19.06.2022
959

Виброплиты – полезная встряска

Большинство видов земляных и дорожных работ подразумевают такую процедуру, как уплотнение и трамбовка. В родном отечестве данные операции зачастую игнорируются (из-за чего российские дороги знамениты на весь мир) либо выполняются при помощи обычного катка, что малоэффективно. Зато европейские и американские специалисты-дорожники давно и успешно используют для этих целей виброплиты, иначе называемые виброплатформами, - относительно редкий для нашей страны, но крайне интересный агрегат, заслуживающий самого пристального внимания.

Помимо трамбовки песка, щебня, гравия виброплиты могут также использоваться для уплотнения асфальтового покрытия, ямочного ремонта дорог, укладки тротуарной плитки. При этом виброплатформа – компактное устройство, которым можно работать даже в стесненных условиях и ограниченном пространстве, например в траншее. Привлекательной выглядит и цена агрегата, особенно если сравнивать ее со стоимостью вышеупомянутого дорожного катка.

Итак, попробуем смоделировать ситуацию, когда имеется необходимость приобретения виброплиты, но есть резонное опасение, что, выбирая по принципу «дешево и сердито», сердиться в итоге придется на собственную недальновидность. По каким критериям следует выбирать это все еще экзотическое для российских просторов оборудование и на какие характеристики обратить внимание? У рассматриваемых агрегатов имеются четыре главных параметра, отображаемых в техническом паспорте: тип и мощность двигателя, масса устройства, вибрационное усилие, а также площадь рабочей поверхности основания. Рассмотрим их по порядку.

Виброплиты оснащаются электрическими, бензиновыми или дизельными двигателями. Как водится, каждый тип обладает своими достоинствами и недостатками.

Электрические виброплиты имеют привлекательную цену, они компактны, не имеют выхлопа (из-за чего их можно использовать в закрытом помещении), а при эксплуатации устройств не надо возиться с топливом и стартером. Оборотной стороной медали выступают ограничения по мощности (сеть может не выдержать пускового тока слишком могучего двигателя) и мобильности, которая определяется длиной сетевого шнура, пусть даже и с поправкой на наличие удлинителя. Кроме того, при нарушении правил эксплуатации агрегата возникает пусть и невысокая, но все же вполне реальная опасность поражения оператора электротоком. В силу перечисленных недостатков электрические виброплатформы распространены не слишком широко, а вот их аналоги с двигателем внутреннего сгорания, как бензиновые, так и дизельные, снискали куда большую популярность.

Дизельные виброплиты, как правило, обладают большой мощностью, отличаясь повышенной надежностью и долговечностью, а также сравнительно низким расходом топлива при работе. Вместе с тем подобные устройства характеризуются немалой стоимостью, да и заводятся портативные дизельные двигатели с определенным трудом, особенно на морозе.

В итоге самыми распространенными являются бензиновые виброплиты, что обусловлено удачным соотношением цены оборудования и качества выполняемой им работы, а также солидным сроком службы рассматриваемой техники. Бензиновые виброплиты довольно просты в эксплуатации (хотя и несколько сложнее по сравнению с электрическими аналогами) и ремонте. Чаще всего они комплектуются ДВС производства Honda, Subaru-Robin и Briggs & Stratton, то есть надежными и проверенными временем силовыми агрегатами.


    Бензиновая вибротрамбовка Wacker Neuson BS 70-2i с двумя отдельными бакамами – для топлива и масла, которые подаются отдельно, а система впрыска масла автоматически создает правильное соотношение топлива/масла при смешивании

Вне зависимости от типа двигатель характеризуется своей собственной мощностью, которая наряду с общей массой виброплиты определяет вибрационное усилие (о нем будет сказано ниже), напрямую влияющее на степень уплотнения обрабатываемого материала, а также силу, которую вынужден прикладывать оператор для перемещения агрегата в нужную сторону во время работы. Проще говоря, чем мощнее двигатель – тем проще управлять устройством.

Общая масса конструкции, пожалуй, самая важная характеристика для виброплатформы, определяющая, помимо прочего, область ее использования и некоторые технические возможности. В зависимости от массы виброплиты могут быть:

    легкими (до 75 кг) – такие виброплиты используются в основном для ландшафтных работ при обустройстве гравийных и песчаных дорожек, для уплотнения мелкофракционного щебня и тротуарной плитки, где требуются небольшая масса и лимитированное вибрационное усилие. Однако нельзя забывать о том, что при работе с плиткой и брусчаткой под основание виброплиты необходимо подкладывать резиновый или вулколановый коврик, позволяющий избежать появления сколов и царапин на уплотняемой плитке. Зато для уплотнения асфальта легкие виброплиты непригодны – именно из-за своей недостаточной массы. Подобные агрегаты комплектуются электрическим или бензиновым двигателем и практически всегда, за редчайшим исключением, являются нереверсивными, то есть во время работы могут двигаться только в одну сторону и разворачивать их приходится вручную;

    универсальными (75–90 кг) – по распространенности и списку выполняемых работ этот класс полностью оправдывает свое название. Таким виброплитам найдется применение при ландшафтных работах, ямочном ремонте асфальтового покрытия дороги, уплотнении песка, крупного гравия или щебня и т. д. При работе с асфальтом, чтобы избежать его налипания на основание плиты, необходимо использовать специальную систему орошения (бак с водой и разбрызгиватель). Чаще всего универсальные виброплиты оснащаются бензиновым двигателем. Среди аппаратов рассматриваемого типа встречаются как нереверсивные, так и реверсивные модели, способные двигаться и вперед, и назад, что особенно важно при работе в труднопроходимых местах, например траншеях;

    средними (90–110 кг) – используются при укладке асфальта, послойного уплотнения оснований для дорог и фундаментов, уплотнения песка и гравия, обратной засыпки трубопроводов и траншей. В данном случае используются бензиновые или дизельные ДВС, а представленные модели бывают как реверсивными, так и нереверсивными.

    тяжелыми (свыше 110 кг) – в основном применяются для уплотнения песка или гравия. Для работы с асфальтом, а тем более тротуарной плиткой, такие машины слишком массивны. Двигатель у них чаще всего дизельный, хотя есть модели, работающие на бензине. Тяжелые виброплиты в подавляющем большинстве случаев бывают реверсивными, что вполне понятно. Как видно из приведенных цифр, виброплиты, даже относящиеся к категории легких, обладают немалой массой, поэтому для упрощения транспортировки они часто комплектуются специальными откидывающимися колесами или роликом.

Такой параметр, как вибрационное усилие, напрямую связан с мощностью двигателя и конструктивными особенностями конкретных моделей. По сути, вибрационное усилие, которое обозначается в килоньютонах (кН), – это сила, с которой подошва воздействует на поверхность. Соответственно, чем выше усилие, тем эффективнее уплотнение. Однако при выборе виброплиты для укладки тротуарной плитки надо выбирать устройство с вибрационным усилием не выше 1 кН – в таком режиме аппарат будет не вбивать, а деликатно вдавливать плитку в основание. Оптимальными же для решения такого рода задач специалисты считают виброплиты массой 75–85 кг с вибрационным усилием 0,95–1,0 кН.

К слову, значение данного параметра, указанное в паспорте, вовсе не показывает, насколько глубоко плита вдавит песок или гравий: такая постановка вопроса вообще некорректна. Правда, ряд производителей, особенно китайских, иногда приводит данные по глубине уплотнения того или иного материала, но здесь надо понимать, что песок, гравий и асфальт везде имеют разную плотность, а цифры для материала описывают очередного «сферического коня в вакууме». Фактическая же глубина уплотнения будет зависеть от множества факторов: уже упомянутой плотности конкретного материала, его влажности, а также размеров и структуры фракций. Здесь же стоит заметить, что чем выше значение вибрационного усилия, тем сложнее работать с инструментом, поэтому для снижения утомляемости оператора ряд производителей снабжают двигатель и рукоятки виброплиты амортизаторами.

Площадь рабочей поверхности – это произведение длины рабочей поверхности основания на ее ширину. Чем меньше площадь, тем эффективнее работает виброплита и тем дольше она прослужит. Может показаться парадоксальным, но тяжелая плита с большим основанием в работе проиграет по эффективности своему более легкому аналогу с меньшей площадью основания. Кроме того, если агрегат имеет большое основание и высокое значение вибрационного усилия, то из строя он выйдет достаточно быстро, так как большая площадь более чувствительна к деформациям. Подводя итоги, можно сказать, что наиболее эффективная виброплита сочетает малую площадь рабочей поверхности с большой массой и значительным вибрационным усилием.


    Дизельная виброплита Wacker Neuson 3760H со встроенными колесами, которые не может повредить даже горячий асфальт и падения с бордюров

Теперь к конкретике: на отечественном рынке все виброплиты легко делятся на две категории. К первой относится продукция известных крупных брендов (чаще всего европейских), которая отличается высоким качеством изготовления и наличием различных опций для облегчения труда оператора. Среди них – патентованные системы гашения вибрации на ручках, автоматические устройства для контроля уплотнения и смачивания платформы, особая форма и покрытие подошвы, чтобы она не оставляла следов на асфальте, и т. д. Еще надо помнить о том, что при производстве хороших виброплит используются высокопрочные дорогостоящие марки стали и сплавы чугуна. Разумеется, все эти технические усовершенствования стоят денег, зачастую немалых. Ну а для малоимущих и прижимистых существует продукция многочисленных китайских производителей. Она, конечно, сильно уступает в надежности, не так удобна для оператора, а качество работы, выполняемой ими, ниже, чем у машин топ-класса, но оборудование должно окупаться, а если окупится только такая техника... что ж, придется выбирать из бюджетных моделей. Надо лишь помнить, что для подобных виброплит чаще всего используется сталь низкого качества, а поэтому длительный срок службы устройству не светит. Использование бюджетных виброплит при уплотнении асфальта нежелательно: обычно их подошвы не являются идеально плоскими, и на асфальте образуются «волны». Также специалисты не рекомендуют уплотнять такими агрегатами крупнофракционный гравий: плита не выдержит и, скорее всего, быстро выйдет из строя.

Из этой, казалось бы, патовой ситуации есть выход: малоизвестные на российском рынке европейские бренды (чаще всего ориентированные на внутренний рынок), по цене незначительно отличающиеся от продукции из Поднебесной, но несравненно выше последней по качеству. Обычно каких- то особых новаторских и технологических «изюминок» здесь нет, но изготовлена такая продукция, как правило, весьма и весьма достойно.

Из крупных европейских фирм, известных во всем мире и имеющих обширную линейку вибрационных плит, пожалуй, первенство удерживает немецкая Wacker Neuson, производящая множество моделей – от легких прямоходных виброплатформ массой в 50 кг до мощных реверсивных аналогов на 1170 кг. Основания рассматриваемых виброплит изготавливаются из специального чугуна, имеющего повышенную прочность и фантастическую долговечность, некоторые модели опционально снабжаются устройствами дистанционного управления.

В настоящее время это единственная компания, комплектующая свою продукцию двигателями собственного же производства.

Отличительными особенностями виброплит фирмы Dynapac являются запатентованные антивибрационные рукояти особой формы, а также специальный бак для воды с дозатором, разработанный для работы с асфальтом. Вода из бака поступает к основанию плиты по специальным каналам и равномерно распределяется по поверхности подошвы. В качестве двигателя используется либо бензиновый агрегат от Honda, либо дизельный марки Hatz.

Под торговой маркой Strong, принадлежащей крупной шотландской фирме Construction Components L.P., выпускаются виброплиты массой от 70 до 321 кг. Продукцию отличает высокое качество изготовления и долговечность. Базовая комплектация большинства моделей предусматривает наличие бака для воды и специальных транспортировочных колесиков. Модели массой больше 127 кг являются реверсивными.

В ассортименте шведской группы компаний Atlas Copco имеются 16 разновидностей виброплит массой от 51 до 817 кг. Вся продукция обладает подошвами из высококачественного чугуна либо особо твердых марок стали. Для ряда моделей предусмотрена возможность дистанционного управления работой, плюс ко всему многие устройства комплектуется транспортировочными колесиками.

Что же касается бюджетных китайских брендов, то здесь неплохо себя зарекомендовали марки Grost и Masalta. На рынке недорогих виброплит есть и продукция отечественных производителей «ТСС» и «Сплитстоун».

Как и у «китайцев», она отличается сравнительно невысокой стоимостью и куда более скромными техническими возможностями по сравнению с титулованными «европейцами».

Что же касается малоизвестных европейских брендов, то рынок Европы сегодня переживает не лучшие времена, вынуждая локальных производителей искать новые возможности для сбыта продукции. Поэтому у российских потребителей имеется отличный шанс познакомиться с новыми торговыми марками, отличающимися приятной ценой и европейским качеством изготовления.

Текст: Андрей Мещеряков

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.