Движущая сила газонокосилок

Давно ушли в прошлое ручные косы, при которых трава на дачных участках приобретала ухоженный вид, точнее, некое подобие такового. Сегодняшние лужайки принято подстригать при помощи триммеров и газонокосилок. в продаже имеется огромное множество подобных устройств, правда, схожих конструктивно и практически одинаковых с функциональной точки зрения. словом, разнообразие колоссальное, а выбор все равно невелик.

В списках садовой техники для подстригания газонов значатся всего два основных класса оборудования: кордовый (триммеры, они же мотокосы) и машинный (газонокосилки, в т. ч. роботизированные, а также райдеры и мини-тракторы). По большому счету принцип действия у всех перечисленных агрегатов одинаковый, основные задачи в целом тоже совпадают, а различия кроются в конструкции, размерах, мощности двигателя, широте функциональных возможностей и, разумеется, стоимости.

ТРИММЕРЫ

Это, пожалуй, самый многочисленный и доступный по цене класс оборудования для ухода за газонами. Фактически триммеры являются моторизованным вариантом старой доброй ручной косы, работающим от электрического или бензинового двигателя. Подобные устройства не годятся для обработки больших участков и не позволят сделать лужайку идеально ровной, а в основном используются для кошения растительности на маленьких площадках и в труднодоступных местах - возле кустов, заборов, бордюров, столбов, в углах и нишах, а также на неровном рельефе.

Конструкция у триммера предельно простая: в его нижней части находится режущая головка с леской, ножом или фрезой, вращаемых при помощи электрического либо бензинового мотора, который может располагаться как с той же нижней (реже), так и с противоположной верхней (чаще) стороны штанги. В первом случае привод является прямым, а во втором двигатель связан с режущей головкой посредством вала, проходящего внутри штанги. К слову, бензиновый агрегат в большинстве моделей является двухтактным (2Т), четырехтактные аналоги (4Т) здесь встречаются нечасто. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, которые будут рассмотрены чуть ниже.

КОЛЕСНЫЕ ГАЗОНОКОСИЛКИ

Если требуется подстричь траву на площади хотя бы в пару соток, то возня с триммером при таком объеме работ грозит затянуться на целый день. Лучше обзавестись подходящей колесной газонокосилкой, которая может быть самоходной (с приводом на два или все четыре колеса) либо несамоходной (ее приходится толкать по участку вручную). Основное достоинство этих устройств перед мотокосами заключается в заметно более высокой производительности и мощности, а также в возможности сделать лужайку абсолютно ровной, обеспечив практически одинаковую остаточную высоту каждой травинки. Любая газонокосилка состоит из деки (рамы) с колесами, электрического или бензинового двигателя, на валу которого располагается нож для срезания растительности; в задней части конструкции располагается мягкий (тряпичный на каркасе) либо жесткий (из армированного пластика) травосборник, а над ним - рукоятка с органами управления агрегатом. Принцип действия в данном случае элементарен: нож вращается на валу мотора, скашивает травяные стебли и отбрасывает их в травосборник за счет мощного потока воздуха от специальных аэродинамических закрылков (тот же эффект используется для приподнимания даже сильно примятой растительности). Другой вариант - трава тщательно измельчается до состояния жидкой кашицы и попадает обратно на газон, обогащая и предохраняя почву от типичных напастей вроде пересыхания и уплотнения. Такая операция, кстати, называется мульчированием. По принципу действия колесные газонокосилки делятся на цилиндрические и роторные. Весь наработанный человечеством опыт говорит о том, что качественнее всего траву стригут именно цилиндрические модели: несколько ножей (их может быть от трех до двенадцати), закрепленных на горизонтальном валу, вращаются и срезают травяные стебли, попавшие между ними и зафиксированным снизу лезвием (по аналогии с обычными ножницами). Чем меньше количество ножей и выше скорость вращения вала, тем более высокую и жесткую траву можно срезать. Например, трехножевой агрегат способен справиться с растительностью длиной 10-15 см, которая другим -цилиндрическим моделям не под силу. Вместе с тем эти газонокосилки стоят заметно дороже роторных аналогов и при этом хуже последних справляются с высокой жесткой травой.

Что касается роторных агрегатов, то здесь один или несколько ножей (в основном двулопастных) вращаются в горизонтальной плоскости с высокой частотой и срезают траву. Это наиболее распространенный тип машинных газонокосилок - благодаря универсальности, широте ассортимента и более доступной цене, чем у цилиндрических моделей той же мощности. Роторная косилка без особых проблем одолеет высокую жесткую траву, а к относительным недостаткам данной разновидности оборудования можно отнести менее высокое качество стрижки лужаек, которое, впрочем, все равно является вполне приемлемым для абсолютного большинства случаев.

РАЙДЕРЫ И МИНИ-ТРАКТОРЫ

Теперь подсчитаем. Например, чтобы подстричь траву на площади в 1 га (100x100 м) обычной колесной газонокосилкой с максимальной шириной скашивания 500 мм (довольно мощная модель), оператору нужно прогуляться из конца в конец лужайки порядка 200 раз, при этом преодолев 20 км пешим ходом. Сомнительное удовольствие, хотя и вроде бы полезное для здоровья. В качестве альтернативы ему можно использовать райдер либо мини-трактор - собственно, это уменьшенный по размерам и массе вариант обычного трактора, обладающий повышенной маневренностью. Двигатель здесь расположен не на передней оси колес, а под сиденьем водителя, рабочая дека с ножами может находиться либо в средней части машины между передними и задними колесами (у мини-трактора), либо спереди (у райдера, причем такая конструкция позволяет использовать различное навесное оборудование).

ЭКЗОТИКА

Существуют еще два типа машинных газонокосилок, которые на сегодняшний день редко встретишь на российских просторах. К такой своего рода экзотике относятся модели на воздушной подушке, передвигающиеся за счет потока воздуха, создаваемого вращающимся ножом особой формы. Принцип и качество работы в данном случае такие же, как у колесных роторных устройств, однако без возможности регулировки высоты срезания травы. Газонокосилки на воздушной подушке удобно использовать при неровном рельефе местности, правда, они не оснащаются травосборниками. В последние годы на рынке появляется все больше роботизированных моделей, работающих без непосредственного участия человека. Достаточно лишь оградить необходимый участок веревкой, а также указать место подзарядки, все остальное такая машина сделает сама.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ПРОТИВ БЕНЗИНА

Триммеры и колесные газонокосилки могут оснащаться как электрическими, так и бензиновыми двигателями. Вряд ли приходится рассуждать о достоинствах и недостатках агрегатов первого и второго типов, т. к. у каждого устройства имеется свой круг потребителей.

Электрические косилки, как правило, предназначены для малых участков, поскольку имеют относительно небольшую мощность и жестко «привязаны» к электророзетке. Конечно, существуют и аккумуляторные модели, однако они существенно дороже сетевых и обладают ограниченной продолжительностью непрерывной работы, зависящей от емкости батареи. Дополнительным сдерживающим фактором при использовании электрических триммеров с нижним расположением двигателя является то, что ими нельзя косить влажную траву, например, после дождя или полива, по утренней росе и т. д. (на мотокосы с верхним расположением электромотора данное требование не распространяется). С другой стороны, косилки на основе электродвигателя тише, проще в эксплуатации и обслуживании, легче и дешевле бензиновых аналогов. Газонокосилки с мотором, работающим на бензине, считаются наиболее распространенными, поскольку двигатель внутреннего сгорания (ДВС), с одной стороны, обладает высокой мощностью, а с другой, обеспечивает технике мобильность, позволяя обрабатывать большие площади без привязки к электророзетке. Силовые агрегаты в данном случае одноцилиндровые двух- либо четырехтактные с ручным (на основе пускового троса, за который надо дергать) или электрическим (запуск выполняется простым нажатием на нужную кнопку) стартером. Резюме: если пользователю важны мощность, производительность и мобильность, его не смущают масса, габариты и шумность техники, а также не пугает перспектива хранения необходимого запаса топлива и приготовления смеси бензина с маслом (для двухтактных ДВС), то он приобретает именно бензиновую газонокосилку.

БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Как уже говорилось, газонокосилки оснащаются двух- или четырехтактными ДВС. Рабочий цикл двухтактного двигателя, как видно из названия, состоит из двух фаз: сжатия и расширения (рабочего хода). Основными недостатками такого типа моторов, помимо необходимости готовить специальную топливную смесь, являются повышенные расход бензина (часть которого тратится впустую) и масла, а также большой объем вредных выбросов. К преимуществам же, по сравнению с четырехтактными аналогами, следует отнести меньшие размеры и массу при той же мощности.

Рабочий цикл четырехтактного ДВС, соответственно, состоит из четырех фаз: впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Благодаря наличию системы клапанов, «четырехтактники» гораздо более экономичны и экологичны. Кроме того, они тише работают и не требуют приготовления топливной смеси: бензин и масло заливаются по отдельности, соответственно, в бензобак и масляный картер.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

Любой ДВС требует аккуратного обращения, и бензиновые двигатели газонокосилок исключением не являются. Следует внимательно относиться к выбору масла: если использовать первое попавшееся, которое подешевле, то мотор очень быстро окажется в ремонте или даже на помойке. Понятно, что универсальных рекомендаций тут быть не может, однако к некоторым общим советам стоит прислушаться. Во-первых, масло должно быть специализированным, то есть предназначенным для двигателей конкретного типа - 2Т или 4Т. Во-вторых, при его выборе не стоит пренебрегать рекомендациями производителей: в инструкции по эксплуатации обычно указываются несколько вполне конкретных марок, а также стандарты, которым оно должно соответствовать. Кстати, тут следует кое-что уточнить. Масло для «двухтактников» может маркироваться либо как присадка к топливу, либо как компонент для приготовления топливной смеси. Первый случай подразумевает наличие специального растворителя, улучшающего текучесть субстанции и понижающего температуру ее застывания. К сожалению, при этом ухудшаются другие важные характеристики масла, поэтому если двигатель используется только в теплое время года, то лучше взять то масло, на упаковке которого написано «для приготовления топливной смеси». Теперь поговорим о самом топливе. Прежде всего следует помнить: и чистый бензин, и его смесь с маслом являются легковоспламеняющимися веществами, посему необходимо придерживаться нескольких простых правил:

• перед тем как открыть крышку топливного бака, следует отключить двигатель и подождать хотя бы пару минут, пока он остынет;

• заполнять бак нужно либо на открытом воздухе, либо в хорошо проветриваемом помещении;

• не следует допускать переполнения топливного бака, в нем необходимо оставлять место для расширения топлива, заполняя емкость не выше нижнего края горловины;

• нужно периодически проверять топливопровод, бак, крышку и фитинги на наличие трещин и утечек.

В процессе эксплуатации бензиновых газонокосилок с четырехтактными двигателями (смотреть инструкцию, читать инструкцию, чтить инструкцию, выполнять инструкцию!) следует вовремя менять моторное масло. Для его удаления из картера машину наклоняют в сторону сливного отверстия, а чтобы жидкость не стекала в защитный кожух, мастерят специальный желобок (например, из пластиковой бутылки). Свежее масло заливается через горловину до указанного уровня. Еще раз хочется подчеркнуть: дорогие масла специальных марок проявляют свои свойства лишь в экстремальных условиях, поэтому при обычных режимах эксплуатации техники нет смысла пользоваться ими вопреки рекомендациям производителя.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВС

Любому двигателю внутреннего сгорания требуется периодическое техобслуживание, сводящееся к выполнению ряда несложных манипуляций:

• перед каждым использованием бензиновой газонокосилки с четырехтактным двигателем следует обязательно проверять уровень масла в картере и при необходимости доливать его;

• после первого запуска двигателя через 2-5 часов его работы (в зависимости от рекомендаций, указанных в инструкции по эксплуатации газонокосилки) необходимо поменять масло в картере, а через каждые 8 часов эксплуатации очищать зону вокруг глушителя; каждые 25 моточасов работы нужно чистить воздушный фильтр;

• очередная замена моторного масла выполняется каждые 50 моточасов;

• фильтр и свечу зажигания следует менять ежегодно;

• по окончании сезона настоятельно рекомендуется смазать шарнирные соединения и пружины кручения на крышке вбрасывателя, а также отвезти машину на ТО в специализированную мастерскую.

Кстати, хранение газонокосилок с оставшимся в баке топливом категорически запрещено: бензин или его смесь с маслом следует предварительно слить. Перед началом сезона двигатель снова нуждается в техобслуживании, правда, на сей раз вполне достаточно обойтись своими силами. Для начала с него снимаются защитные кожухи, чтобы облегчить доступ к основным узлам и очистить их от пыли и мусора: учитывая то обстоятельство, что ДВС имеет воздушное охлаждение, на качество и долговечность его работы влияет в том числе и внешняя чистота элементов агрегата. Попутно следует осмотреть пусковое устройство на предмет целостности тросика. Если он не поврежден, а лишь слегка разлохматился, то его можно не менять, а попытаться восстановить при помощи эластичного клея (например, резинового или ПВА), который склеит ворсинки, но оставит тросик достаточно гибким. Далее нужно почистить вентилятор и его обтекатель при помощи жесткой щетки.

Теперь настал черед системы зажигания: это важная часть процесса, поскольку именно от качества искры зависит легкость запуска и эффективность работы двигателя. Вообще, если в прошлом году газонокосилка использовалась более или менее регулярно, лучше попросту заменить свечу. К слову, зазор между ее электродами должен составлять до 0,5-0,6 мм, иначе искра либо окажется слишком слабой, либо ее вообще не будет. Регулировка выполняется подгибанием Г-образного электрода. Не менее важным является зазор и между маховиком и магнето: чем он меньше, тем лучше искра. Собственно, если в прошлом году проблем с мотором не было, достаточно ограничиться проверкой проводов, в противном случае нужно ослабить крепление магнето, поместить между ним и маховиком полоску от алюминиевой банки из-под напитков, прижать магнето к маховику, затянуть болты и вытащить полоску плоскогубцами. Все, зазор идеален. Следующий шаг - осмотр тормозной системы ДВС, предназначенной для его быстрой остановки при выключении. Поскольку тормозная колодка прижимается к маховику с одновременным замыканием провода зажигания на массу, обе этих детали должны быть чистыми. Колодка при необходимости регулируется либо заменяется. Конечно же, нужно почистить и смазать тросик и пружину тормозного механизма. Выполнив все перечисленные манипуляции, следует установить защитные кожухи на место, после чего можно считать свою верную газонокосилку полностью готовой к очередному трудовому сезону.



© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»