., а элит-класса - от 600 долл. (ежемесячные платежи в этом секторе могут достигать 1500 долл.).

«Недовольство жителей по поводу соответствия услуг тем ставкам, которые диктует управляющая компания, очень часто приводит к спорным ситуациям, - говорит Наталья Николаева. - Найти компромисс в подобных случаях довольно сложно, особенно если учесть, что, по сути, законодательство не регламентирует отношения между жителями посёлка и управляющей компанией».

Нередко жители оказываются недовольны уровнем и качеством услуг управляющей компании, нанятой застройщиком. Притом если это дочерняя фирма застройщика, которая является правообладателем коммунального хозяйства посёлка, то сменить её вряд ли удастся.

«Впрочем, от услуг управляющей компании, нанятой или созданной застройщиком во время возведения посёлка, отказаться вполне реально, но для этого нужно обязательно создать ТСЖ, - советует Наталья Николаева. - В таком случае все заботы о функционировании посёлка ложатся на ТСЖ. А это очень большие хлопоты - ведь среди жителей редко попадаются люди, разбирающиеся в тонкостях данного вопроса. Следовательно, довольно часто складывается обратная ситуация - стоимость услуг возрастает, а их качество становится ниже».

Ещё одна категория конфликтов, доходящих вплоть до судебных разбирательств, - из-за неправильного определения доли собственности жителей на общее имущество, то есть на инфраструктуру посёлка. По словам аналитиков ГК «Премьер», плата за содержание этого имущества вносится соразмерно долям в праве общей собственности. Однако в договоре о покупке домовладения часто не указано, что вместе с земельным участком собственнику передаётся такое-то имущество. В этом случае застройщику впоследствии надо будет заключать новые договоры с собственниками, а жителям придётся доплачивать. Такая доплата может составлять от 15 до 50% от стоимости домовладения.

Иногда ситуация доходит до абсурда. С домовладельцев требуют деньги на ремонт коммуникационных систем в посёлке. Понятно, что за коммуникации внутри участков собственники будут платить сами в любом случае. Но они отказываются платить за то, что им не принадлежит, - за общие коммуникационные системы. Управляющие компании стараются переложить траты на ремонт и обслуживание коммуникаций на жителей. Однако важно понимать, что платить за них должен тот, кому они принадлежат. А чаще всего это именно управляющие компании.

Причиной конфликтов может быть и недовольство жителей посёлка тем, что на окончательной стадии строительства застройщик вместо инфраструктуры строит дополнительную жилую недвижимость, а появление коммерческих объектов приобретает стихийный характер. Чтобы избежать этих проблем, в настоящее время люди стараются приобретать коттеджи в посёлках, где уже есть действующая инфраструктура, то есть на второй и последующих очередях сдачи проекта.

Как не купить «кота в мешке»

Общие рекомендации по выбору дома или участка могут быть следующими. Если вы приобретаете коттедж на начальном этапе строительства, то нужно в подробностях изучить генеральный план будущего посёлка и состав инфраструктурных объектов. Далее следует прояснить вопрос, кто будет оплачивать возведение и содержание инфраструктуры. Также, читая договор, важно обратить внимание на то, какие обязательства берёт на себя застройщик по созданию инфраструктуры. Но вообще, покупать коттедж лучше на второй и последующих очередях сдачи проекта, когда инфраструктурные объекты, как правило, уже построены.

В случае приобретения готового объекта полную информацию об инфраструктуре должен предоставить риелтор. Кроме того, будущему собственнику следует пообщаться с соседями на предмет стоимости коммунальных услуг и содержания коттеджа, уточнить спорные вопросы у председателя посёлка или посетить саму управляющую компанию. «Имеет смысл лично познакомиться с руководителем службы эксплуатации или, на крайний случай, с комендантом поселка, узнать размер эксплуатационного взноса и что в него входит, - советует Екатерина Мошкина, генеральный директор компании «Метра групп». - Также нужно внимательно ознакомиться с проектом договора на оказание услуг по эксплуатации. Если вдруг окажется, что управляющей компании на самом деле нет либо вам не смогут предоставить договор, - есть повод задуматься о поиске другого варианта».

Тщательно изучите месторасположение объектов инфраструктуры. Например, коммерческая инфраструктура в небольших проектах должна быть скомпонована при въезде. «Лучше всего, если магазины, банкоматы и прочие блага цивилизации будут находиться по периметру посёлка и иметь отдельные входы для сторонних посетителей (например, как в жилых комплексах «Довиль», «Княжье Озеро», «Павлово»), - рассказывает Илья Менжунов. - Также важно, чтобы объекты общепита были на некотором удалении от домовладений либо на въезде в посёлок - это поможет избежать лишнего шума. Детские и спортивные площадки должны быть расположены так, чтобы вы смогли дойти до них пешком от своего участка».

«При оценке качества инфраструктурных объектов поможет намётанный потребительский глаз, - считает Роман Фанталис. - Зайдите в ресторан, в магазин, присмотритесь к поведению персонала. Если они удивлены вашему визиту, скучают и не знают, чем себя занять, становится ясно, как часто пользуются этой инфраструктурой и на сколько её хватит. Помните, если персонал посёлка позитивен и активен, - это верный признак, что там всё хорошо».




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»