Земляные работы по праву считаются одними из наиболее тяжелых и грязных, поэтому существование мотобура – устройства, автоматизирующего и облегчающего нелегкий труд землекопов, выглядит абсолютно логичным. Однако если в Европе он является вполне привычной машиной для строителя или садовода, то на отечественных просторах рассматриваемый агрегат все еще остается некой экзотикой. Не пора ли познакомиться с ним поближе?
Итак, мотобур или, как его ещё иногда называют, бензобур – это машина, состоящая из шнека (винтообразного бура) и мотора, который приводит его в движение. Шнековое бурение удобно по ряду причин: процесс протекает относительно быстро, не требует вспомогательных работ, нет необходимости отведения измельченного грунта из отверстия – по мере продвижения бура вглубь грунт выбрасывается на поверхность, как по ленте транспортера.
В качестве силового агрегата применяется двухтактный (реже четырехтактный) бензиновый двигатель: такой мотобур называется механическим, здесь используется механическая передача. Особо мощные модели являются гидравлическими и оснащаются бензиновыми гидромоторами на базе низкооборотных четырехтактных двигателей, которые обеспечивают вращение рабочего механизма агрегата через приводной гидронасос. Спектр задач, решаемых при помощи мотобуров, достаточно широк: бурение отверстий под столбы и опоры, скважин под техническую воду, лунок для посадки культурных растений (к слову, именно эти устройства применяют при посадке виноградной лозы в винодельческих хозяйствах Испании и Франции). Рассматриваемое оборудование годится и для отбора проб почвы, а наиболее компактные модели вполне подходят для сверления древесины (достаточно поменять шнек на сверло по дереву) и создания, например, отверстий во льду.
В зависимости от требуемой ширины и глубины лунки применяются шнеки различного диаметра и сменные стержни-удлинители. Операции по замене насадок выполняются при помощи специального инструмента, входящего в комплект поставки агрегата или через быстросъемные соединения.
Очень важной и нужной опцией у мотобура является реверс, помогающий при заклинивании шнека и извлечении инструмента из отверстий большой глубины. К слову, его режущие кромки со временем теряют остроту, их рекомендуется время от времени затачивать.
Переходя на личности
Выбор конкретной модели устройства всецело зависит от круга задач, для решения которых оно приобретается: к примеру, следует учитывать характер почвы, где будут делаться отверстия, требуемую глубину и ширину лунок, а также общий объем работ. Нелишним будет заметить, что мотобуры, как и большинство других инструментов, делятся на бытовые, сравнительно легкие и мобильные, и профессиональные, более мощные и, как следствие, тяжелые. Все агрегаты первого типа – механические, управляются одним оператором. Их профессиональные аналоги могут быть как механическими, так и гидравлическими. У обычного человека просто не хватит сил совладать с ними в одиночку, и, как правило, здесь нужны двое рабочих. Однако, что любопытно, самые могучие гидравлические мотобуры, смонтированные на устойчивой тележке с колесами, обслуживаются все-таки одним оператором.
- В СЛУЧАЕ С ТЯЖЕЛЫЙ ГЛИНОЙ, ПО ПЛОТНОСТИ СОПОСТАВИМОЙ С БЕТОНОМ, НА ВЫРУЧКУ ПРИДЕТ МОТОБУР С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Легкие песчаные почвы, лессы, чернозем и не слежавшийся суглинок вполне по плечу бытовому механическому мотобуру, обслуживаемому одним оператором. Как правило, ширина шнека у техники такого класса не превышает 250 мм. В принципе, устройство способно делать отверстия и в мягкой глине, но на незначительную глубину: из-за высокой вязкости материала по мере заглубления насадки в грунт возрастает опасность возникновения обратного крутящего момента, что чревато травмами для оператора. Если же в глинистой почве требуется пробурить, к примеру, скважину большего диаметра либо предстоит обрабатывать слоистую спрессованную глину или суглинок, то необходимо использовать мощный профессиональный инструмент, обслуживаемый двумя операторами. Наконец, в случае с тяжелой глиной, по плотности сопоставимой с бетоном, на выручку придет агрегат с гидравлическим приводом, способным обеспечить очень высокий крутящий момент. Как бы то ни было, двигатель и вал мотобура, особенно механического, при работе часто подвергаются нагрузкам, близким к критическому уровню. Вот почему пользователям важно соблюдать рекомендации производителей, в частности не применять шнеки, размеры которых превышают максимально допустимые значения, указанные в техническом паспорте устройства.
Комментарии к инструкции
Вне зависимости от типа и класса рассматриваемой техники при работе с ней необходимо соблюдать несколько правил:
- нельзя пренебрегать требованиями техники безопасности. Конечно, многие модели оснащены различными системами, призванными защитить оператора, однако не следует забывать и про дополнительные аксессуары вроде очков, рукавиц и наушников. Кроме того, по очевидным причинам не стоит вести бурильные работы в свободной длинной одежде и широких брюках;
- если мотобур рассчитан на двух операторов, то не надо пытаться совладать с ним в одиночку. Малейшая оплошность может обернуться серьезной травмой или поломкой дорогого инструмента, а кроме того, это банально неудобно;
- режущие кромки шнека должны быть острыми, то есть их необходимо периодически затачивать. Даже самый мощный мотобур окажется бессильным, если его насадка пришла в нерабочее состояние;
- залогом долгой и эффективной работы агрегата является использование горюче-смазочных материалов только тех марок, которые рекомендованы производителем оборудования. Двухтактные двигатели следует заправлять исключительно смесью бензина АИ-92 и масла для двухтактных двигателей. Категорически не рекомендуется использовать горючее с октановым числом выше или ниже 92. Нежелательно также хранить приготовленную смесь более двух недель из-за вероятности расслаивания жидкостей;
- при покупке нужно учитывать, что в паспорте указывается вес инструмента с пустым топливным баком, то есть заправленный горючим мотобур весит заметно больше;
- наконец, нелишним будет поинтересоваться наличием авторизованного сервисного центра в данной местности, ведь даже самая надежная и дорогая техника иногда выходит из строя.
Текст: Игорь Лукьянов