ДУМПЕРЫ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ САМОСВАЛЫ

На сегодняшний день в западноевропейских странах довольно широкое распространение получили думперы. Потребители на деле оценили преимущество этих машин, а, как известно, спрос рождает предложение. Производителей такой техники в Европе насчитывается уже не один десяток. Что же это за чудо-машина, столь популярная у них и почти неизвестная у нас – в России?

Словом «думпер» в ряде европейских языков называется самосвал. Однако в настоящее время данный термин большая часть производителей строительной техники применяет не к классическому автосамосвалу, а к специальной машине сравнительно малой грузоподъемности, оснащенной самосвальным кузовом и в силу специфики собственной конструкции наиболее приспособленной для эффективной эксплуатации за пределами дорог общего пользования – на строительных объектах, при дорожном ремонте, подземных работах, работах внутри зданий, садово-парковых и ландшафтных работах, в коммунальном хозяйстве, на сельхозработах и т.п. При перевозке относительно небольших объемов сыпучих и жидких грузов на короткие расстояния (до 1-2 км) в условиях бездорожья, а также ограниченного пространства думперы являются наиболее производительными по сравнению с автосамосвалами.

В настоящее время думпером производители именуют весьма разнообразные по конструкции машины. При всех конструктивных различиях их объединяет наличие самосвального кузова ковшеобразной формы, компактность, высокая проходимость, великолепная маневренность и относительно малая грузоподъемность. Хотя малая грузоподъемность – понятие растяжимое: одни модели думперов имеют грузоподъемность 100 кг, другие – более 12 т. Поскольку невозможно объять необъятное, в нашей статье мы поговорим о классических колесных думперах – машинах грузоподъемностью от 850 до 12000 кг, оснащенных кабиной оператора. За рамками данного обзора оставим гусеничные думперы; колесные и гусеничные мини- думперы грузоподъемностью менее 850 кг, управляемые идущим рядом или стоящим на специальной площадке-подножке оператором (это скорее моторизованные тележки); а также думперы грузоподъемностью более 12 т (их уже можно отнести к категории полноценных шарнирно-сочлененных самосвалов).

В чем же заключается конструктивное различие думперов?

Начнем с основы: рама может быть двух типов – жесткая и сочлененная. Соответственно, при использовании данных типов рам будет различаться рулевое управление. В случае применения сочлененной рамы маневрирование происходит за счет складывания полурам, при использовании жесткой рамы руление выполняется традиционным способом – поворотом колес, которых обычно 4 (современные думперы построены в большинстве своем по двухосной схеме). На компактных машинах малой грузоподъемности для достижения минимального радиуса поворота бывает достаточным поворота лишь одной пары колес, на больших поворотными делают и передние, и задние колеса.

Привод может осуществляться либо на одну ось, либо на две. Трансмиссии применяются разных типов – механические, гидромеханические, гидростатические. В свою очередь, гидростатические трансмиссии могут быть устроены либо по схеме мотор-колесо (когда все 4 или только 2 колеса оснащены собственным гидромотором), либо с приводом от одного гидромотора на ведущие мосты (или на один мост) посредством карданных передач. В целях улучшения проходимости могут применяться понижающие редукторы, блокировка дифференциалов, планетарные редукторы. В свою очередь, повышению геометрической проходимости способствуют большие углы въезда и большой клиренс.

Непременное условие для колесного думпера – односкатные колеса с широкопрофильными шинами, имеющими развитые грунтозацепы. Такое решение позволяет существенно повысить проходимость на слабых грунтах (преимущественно для таких условий эксплуатации и создаются думперы). Широкие шины благодаря малому удельному давлению на грунт позволяют не разрушать поверхностный слой почвы, что очень важно при садово-парковых и ландшафтных работах. Ну и, наконец, широкопрофильные шины выполняют роль амортизаторов, поскольку с целью упрощения и удешевления конструкции думперы зачастую не имеют упругой подвески.

Как правило, думперы малой и средней грузоподъемности (приведенная классификация весьма условна) строят по схеме «кузов спереди, кабина сзади». В свою очередь, на тяжелых думперах (грузоподъемностью около 10 и более тонн) кабина устанавливается, как на классических грузовиках, спереди, а кузов сзади. Но есть и исключения, например, фирма Fiori даже на модели среднего сегмента грузоподъемности (4 т) устанавливает кабину спереди. Непременным условием постройки думпера по схеме «кабина спереди, кузов сзади» является поворотное на 180° место водителя вместе со всеми органами управления. Такая конструкция позволяет работать машине в челночном режиме, в тех условиях, когда разворот невозможен, например, в тоннелях. Для эффективной работы челноком думперы оснащаются реверсом хода.

На думперах применяются разнообразные виды разгрузки кузова. Простейший и наиболее распространенный: разгрузка на одну сторону – вперед или назад – в зависимости от того, как расположена кабина. Трехсторонняя разгрузка применяется, как правило, на тяжелых машинах. Весьма популярна конструкция с установкой кузова на поворотном круге, обеспечивающем выгрузку материала на любую сторону в пределах 180° по горизонтали. Очень удобен такой тип разгрузки в стесненных условиях, когда нет возможности для маневров, а также для тех случаев, когда необходимо контролируемое опорожнение кузова, например, при отсыпке грунта, заливке бетонной смесью опалубки и т.п. В свою очередь, кузов с высокой выгрузкой позволяет поднимать груз на необходимую высоту. Оснащенный данной функцией думпер работает не только как самосвал, но и как погрузчик, выгружая содержимое кузова-ковша в грузовик, бункер или вагонетку. Но бывают условия, когда высота подъема кузова ограничивается внешними факторами, например, при перевозке материалов внутри зданий или в тоннелях. Для таких работ идеально подходят модели с малой высотой выгрузки. Немаловажно отметить и такую особенность думперов, как большой угол наклона кузова при разгрузке, достигающий 90°.

В отличие от обычных автосамосвалов, думперы могут не только самостоятельно разгружаться, но и самостоятельно, без посторонней помощи производить самопогрузку. С этой целью некоторые модели оснащают ковшом, некоторые (реже) – манипулятором с грейфером, а некоторые имеют кузов по типу ковша погрузчика: при загрузке сыпучего материала кузов опускается до земли, изменяя свой наклон по мере заполнения. Такой кузов может использоваться и в качестве планировочного ковша.

На малых и средних моделях кабины, как правило, делают открытыми. На тяжелых – обычно закрытыми. Хотя опционально полноценная кабина может устанавливаться и на модели небольшой грузоподъемности. Для защиты оператора открытые кабины оснащаются системами ROPS и FOPS, защищающими оператора при переворачивании и от падения тяжелых предметов. Однако если машина работает в ограниченном по высоте месте, эти устройства могут временно демонтироваться.

В силу того что думперы преимущественно эксплуатируются не на дорогах общего пользования, им не требуется высокая транспортная скорость, поэтому их оснащают экономичными дизельными двигателями сравнительно небольшой мощности. Такой мощности вполне хватает для достижения высоких тяговых качеств на малых скоростях, в среднем до 25 км/ч, а больше при движении по пересеченной местности, на слабых грунтах или в помещениях и не требуется. Хорошая тяговитость позволяет думперам преодолевать большие уклоны (на некоторых моделях – до 50%). Как правило, на моделях грузоподъемностью 2 т устанавливают моторы мощностью 25-40 л.с., на 5-тонных – 65-85 л.с., на 10-тонных – 100-120 л.с. (реже – более мощные). Сравните: на широко распространенном в России самосвале МАЗ-5551 грузоподъемностью 10 т применяются 180-230-сильные моторы, да и весит с полной нагрузкой такой самосвал поболе – 18,2 т против 15 т у среднестатистического думпера грузоподъемностью 10 т.

В случае эксплуатации думперов на дорогах общего пользования на них устанавливаются дорожные приборы освещения.

В рассматриваемом сегменте колесных думперов в Европе работает более десятка производителей, увы, на российском рынке из них представлены лишь единицы. У России собственное производство думперов на сегодняшний день отсутствует.

Вкратце рассмотрим модельные ряды производителей, выпускающих колесные думперы рассматриваемой весовой категории.

Wacker Neuson выпускает 10 моделей грузоподъемностью от 1 до 10 т. Машины имеют шарнирно-сочлененную раму, обеспечивающую угол поворота 37° и угол наклона 15°. Компания применяет на своих думперах три вида трансмиссии – гидромеханическую, гидростатическую с карданной передачей от гидромотора на мосты и гидростатическую Twin-Lock. Особенность технологии Twin-Lock заключается в том, что каждое колесо приводится в движение отдельным гидромотором. Как только одно из колес начинает терять сцепление, мощность перераспределяется между остальными колесами. На всех моделях думперов Wacker Neuson привод осуществляется на все 4 колеса, лишь на модели грузоподъемностью 1,6 т используется гидростатический привод Twin-Lock на два колеса. Производитель предлагает три основных вида кузовов: кузов с выгрузкой вперед (в стандартной комплектации), кузов с высокой выгрузкой (опционально) и поворотный на 180° относительно продольной оси машины кузов, в том числе с низкой высотой выгрузки – не более 2,55 м для 2-тонных машин и 2,20 м – для 3-тонных (также опционально). В качестве опции предусмотрено устройство самозагрузки. По желанию клиента устанавливается полноценная безопасная кабина с системой отопления.

В линейке Paus 6 моделей грузоподъемностью от 3,5 до 6 т, все с передним расположением кузова. Все они имеют сочлененную раму, обеспечивающую угол поворота 40° в каждую сторону и угол качания ±10°. Применена гидростатическая трансмиссия. Передний неразрезной мост с самоблокирующимся дифференциалом и планетарными редукторами. Задний неразрезной мост с понижающим редуктором, самоблокирующимся дифференциалом, планетарными редукторами и многодисковым тормозом. Предлагается два типа кузовов: машины серии AKR имеют функцию поворота кузова на 180°, машины серии SMK имеют функцию самозагрузки за счет опускающегося кузова. Данная функция реализована благодаря конструкции кузова-ковша, созданного по аналогии с ковшом фронтального погрузчика. Думперы с опускающимся кузовом универсальны в применении и потому очень экономичны: погрузка, транспортировка, засыпка и планировка – все эти функции выполняет всего одна машина.

Карьерно-тоннельные думперы Fiori производятся в трех версиях: грузоподъемностью 4,15 т на сочлененном шасси (с механизмом поворота самосвального кузова); грузоподъемностью 7 т с управлением всеми колесами; грузоподъемностью 10 т с управлением всеми колесами. Все самосвалы оснащены полноприводной гидротрансмиссией с реверсом хода, поворотным со всеми органами управления на 180° местом водителя, защищенной кабиной (при полностью закрытом варианте – с обогревом) и прекрасной обзорностью для движения как вперед, так и назад. Шасси имеют исключительные показатели по геометрической проходимости и ограничиваются только прочной балкой переднего бампера и практически соответствуют углу въезда 40° – физическому пределу для любого транспортного средства. Кстати, думперы Fiori с успехом использовались при проходке тоннеля длиной более 11 км через Монблан между Италией и Францией. На строительстве олимпийских объектов в Краснодарском крае небольшим маневренным самосвалам Fiori D 40 тоже нашлась работа. Благодаря этим машинам у строителей появилась возможность на узких террасах производить выгрузку-отсыпку на склон, распределяя при этом грунт равномерно. В таких условиях использование обычного дорожного самосвала, даже при наличии конструкции опрокидывания кузова на три стороны, было бы неэффективно и просто опасно.

Компания Terex выпускает 10 типоразмеров сочлененных думперов в интервале грузоподъемности от 850 кг до 10 т. Машины грузоподъемностью до 2 т включительно имеют гидростатическую трансмиссию с гидромоторами на всех четырех колесах. Кроме того, есть модификации 2-тонных моделей с ручной КПП и механической трансмиссией на передний и задний мост, а также модификации с механическим приводом от одного гидромотора на передний и задний мост. Последние два типа трансмиссии применяются и на 3-тонных моделях. Думперы грузоподъемностью от 5 т оснащаются КПП с сервоприводом с передачей на передний и задний мост. Некоторые модели одного и того же типоразмера могут различаться вариантами разгрузки кузова: вперед; с поворотом на 90° в каждую сторону; с высокой разгрузкой (на моделях грузоподъемностью до 2 т). Функция высокой выгрузки применяется только на думперах грузоподъемностью до 2 т как с передней выгрузкой, так и с поворотной выгрузкой. Малогабаритные модели грузоподъемностью 850 и 1000 кг характеризуются исключительной компактностью – с опцией «узкие шины» они запросто могут проехать через дверной проем шириной 1 м.

Семейство думперов Ausa включает две линейки машин, различающихся типом рамы – шарнирно-сочлененная и жесткая. Модели с жесткой рамой предлагаются грузоподъемностью от 1 до 3 т (6 моделей), с сочлененной – от 850 кг до 10 т (10 моделей). Диапазон трансмиссий включает варианты 4х2 и 4х4, с механической, гидромеханической и гидростатической передачей. Предлагается три системы разгрузки – вперед, с поворотом на 90° в каждую сторону, с высокой разгрузкой. Дополнительное оборудование представлено ковшом для самозагрузки, экскаватором, снегоочистительным плугом и подметальной щеткой.

У фирмы Bergmann модельный ряд насчитывает 10 базовых моделей думперов грузоподъемностью от 1,6 до 12 т. В зависимости от грузоподъемности на машинах устанавливаются кузова с разными вариантами разгрузки – передней, задней, всесторонней, трехсторонней, высокой. Передняя разгрузка применяется на малых и средних моделях, задняя и трехсторонняя – на больших, всесторонняя – почти во всем диапазоне грузоподъемности, высокий подъем – на малых и средних моделях. Есть модели с кузовом- ковшом, предназначенным для самозагрузки. Самозагружающийся кузов-ковш можно использовать в качестве планировщика грунта. На 12-тонном думпере 3012 возможно применение съемного кузова (снятие с рамы осуществляется при помощи крана). Возможно применение дополнительного ковша для самопогрузки. Думперы серии 3000 грузоподъемностью от 9 т снабжены поворотным местом водителя со всеми органами управления на 180°, реверсивной коробкой передач, закрытой комфортабельной кабиной с отличной обзорностью как вперед, так и назад. На машинах любой грузоподъемности используется шарнирно-сочлененная рама. Модели малой грузоподъемности оснащены гидростатической трансмиссией на 2 колеса, средней грузоподъемности – гидростатической трансмиссией на 4 колеса, тяжелые машины – гидромеханической трансмиссией с приводом на все колеса.

Думперы Officine Piccini представлены шести типоразмеров – грузоподъемностью от 1,8 до 8,5 т. Все модели в стандартной комплектации имеют полный привод. Машины малой и большой грузоподъемности базируются на жесткой раме. Думперы средней грузоподъемности имеют шарнирно-сочлененную раму. Малые модели – с механической трансмиссией, остальные – с гидростатической. Модели грузоподъемностью от 4,5 т оборудованы поворотным местом водителя. По заказу возможна комплектация ковшом для самозагрузки.

Компания Piquersa выпускает 3 модели думперов грузоподъемностью 1,75; 2,5 и 4 т с жесткой рамой. Первая машина с механической трансмиссией с приводом на передний мост, остальные – с гидростатической с приводом на оба моста. Предлагается три варианта разгрузки кузова: передняя, всесторонняя, высокая. Возможно оснащение ковшом для самозагрузки.

По одной модели думперов производят фирмы Menzi Muck и Carmix. Думпер Menzi Muck грузоподъемностью 4,5 т построен по шарнирно-сочлененной схеме (угол поворота достигает ±40°, угол качания – ±10°). Варианты опрокидывания кузова – вперед или с поворотом на все стороны. 10-тонный Carmix имеет жесткую раму, колесную формулу 4х4, поворотное место оператора, разгрузка кузова – назад.

***

Как видно, даже краткий обзор выпускаемых западными производителями думперов дает представление о большом разнообразии типоразмеров и конструкций, среди которых можно подобрать наиболее оптимальные для тех или иных условий эксплуатации. Увы, в отличие от европейского рынка, где думперы давно доказали свою эффективность по сравнению с обычными автосамосвалами и прочно заняли собственную нишу, российский рынок не демонстрирует сколь-нибудь заметного интереса к этим полезным машинам и пока что находится в стадии формирования. Хотя уже и в России имеется положительный опыт эксплуатации таких машин.

Владимир Новоселов




© 1999 «Builder.ru» / «Bu.ru»