WhatsApp: +7(495)231-66-88 (с 12:00 до 24:00)

27.06.2022
893

Мотопомпы – повелители воды

Вода, помимо всех ее удивительных свойств, обладает еще одним качеством: она вечно появляется там, где ее не ждут. Или ее не бывает там, где ей хорошо бы оказаться. Весной многие озвучивали поговорки про воду, которая и камень точит, и дырочку найдет. Эти неожиданные ванны и бассейны в подвалах – неотъемлемая часть загородного быта – воспринимается как данность. Летом вода срочно требуется на грядках, осушить водоем, наполнить бассейн… Редко можно встретить владельца земельного участка, у которого никогда не возникала потребность в устройстве для перекачивания воды. Многие в этом случае предпочитают использовать в XXI веке ведра и великий и могучий. Если это не ваш вариант, то можно просто воспользоваться насосом…

В общем-то оптимальный вариант – использовать насосы, снабженные электродвигателем, но, несмотря на третье тысячелетие, электричество за городом случается не всегда, о чем нам и пишут читатели. А если оно и проведено, то много-многометровый удлинитель заберет свою мзду в 5–10 В, которых, по закону Мерфи, не хватит для работы.

Автономной работы можно достичь двумя способами: использовать электронасос в паре с генератором либо насос с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Первый вариант имеет право на жизнь в том случае, если генератор и электронасос уже когда-то приобретены запасливым владельцем (каждый для своей работы), но в случае приобретения автономной системы откачки воды «с нуля» выбор однозначно следует сделать в пользу мотопомпы. Стоит оговориться: помпа в данном случае – синоним слова «насос», мотопомпа, соответственно, – насос, снабженный карбюраторным или дизельным двигателем.

Итак, допустим, что покупка мотопомпы из гипотетической возможности постепенно трансформируется в суровую необходимость. С чего начать присматривать оптимальную модель? Пожалуй, самым разумным будет «танцевать» от типа двигателя устройства. На самом деле тип двигателя связан со многими характеристиками, но об этом мы скажем чуть позже. Мотопомпы могут быть оснащены как двухтактным, так и четырехтактным двигателем. Двухтактные – относительно небольшие по мощности, габаритам и массе устройства, простые в управлении. Это и обеспечивает их популярность среди дачников – основных покупателей. Не последнюю роль в популярности данного класса устройств играет сравнительно демократичная цена. Однако, покупая такую мотопомпу, придется иметь в виду, что напрямую подключить к ним поливальные шланги едва ли получится: у патрубков довольно большой диаметр, да и производители настоятельно не рекомендуют этого делать. Как и вся техника с двухтактным двигателем, такие мотопомпы используют в качестве горючего смесь бензина (марки АИ 92) со специальным двухтактным маслом в пропорции 1:40 (или 1:50). Для бытовых нужд мотопомпа с двухтактным двигателем чаще всего является оптимальным вариантом, необходимо только подобрать модель с требуемой производительностью и приемлемым соотношением «стоимость – функционал».

Мотопомпы с четырехтактным двигателем тяжелее и мощнее двухтактных. Заправляются чистым бензином, а масло заливается отдельно. Это самый распространенный тип насосов. И неслучайно мотопомпы с четырехтактным двигателем демонстрируют широчайший спектр конструктивных модификаций, предназначенных для самых разнообразных нужд – в диапазоне от широкомасштабного полива растений до тушения пожаров и проведения спасательных работ. Вряд ли рядовому пользователю понадобятся эти «навороты» в виде форсированных выходных характеристик, тем более что за них придется платить. Поэтому, предоставив кесарю кесарево, а спецтехнику – специалистам, сконцентрируемся на бытовых моделях.

Четырехтактные двигатели мощнее двухтактных, имеют больший моторесурс, меньше вибрируют и шумят. Показатели выходного давления мотопомп с четырехтактным двигателем превышают аналогичные показатели у двухтактных устройств. Справедливости ради отметим, что производительность таких мотопомп превосходит потребности в воде стандартных шести соток. А если при этом учесть высокую цену «четырехтактников» по сравнению с двухтактными моделями, то нетрудно догадаться, что заставляет дачевладельцев проникнуться симпатией к последним. Но вот для полива больших территорий, осушения и наполнения небольших водоемов и любых бассейнов, такая мотопомпа будет идеальной покупкой.

И наконец, мотопомпы с дизельным двигателем. Это габаритные и мощные устройства, большая часть которых предназначена для работы спасателей, пожарных и коммунальных служб, то есть является спецтехникой. Однако существуют и маломощные (если сравнивать с большинством других дизельных мотопомп) модели, подходящие для частного использования.

По производительности и большинству остальных выходных характеристик они близки к моделям, оснащенным бензиновыми четырехтактными моторами, правда, несколько тяжелее. Работают на дизельном топливе, которое хоть и сравнимо по цене с бензином, однако потребление его дизельным мотором в силу конструкционных особенностей последнего ниже на 15–20%. Это отчасти компенсирует высокую относительно бензинового аналога стоимость дизельного мотора.

Одним из важных пунктов при выборе устройства стоит отметить чистоту жидкости, которую предстоит перекачивать. Разные мотопомпы предназначены для работы как с чистой, так и с грязной водой, однако давайте определимся, что конкретно имеется в виду. Чистая вода для нашего насоса – это не обязательно питьевая. Чтобы она считалась чистой, достаточно, чтобы в ней не было видимых невооруженным глазом частиц или она не была мутной до полной потери прозрачности. Соответственно, грязная вода – это та, которая содержит вышеозначенные частицы и муть. Ну и в паспортных данных мотопомп всегда бывают указаны максимальные размеры и содержание этих самых частиц, которые будут неопасны для мотопомпы. Объясняется такое разделение следующим: устройства, предназначенные для откачивания чистой воды, как правило, оснащены крыльчаткой из пластика. Если в перекачиваемой воде присутствует какая-либо взвесь, она будет действовать на пластик как абразив и довольно быстро приведет крыльчатку в негодность. В то же время у мотопомп, чья задача перекачивать замутненные и загрязненные жидкости, крыльчатка выполнена из стали или чугуна, что обеспечивает достаточную износоустойчивость при работе. Как нетрудно догадаться, мотопомпами для грязной воды можно откачивать как грязную воду, так и чистую, а моделями для чистой воды – только чистую.

Для «особо грязных» жидкостей вроде сточных вод промышленных предприятий, отходов животноводческих ферм и прочих жидких проявлений жизнедеятельности применяется принципиально иной тип мотопомп – диафрагменный. Производительность таких устройств не слишком велика, но приемлемой альтернативы «золотарям-автоматам» практически не существует. Стоят диафрагменные мотопомпы сравнительно недешево, но работу свою выполняют хорошо. Здесь же стоит также упомянуть о NBR – диафрагмах, специально сделанных для откачки темных нефтепродуктов. В целом это все, что необходимо уяснить о конструктивных особенностях мотопомп. Далее перечислим основные технические характеристики.

Начать, пожалуй, стоит с производительности, которая зависит как раз от конструкции и мощности двигателя. Выбирая мотопомпу, необходимо хотя бы в общих чертах представлять планируемое потребление воды: широкий диапазон этой характеристики по моделям способен закрыть практически весь спектр потребностей.

Глубина всасывания – номинальное вертикальное расстояние между мотопомпой и точкой водозабора. Обычно она колеблется между 7,5–9 метрами, и при этом следует иметь в виду, что чем больше глубина, с которой откачивается вода, тем меньше становится расстояние по горизонтали, на которое вода сможет быть подана.

Напор воды на выходе – высота водяного столба, который способна поднять мотопомпа от уровня, на котором она стоит. Как правило, эта характеристика лежит в пределах 25–35 метров; существуют также устройства с выходным давлением еще выше, но их назначение – тушение пожаров, и в быту их использование нерационально и неудобно.

Температура откачиваемой воды. Максимальная температура воды, которую могут откачивать большинство мотопомп – это 90 °С; при этом стоит помнить, что с увеличением температуры резко уменьшается глубина всасывания. Паспортное значение глубины всасывания обычно приводится для температуры 20 °С.

Ну и напоследок – немного о правилах эксплуатации и технике безопасности. Начнем с простого – с необходимости заполнять водой корпус мотопомпы перед запуском. Невнимание к этой элементарной операции – одна из наиболее распространенных причин поломок. Шланг заполнять вовсе необязательно, на его входе в корпус обычно установлен обратный клапан. А вот корпус должен быть заполнен водой в любом случае.

Используйте только гофрированный шланг, который не «схлопывается» при работе, то есть не сжимается, когда во всасывающей магистрали насосом создается разрежение. Такой шланг срабатывает как запорный клапан, насос продолжает работать, а разрежение нарастает и работа всухую быстро выводит помпу из строя.

Всасывающий шланг должен быть снабжен фильтром. Снимать его – значит нарушить рекомендации производителей и законы здравого смысла: производительность, возможно, немного и увеличится, но испорченная крыльчатка потребует дорогостоящего ремонта.

Не откачивайте мотопомпой никакие иные жидкости, кроме разрешенных изготовителем. Чаще всего возможности устройства ограничены лишь перекачкой воды, и с этим необходимо смириться. Зато если такой агрегат и качает воду, то делает это лучше других устройств.

Не менее скверная идея – доливать топливо в устройство во время работы. Взрыв, которым может закончиться подобное мероприятие, на наш скромный взгляд, слишком высокая цена за экономию времени. Если есть необходимость долить топливо в бак, придется заглушить двигатель и дать ему остыть.

В бензиновых мотопомпах используйте только бензин марки АИ-92. Некоторые источники утверждают, что «95-й» нельзя применять из-за высокой температуры сгорания. Это конечно не так. Истинная причина в том, что бензины с высоким октановым числом горят медленнее, поэтому перед воспламенением их нужно хорошенько сжать. Это возможно в двигателях с высокой степенью сжатия, а у двигателей наших насосов ее не хватает для «95-го». Недостаточно сжатый высокооктановый бензин горит долго и успевает нагреть детали двигателя – и поршень с цилиндром, и клапаны с седлами. Так как многие помпы имеют исключительно воздушное охлаждение, то и крайне чувствительны к перегреву. При долгой непрерывной работе на «неправильном» бензине двигатель обязательно выходит из строя.

По просьбе наших экспертов из сервисных центров обращаем особенное внимание на время непрерывной работы, которое обычно ограничивается вместимостью топливного бака. Как только топливо в баке израсходовано, не спешите с заправкой – дайте двигателю немного остыть. Ну и, разумеется, своевременная чистка и замена воздушного фильтра, свечи зажигания, контроль уровня и замена масла сделают ваши водоперекачивающие работы проще и радостнее.

Не допускайте перегрузок, не оставляйте на морозе с водой в корпусе – и она верой и правдой прослужит вам долгие годы.

Текст: Игорь Лукьянов

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.