Итак, весна наступила, как всегда, неожиданно. После зимнего анабиоза просыпаются не только дорожники, но и мысли о зеленой «траве у дома». Что с ней делать, чтобы она лишний раз не снилась, и чем ее косить, чтобы обзавидовались даже англичане?
Несмотря на забитые газонокосилками магазины, нам сложно выбрать тот единственный аппарат, который удовлетворит все потребности нашего газона. И правда, бензиновые и электрические, на колесиках, с приводом и без, косы и триммеры, райдеры и мини-тракторы, с дисками и режущей леской, известные и китайские, – все это буйство инженерной мысли воплотилось не только для покоса травы, но и чтобы запутать нас окончательно. Спрашивая у продавца: «Сколько стоит?» – имеет смысл сначала а) определить, какой степени ухоженности газон вам нужен, и б) как долго вы собираетесь заниматься этой медитацией с условным названием «стрижка газона»?
Итак, если от распаханных грядок осталось немного зеленой территории, то вот несколько рекомендаций. Выбор между электро- и бензиновой машиной зависит от энергоснабжения участка и площади этого самого газона. Стандартные 6 соток по силам обработать электрической косилкой на колесиках. Оцените расстояние до самого удаленного края газона, подберите удлинитель и можете смело начинать косить. Для обкашивания забора и деревьев в помощь пригодится триммер. Тоже электрический. Работать этими устройствами так же просто, как сделать тост на завтрак: нажимаем кнопку – и поехали!
ЕСЛИ ТЕРРИТОРИЯ УЧАСТКА НАСЧИТЫВАЕТ 20 – 30 – 50 СОТОК, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОСИЛКА СТАНОВИТСЯ НЕУДОБНОЙ, ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВО ВРЕМЯ КОШЕНИЯ ПРИДЕТСЯ ЗА СОБОЙ ТАСКАТЬ ПРОВОД МЕТРОВ 50 ДЛИНОЙ
Вероятно, не дочитав до конца, рассудительный и экономный дачник сейчас занес кредитку над сканером кассы магазина, но у нас есть и другие варианты. Например, территория фазенды насчитывает 20 – 30 – 50 соток. И даже если с подведенным электричеством перебоев нет, электрическая косилка становится неудобной. Представьте, что во время кошения придется за собой таскать провод метров 50 длиной. Он будет извиваться по еще не скошенной траве, пытаясь примять ее. Он обязательно зацепится за куст крыжовника, палку или камень в траве, а чтобы отцепить его, придется сбегать назад, а потом вернуться к газонокосилке и ждать новых сюрпризов.
Не забываем, что для нормальной работы электродвигателя потребуется не менее нормальное питание, и здесь учитываем еще один фактор – нагрузку в сети. В выходные дни, когда загородный пейзаж растворяет в себе несколько миллионов горожан, местное электроснабжение переходит в авральный режим, испытывая пиковые нагрузки. Каждый подключенный к сети киловатт потребления может стать последним, поэтому напряжение просаживается до тусклых лампочек и неработающих насосов. Теперь ясно, почему каждый лишний метр провода может сделать электрогазонокосилку бесполезной в тот самый момент, когда она больше всего востребована, – потери в удлинителе становятся последней каплей. В мастерской нашего эксперта Андрея Соколова можно найти залежи триммеров со сгоревшими моторами – достаточно падения напряжения ниже 190 вольт. И пока рынок только осваивает аккумуляторные модели с их небольшой мощностью и запасом хода, разворачиваемся в сторону бензиновых моделей.
Преимущества бензиновых косилок лежат на поверхности: автономность и высокая мощность. К тому же косилка на колесах позволяет регулировать высоту травы, мульчировать и собирать скошенную массу в травосборник.
По эксплуатации косилок у нас есть несколько рекомендаций. В сервисном центре, куда свозят всю неисправную технику, список обычных поломок невелик, и самое главное – их нетрудно избежать.
Начнем с режущей части. Тяжелый стальной нож, закрепленный на валу мотора, вращается со скоростью вала двигателя – 3000 – 3600 об/мин, то есть за секунду нож делает 50 – 60 оборотов. В высокой траве могут оказаться камни, пеньки и, как показывает практика, даже арматура. Удар ножа по жесткому препятствию приводит к предсказуемым последствиям: деформация ножа, обрыв шпонок муфты-адаптера.
ИНЖЕНЕРЫ НАМЕРЕННО ВВЕЛИ ОБРЫВНЫЕ ШПОНКИ КАК СЛАБОЕ ЗВЕНО КОНСТРУКЦИИ, ЧТОБЫ ЭНЕРГИЯ УДАРА НЕ ПЕРЕДАЛАСЬ ДАЛЬШЕ НА ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ, ИНАЧЕ ВМЕСТО ЗАМЕНЫ КОПЕЕЧНОЙ ДЕТАЛИ МЫ ПОЛУЧАЕМ ЗАМЕНУ ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ, А ЗДЕСЬ ЦЕНА ВОПРОСА ОТЛИЧАЕТСЯ В ДЕСЯТКИ РАЗ
В этом случае вращение вала перестает передаваться на нож, так как эти самые шпонки адаптера играют роль предохранителей. Что же чаще всего делает продвинутый газонокосильщик в случае обрыва адаптера?
Правильно, в гараже из любимого ящика с крепежом подбирает пару аналогичных по диаметру болтов и косит дальше.
До очередного скрытого препятствия. На этот раз гнутся нож и... вал двигателя. Вот и покосили. Почему это происходит? Если нож закрепить обычными болтами, то сила удара передается на адаптер. Инженеры намеренно ввели обрывные шпонки как слабое звено конструкции, чтобы энергия удара не передалась дальше на вал двигателя. Именно его защищает адаптер. Иначе вместо замены копеечной детали мы получаем замену вала двигателя, а здесь цена вопроса отличается в десятки раз. Визуально определить на неработающей косилке искривление вала невозможно. Зато сразу это почувствовать при очередном пуске мотора – запросто! Если вал не заклинило в подшипнике, то повреждение даст о себе знать сильной вибрацией и, как утверждают некоторые специалисты, волнистым профилем газона. Эксплуатировать такую машину дальше нельзя. Иначе это грозит разрушением подшипников, разбитыми посадочными местами сальников и трещинами в картере двигателя.
Бензиновая газонокосилка HUSQVARNA
Аналогичное решение применяется везде, где есть вероятность удара рабочей части о препятствие. Например, производители снегоуборщиков комплектуют свою технику так называемыми обрывными болтами.
Они отличаются специальными канавками, выполненными на теле болта. Это и есть то слабое место, в котором они сломаются, если вдруг захочется проверить, «возьмет» шнек вон тот кирпич в сугробе или нет. Сила обычных болтов удержит шнек на валу, зато червячная передача под действием мощного двигателя выйдет из зацепления и с удовольствием расколет картер редуктора изнутри, как грецкий орех. Предохранительный элемент есть и на триммерах, электрических в том числе. Это пластиковая втулка, которая ломается при жестком ударе инструмента о препятствие. Все эти меры позволяют сохранить технику, а владельцу – свести поломки к минимальным потерям.
Какие еще правила следует знать перед покосом и соответствующим выбором техники?
На колесные бензиновые косилки устанавливают 4-тактные двигатели. Они тише и экономичнее двухтактных. Масло в двигателе, как и на автомобилях, находится в поддоне картера, поэтому работа на значительных уклонах может привести к отливу масла от маслозаборника. Некоторые производители ограничивают угол допустимого для работы наклона 20–25°. И это оправданно, так как для канав и овражков есть мотокосы. На них, кстати, устанавливают двухтактные моторы, и мы теперь знаем почему. Двухтактники компактны и легче, а их система смазки приспособлена к работе в труднодоступных местах под любыми углами. Мотокоса в силу высокой мощности и разнообразия насадок способна справиться не только с травой. Она срежет кустарник и даже тонкие деревца. Стальные дисковые насадки вполне позволяют это делать. Так как встреча с твердым стволом сопряжена с ощутимым обратным ударом, мотокосы снабжены ручками с широким «мотоциклетным» хватом.
Давайте разберем, какие ошибки допускает новоиспеченный газонокосильщик при работе. По статистике, как бензиновые, так и электрические косилки выходят из строя исключительно по недосмотру владельцев (98% случаев). Низкий процент брака обусловлен простотой конструкций, отработанных годами. Как всегда, среди ошибок – невнимание к уровню масла для 4-тактных моторов и нарушение пропорций бензин/масло для 2-тактных. Забитые воздушные фильтры также продолжают лидировать в причинах неустойчивой работы. Как не упустить момент замены, если работа носит эпизодический характер? Как определить, что пора провести обслуживание и напомнить самому себе, что неплохо бы поменять масло и фильтры?
Специалисты рекомендуют относиться к садовой технике, как к своему автомобилю – вы же следите за ним? Проверить уровень масла в газонокосилке даже проще, чем в машине, – не нужно открывать капот! Несколько секунд, которые спасут время и нервы.
На продвинутых моделях есть функция отключения двигателя при низком уровне масла в картере. Для машин, где такой опции не предусмотрено, есть способ контролировать время работы. Дело в том, что производители дают рекомендации относительно срока замены масла в моточасах. Например, замена должна проводиться каждые 25 моточасов. Может показаться, что 25 часов работы – совсем небольшой срок. Однако, выкосив 5-сильной газонокосилкой 12–15 соток минут за 40, вы можете рассчитывать примерно на 38 покосов. Чтобы моточасы были точно поcчитаны, в магазинах можно найти прибор, который только и делает, что считает время работы. Его можно закрепить на корпусе или рукояти. Работает просто: как только заводите агрегат, он начинает отсчитывать время, все показания – на дисплее. По окончании работы счетчик моточасов не обнуляется, это может сделать оператор. Принцип действия довольно прост и основан на чувствительности прибора к вибрации. Мотор работает, корпус косилки вибрирует – прибор отсчитывает время. Наступила тишина – время не считается.
Еще один совет от наших экспертов: ну подкачайте бензин перед холодным пуском! Тщетные попытки запустить двигатель приводят к уже известным по бензопилам проблемам стартера – поломкам храповика.
А на дорогих моделях с электростартером можно получить разряд батареи, особенно если косилка стояла долго без дела. Также среди отдельных граждан бытует мнение, что косилка с приводом на колеса (эдакий самоходный вариант) ненадежна. Спешим заверить, что такие модели доставляют особое удовольствие от работы, потому что все, что остается делать оператору, – направлять аппарат, но не толкать его.
В заключение хотим напомнить, что сейчас на рынке столько марок и моделей газонокосилок, что задача выбора сводится к составлению списка нужных параметров, ограниченных лишь бюджетом. Цены на электрические газонокосилки варьируются от простых моделей за 5000 рублей до 240 000 также рублей за мегаинновационного самоходного аккумуляторного робота. За бензиновую модель можно отдать от 12000 до 160 000 рублей.
И да пребудет ваш любимый газон ухоженным и взор ласкающим!
Текст: Ильдар Садыков