WhatsApp: +7(495)231-66-88 (с 12:00 до 24:00)

27.06.2022
1527

Бензорезы – пожиратели бетона

У бензореза вполне солидная история: первый подобный инструмент был сделан для спасательной службы аэропорта Стокгольма в конце 50-х годов. С того времени бензорезы верой и правдой служат во всех спасательных и пожарных службах мира для разбора завалов, проникновения в помещения, для проведения дорожных работ, на стройке и в тысяче других мест.

Во избежание всякой путаницы сразу оговоримся, что под названием «бензорез» в быту проходят два совершенно различных по назначению и конструкции аппарата. Первый – резак, по принципу работы схожий с ацетиленовым, но использующий в качестве основного генератора высокой температуры бензин. Производительность его выше, чем у ацетиленовой или пропановой горелки, используется для резки металлов, хотя и более пожароопасен.

Наш бензорез – это автономная дисковая пила, оснащенная двигателем внутреннего сгорания. Конструктивно – это циркулярная пила. Но вместо зубьев с победитовыми напайками, как на диске циркулярки, диск бензореза имеет алмазное или карбидное напыление. Это чтобы резать бетон и железобетон, кирпич, асфальт, каменную кладку, а иногда и стальные конструкции, что роднит его с УШМ. Ну и коль скоро в конструкции используется небольшой ДВС, то компоновка двигателя относительно рабочей оснастки роднит бензорез с бензопилой. Такой вот химерический инструмент, «гибрид коня и трепетной лани» – те же запчасти, только в профиль. Так как этот инструмент используется в заплаточном ремонте дорог, то встречаются другие его названия – и «нарезчик швов», и шов-нарезчик, и…


Бензорез Хилти с водяным насосом для подачи воды во время мокрой резки

Отличительная особенность бензореза, благодаря которой он выделяется среди остальных типов бензоинструмента, – это его уникальный двигатель. Понятно, что он позволяет работать автономно, что называется, хоть в чистом поле, и не быть привязанным к розетке. Вместе с тем элементы конструкции бензорезов приспособлены для исключительно тяжелых условий работы, ведь им режут далеко не бисквитные пирожные. Для бензорезов применяют мощные для ручного инструмента двухтактные моторы – таким образом, относительно высокий крутящий момент позволяет комплектовать инструмент дисками большого диаметра, работать на большой скорости, добиваясь нужной глубины пропила.

    СРОК СЛУЖБЫ ДИСКА ПРИ МОКРОМ РЕЗЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В СРЕДНЕМ В 2-4 РАЗА, ТАКОЙ АППАРАТ ДОРОЖЕ, НО ОНО ТОГО СТОИТ

Все двигатели имеют систему высокоэффективной очистки воздуха от абразивной пыли, главного врага моторесурса. В связи с этим стоит упомянуть о двух принципиально разных типах резки: сухой и влажной. С первым типом все понятно: завел двигатель – и режь. В аппаратах, где предусмотрена опция мокрого реза, есть специальный кожух, в который по специальным трубкам подается вода. Она попадает как на диск, так и на обрабатываемый материал. Это продлевает срок службы диска и уменьшает пылеобразование, что важно для надежной работы системы питания двигателя. Срок службы диска при мокром резе увеличивается в среднем в 2–4 раза, такой аппарат дороже, но оно того стоит. Коль скоро мы коснулись этой темы, стоит добавить, что бензорез относится к числу самых мощных и тяжелых разновидностей ручного инструмента. Именно поэтому для облегчения транспортировки и работы для многих моделей предусмотрена специальная тележка, на которую крепится емкость с водой для мокрого реза. Высокие стандарты надежности, которые задают условия эксплуатации, выдержать не так просто, поэтому бензорезы выпускает ограниченный круг производителей.

Например, в каталогах Макиты можно найти двенадцать позиций с диапазоном мощностей от 3,3 до 6,1 л. с., при этом сухая масса не превышает 10,8 кг. Часть этой продукции выпускается дочерним Dolmar. Линейка моделей дополнена двумя вариантами транспортировочных тележек, совместимых со всеми бензорезами марки. Устройство закрепляется на тележке без использования какого-либо инструмента при помощи патентованной системы Quick-Lock, а сами тележки оснащены емкостями для мокрого реза и ограничителями глубины реза. Немецкий Stihl имеет в активе пять моделей, от сравнительно легкого 4,4-сильного до мощной машины, в которой 6,8 л. с. сочетаются с уникальной эргономикой и пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе. «Штилевцы» позаботились и о тележке для работы с тяжелыми моделями бензорезов, причем глубина реза на ней регулируется удобной рукояткой на верхней перекладине.

    РАСТОРОПНЫЕ КИТАЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЕЩЁ НЕ УСПЕЛИ ОКОПАТЬСЯ НА ЭТОМ РЫНКЕ, ПОЭТОМУ ШАНС КУПИТЬ КРАСИВЫЙ ОДНОРАЗОВЫЙ БЕНЗОРЕЗ В КАКОМ-НИБУДЬ «ЛЕРУА-ФУФЛО» ПОКА НЕВЕЛИК

Не отстает от передовиков производства и Husqvarna, выпускающая с десяток модификаций бензорезов с разным диаметром режущих дисков при одинаковом приводе. Однако в линейке есть уникальные модели вроде Husqvarna K 760 Cut-n-Break EL35 – эта конструкция отличается вынесенным вперед режущим диском; или, например, Husqvarna K 760 12" Rescue, специально созданная для спасательных работ и разборки завалов.


Бензорез Хускварна K 760 Cut-n-Break EL35

Многие из моделей – полных аналогов Хускварны – выпускаются также под маркой Partner.

Кроме упомянутой «большой тройки» в магазинах можно встретить бензорезы Oleo-Mac, Efco, Hitachi, а также стоящие на вооружении МЧС оранжевые Echo производства японской Kioritz corporation. Расторопные китайские производители еще не успели окопаться на этом рынке, поэтому шанс купить красивый одноразовый инструмент пока невелик.

Итак, на какие особенности нужно обратить внимание, выбирая бензорез? В первую очередь стоит выделить хорошую антивибрационную систему. Производители используют различные методы виброподавления, но само их наличие у нашего устройства – несомненное преимущество.

Все без исключения лидеры рынка применяют ручки из вибропоглощающего материала и системы крепления двигателя через демпфирующие соединения.

Возможность использования бензореза вместе с тележкой делает удобной не только транспортировку. Установив бензорез непосредственно на нее, можно вести рез напольного или дорожного покрытия. Особенно удобно, когда тележка снабжена зажимами для крепления оснастки без применения ручного инструмента и механизмом регулировки глубины погружения режущего диска в субстрат.

Возможность мокрого реза – весьма полезная функция, которая дает шанс выполнять работу с пониженной нагрузкой на инструмент и кардинально снижает пылеобразование.

Многоуровневая система фильтрации воздуха – обязательный пункт в списке преимуществ бензореза, поскольку условия работы чаще всего подпадают под определение экстремальных. Наиболее эффективной является система трехступенчатой фильтрации. Первая ступень – центробежная очистка воздуха (за счет центробежной силы отбрасывается более 90% крупных частиц); вторая – трехслойный промасленный губчатый фильтр из пенорезины; третья – большой бумажный фильтр.

Компенсатор топливно-воздушной смеси в карбюраторе предотвращает перенасыщение топливной смеси при загрязнении воздушного фильтра. Благодаря компенсатору в течение длительного времени мощность двигателя остается постоянной.

Изменяемое положение режущего диска обязательно будет востребованным при проведении спасательных работ и в местах ограниченного пространства. Декомпрессионный клапан поможет снизить давление в камере сгорания в момент пуска; кроме того, клапан позволяет уменьшить усилие тягового тросика при пуске или продуть цилиндр в случае залитой свечи. Опция не покажется лишней, если просто вспомнить рабочие объемы двигателей бензорезов (60 куб. см и выше).

Подкачивающий топливный насос, он же «праймер», значительно облегчает запуск двигателя после длительного перерыва в работе.

Пылезащищенный стартовый аппарат. Дополнительный барьер против пыли, опасной для двигателя.

Автоматическая смазка подшипника сцепления в условиях экстремальных нагрузок значительно увеличивает срок службы подшипников.

Предохранительный фиксатор остановки диска на кожухе – устройство, по назначению близкое к цепеуловителю на бензопиле: прекращает вращение диска при расколе или резкой деформации.

Эргономичные ручки и корпус. Очень важно, чтобы рабочие рукоятки были сконструированы таким образом, чтобы позволить оператору удобно удерживать бензорез на ширине плеч вне зависимости от направления резки. Также ценятся узкий корпус, комфортный при работе в стесненных условиях, и близкое расположение ручек, при котором инструмент удобно контролировать.

Напоследок несколько слов о безопасности: понятно, что при работе с инструментом, объединяющим свойства двух самых опасных типов электро- и бензоинструмента – УШМ и бензопилы, следует соблюдать крайнюю осторожность. Работать можно только в специальной одежде из плотного материала; специальная закрытая обувь с металлическими вставками в мысках, плотные перчатки, очки, респиратор также обязательны к ношению оператором бензореза.

Текст: Игорь Лукьянов


    КСТАТИ

    Двухтактные двигатели, устанавливаемые на эту технику развивают до 9500 об/мин. В бензорезах для передачи крутящего момента на инструмент применяется клиноременный привод с понижающим коэффициентом 2–2,5. Поэтому частота вращения диска не превышает 4000–4300 тыс. об/мин. Казалось бы, что стоит поднять обороты, чтобы резать быстрее? Ведь двухтактники могут развивать и большую мощность на 12–15 тыс. оборотов. Все дело в режущих дисках. Инженеры учли применение не только стальных дисков с алмазным напылением, но и классических армированных 350-миллиметровых аналогов, применяемых для УШМ. Эти диски рассчитаны на максимальную скорость 80 м/с, поэтому предельно допустимые обороты для 350 мм армированных дисков составляют 4365 об/мин. Двухтактники, по определению высокооборотистые, проектировались с тем расчетом, чтобы получить максимальный крутящий момент для выполнения тяжелых работ. Например, ограничение по оборотам дает возможность увеличить радиус кривошипа, т. е. увеличить ход поршня и получить высокий крутящий момент на более низких оборотах. Понижающее число клиноременной передачи увеличивает крутящий момент на рабочем инструменте в 2–2,5 раза, а система поддержания оборотов под нагрузкой позволяет использовать инструмент в его рабочем диапазоне.

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.