WhatsApp: +7(495)231-66-88 (с 12:00 до 24:00)

25.07.2022
1129

Ручные снегоуборочные машины – укротители стихии

Год от года всё ощутимее последствия глобального потепления. Но несмотря на это, каждую зиму в России по-прежнему случаются обильные снегопады. Очищать приусадебную территорию от снега можно по-разному. Безусловно, самый быстрый и производительный способ делать это – использовать ручную снегоуборочную машину, также называемую снегоуборщиком или снегоотбрасывателем. Что учитывать при выборе такой машины?

Одноступенчатые

Как работает ручной снегоуборщик? Предельно просто: машина ковшом сгребает снег, который с помощью шнеков, приводимых в движение двигателем, отбрасывается через раструб на определенное расстояние в необходимом пользователю направлении. Однако эта незамысловатая операция может осуществляться по-разному в зависимости от типа машины – одно- или двухступенчатой. В первом случае захват и отбрасывание снега осуществляется только благодаря вращению винтообразного шнека. Во втором шнек также захватывает снег, но удалять его через раструб помогает высокооборотная крыльчатка, придающая ему дополнительное ускорение. Вращение шнека и крыльчатки, независимое одно от другого, обеспечивается двигателем.


Гибридная гусеничная снегоуборочная машина Honda HS1336i сочетает в себе бензиновый двигатель и аккумуляторную батарею, питающую два электродвигателя, приводящих машину в движение. Снегоуборщик способен очищать снежные заносы высотой 580 мм с захватом 920 мм в ширину, он может убрать до 83 тонн (!) снега в час.

Выбор типа машины зависит от разных факторов, но, прежде всего, от площади участка, от времени и сил, которые оператор готов потратить на уборку, от того, с какой периодичностью будет очищаться участок, а также от консистенции снега, с которым придется иметь дело снегоуборщику. Одноступенчатые модели подходят для участков площадью до 12 соток, где предполагается убирать только свежевыпавший снег при небольшой толщине его покрова – как правило, 10–15 см (иногда – до 30 см). Одноступенчатые машины заметно менее производительны, дальность выброса снега у них редко превышает 6 м. Поскольку у них не предусмотрена крыльчатка, снежная масса, попадающая в раструб, дополнительно не измельчается, из-за чего он может забиваться (особенно в случае мокрого или слежавшегося снега) и требовать прочистки. Впрочем, для многих пользователей минусы снегоуборщиков данного типа вполне компенсируются их невысокой стоимостью.

Одноступенчатые модели всегда колесные и несамоходные: чтобы двигать их вперед, приходится толкать их руками. А значит, производительность уборки снега с их помощью в значительной степени зависит от физической формы оператора. Вместе с тем эти снегоуборщики обладают небольшим весом (до 40 кг), что упрощает управление ими. Правда, нужно понимать, что малый вес – следствие применения пластиковых деталей для изготовления корпуса и раструба. В качественных машинах пластик армированный и потому достаточно прочный, но все же срок службы моделей с пластиковыми элементами, вероятнее всего, будет меньше срока службы снегоуборщиков с металлической конструкцией. Впрочем, если не нагружать одноступенчатую машину непосильным для нее объемом работы, то она прослужит довольно долго. Отметим, что шнеки у агрегатов этого типа непосредственно соприкасаются с очищаемой от снега поверхностью и бывают либо металлическими обрезиненными, либо резинопластиковыми. Последние – менее надежны, но при этом они в наименьшей степени способны повредить покрытие садовых дорожек и площадок.

Шнеки одноступенчатых агрегатов приводятся в движение электрическими или бензиновыми двигателями. В пользу электрических снегоуборщиков в сравнении с бензиновыми говорят меньшая стоимость, отсутствие выхлопных газов, более низкий уровень шума при работе и меньший вес (обычно – до 16 кг). С другой стороны, такие машины не могут похвастаться мощностью двигателя: она составляет в среднем 0,95-2 кВт (то есть максимально – 2,7 л.с). Соответственно, ожидать от них высокой производительности не приходится. Неудобство доставляет и ограниченная маневренность электрической машины, ведь к электросети она подсоединяется с помощью кабеля, как правило, в сочетании с удлинителем. Притом увеличение длины кабеля и снижение температуры воздуха, при которой происходит уборка снега, приводят к уменьшению выходной мощности агрегата.

Недостатков, связанных с использованием кабеля и удлинителя, лишены более дорогие аккумуляторные модели электрических снегоуборщиков (питающиеся от литий-ионных батарей), которые относительно недавно массово появились на рынке. Во время уборки снега беспроводной машиной не придется опасаться того, что кабель случайно перережется шнеком или порвется, если пользователь выбрал неподходящий маршрут движения агрегата. В определенной степени минусом аккумуляторных снегоуборщиков можно считать непродолжительное время работы на одной зарядке – как правило, не более 40 минут. Впрочем, для многих пользователей ограничения, задаваемые любыми электрическими машинами, несущественны. Главное – точно понимать, для какого вида работ предназначены эти снегоуборщики.

    ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ВЫСОКУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС БЕНЗИНОВОГО СНЕГОУБОРЩИКА, СЛЕДУЕТ ЗАЛИВАТЬ В ДВИГАТЕЛЬ МОТОРНОЕ МАСЛО, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ЗАВОДОМ- ИЗГОТОВИТЕЛЕМ, – КАК ПРАВИЛО, С ВЯЗКОСТЬЮ SAE 5W30

Безусловные преимущества бензиновых одноступенчатых агрегатов над электрическими – более высокая производительность, обусловленная более мощным двигателем (в среднем 3,5–6 л.с.), а также лучшая маневренность. Бензиновые модели оснащаются двух- или четырехтактными двигателями. Первые работают на смеси бензина и масла, которую должен подготовить пользователь. Снегоуборщики с двухтактным двигателем в сравнении с аналогичными агрегатами, имеющими четырехтактный мотор, дешевле и легче, но рассчитаны на уборку меньшего объема снега за одинаковый промежуток времени. К тому же они требуют от оператора определенных навыков по подготовке топливной смеси во избежание уменьшения ресурса мотора и проблем с его запуском в сильные холода. Четырехтактные двигатели более производительны и лишены указанных выше недостатков, поскольку рассчитаны на готовое топливо – бензин марки не ниже АИ-92.

Мощность снегоуборщика определяет размеры его ковша: чем она больше, тем больше и величина снегозахвата. Как правило, ширина захвата ковша у одноступенчатых машин – 30–55 см, высота захвата – 15–30 см. Поскольку одноступенчатые модели относятся к сегменту экономичных, у них обычно предусмотрен только ручной способ управления дальностью и направлением выброса снега.

Двухступенчатые

Их также называют шнекороторными. Двигатель двухступенчатых машин обеспечивает вращение не только шнека, но и крыльчатки. Благодаря этому достигаются высокая производительность и хорошая дальность выброса снега (у моделей бытового класса она достигает 14–16 м). Но самый главный плюс таких агрегатов: они – самоходные, то есть их мотор приводит в движение еще и колеса или гусеницы. Это делает их эффективными для частой очистки обширной территории, даже со сложным рельефом. Притом они требуют от оператора намного меньше усилий для перемещения по очищаемой местности.

Двухступенчатые агрегаты рассчитаны на уборку как свежевыпавшего, так и плотного, слежавшегося снега существенной толщины (до 60 см у профессиональных моделей). Такие снегоуборщики оснащены исключительно бензиновыми четырехтактными двигателями мощностью от 6 до 13 л.с. Объем топливного бака у этих машин составляет, как правило, 3–3,7 л, что позволяет им убирать снег в течение примерно 2–2,5 часов при средней нагрузке.

Ширина снегозахвата у двухступенчатых моделей для частных пользователей – как правило, 56–76 см. Отметим, что для очистки от снега приусадебной территории вполне достаточно ковша шириной 50–60 см – такая ширина, как правило, соответствует ширине садовых дорожек. Если же планируется очищать еще и общую дорогу или просторные мощеные площадки, то имеет смысл приобретать модели с ковшом шириной 70 см и более, – это позволит сэкономить время на «проходах».


Бензиновый снегоуборщик Daewoo DeWORKS S 8065 с шириной захвата 62 см и высотой захвата 52 см

Колесные модели, оснащенные обычно бескамерными резиновыми шинами с высоким протектором, более маневренны, поэтому оптимальны для участков, где снегоуборщику часто придется объезжать те или иные препятствия (деревья, клумбы и пр.). Однако в глубоком снегу, на обледеневшей поверхности или на местности с серьезным уклоном они могут буксовать. Гусеничные модели значительно более проходимы и устойчивы за счет увеличенной площади сцепления резиновых гусениц с поверхностью. Притом гусеничные машины – самые «продвинутые» в модельном ряду производителей, а потому обладают наиболее совершенными функционалом и эргономикой.


Панель управления гибридного снегоуборщика Honda HS1336i

Двухступенчатые снегоуборщики различаются типом трансмиссии (она отвечает за движение снегоуборщика и работу его шнеков). Механическая коробка передач (минимально – две передние и одна задняя скорость) удешевляет машину, но не обеспечивает плавность движения агрегата и работы шнеков, поскольку каждое переключение скорости происходит с рывком. Более серьезные снегоуборщики оснащаются трансмиссией на основе фрикционных дисков (иными словами, это роботизированная коробка передач). Она также предполагает фиксированное количество скоростей (чаще всего шесть-семь передних и две задние), однако они переключаются более плавно, тем самым повышая удобство работы с машиной и увеличивая ее ресурс. На самых производительных моделях, предназначенных для коммунальных служб (и обычно имеющих гусеничные движители), установлена гидростатическая трансмиссия, которая обеспечивает самое плавное переключение скоростей. К тому же она предполагает упрощение механической разводки по машине, что дает выигрыш в надежности. Чтобы добиться маневренности и легкой управляемости, на тяжелых снегоуборщиках предусматривают механизм разблокировки дифференциала, который позволяет отключить привод на одно колесо или гусеницу. В результате пользователь поворачивает машину с меньшими усилиями и с минимальным радиусом. Для отсоединения колеса или гусеницы от привода необходимо просто нажать клавишу на панели управления.

    ВО ВРЕМЯ УБОРКИ СНЕГА НУЖНО СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ В ШНЕК НЕ ПОПАДАЛИ КАМНИ И ДРУГИЕ ТВЕРДЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Производительные двухступенчатые снегоуборщики снабжены металлическими шнеками, имеющими кромку, как правило, агрессивной формы – с заметно выступающими зубцами, чтобы справляться не только со снегом, но и с наледью (она предварительно разрыхляется ими перед попаданием в крыльчатку). Шнеки бывают цельными и с разрывом. Цельные – более экономичное решение, впрочем, обеспечивающее неплохую производительность. Однако при необходимости очищать участок от снега со льдом такие шнеки не способны эффективно перемешивать снежно-ледяную массу, из-за чего возникает опасность ее затора. Шнеки с разрывом в центральной части режущей ленты, напротив, прекрасно справляются с задачей перемешивания снега и льда в однородную массу, а значит, вероятность затора сводится к минимуму. Поэтому на большинстве серьезных моделей, как для частного пользователя, так и для коммунальных служб, установлены шнеки с разрывом. Добавим, что шнеки такого типа изготовлены, как правило, из легированной стали, обладающей повышенной прочностью и коррозионной стойкостью.

Для удобства пользования снегоуборщики могут оснащаться дополнительными опциями. Одна из самых полезных – электростартер. В принципе все бензиновые машины снабжены ручным стартером (пусковым тросом), но «продвинутые» модели имеют еще и электростартер, который позволяет запускать машину без усилий и очень быстро, что особенно актуально в сильные морозы. Электростартер может питаться от электросети напряжением 220 В, то есть для запуска двигателя нужно подключить предусмотренную в агрегате вилку к розетке, а затем нажать необходимую кнопку на панели управления. Другой вариант – питание от встроенного в снегоуборщик аккумулятора, который заряжается от генератора двигателя. Кроме того, на всех машинах есть возможность управлять направлением и зачастую вертикальным углом выброса снега. Но на снегоуборщиках профессионального класса нередко предусмотрена дистанционная регулировка параметрами выброса – с помощью джойстика на панели управления. Учитывая, что зимой короткий световой день, полезной опцией станет установленная на машину фара (галогенная или светодиодная): она позволит увеличить время работы. Среди других составляющих комфортного пользования снегоуборщиком – обогрев рукояток и возможность их регулировки под различный рост оператора.

Текст: Александр Левенко

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.