15.07.2022
351

Райдеры или мини-тракторы – по газону с любовью

В то время как соседи с вечера точат косы, чтобы ни свет ни заря выйти на свои 30 соток, вы предаетесь оздоровительному сну или, в крайнем случае, идете на рыбалку, чтобы на утренней зорьке выловить огромного язя. И правда, чего беспокоится о газоне, когда у дома припаркован райдер или мини-трактор?

Наш рассказ о «газонокосительных» механизмах, который мы начали в предыдущей статье, был бы неполным без райдеров и тракторов, ведь с их помощью можно обрабатывать необъятные загородные просторы. Участки площадью больше 15–20 соток, для которых обычно хватает простой электро- или бензиновой газонокосилки плюс триммер, с разбега уже не возьмешь. Там, где лужайка перед домом заканчивается ближе к горизонту, применяется взрослая техника – райдеры и тракторы, хоть и с приставкой «мини».

Сначала определимся с понятиями. Мини-трактор: ничего сложного – он и есть уменьшенная копия известной всем сельхозмашины. А если кто ни разу не видел трактор, то это увеличенная копия любимой игрушки. Мини-трактор, как и его взрослый родственник, может не только косить лужайку, но и выполнять другую приусадебную работу. К нему можно прицепить тележку для вывоза садово-огородного мусора, использовать для благоустройства территории летом и расчистки родных плантаций от снега зимой. Для этих целей многие производители предлагают дополнительное навесное оборудование.

    РАЙДЕР (ПЕРЕВОДИТСЯ С АНГЛ. ЯЗЫКА, КАК «НАЕЗДНИК») – ЭТО ГАЗОНОКОСИЛКА, ОБОРУДОВАННАЯ РУЛЕМ, СИДЕНЬЕМ И ПЕДАЛЯМИ

Кто же такой райдер? Это газонокосилка, оборудованная рулем, сиденьем и педалями. Сначала райдеры имели узкую специализацию – собственно косить траву. Этим они и отличались от мини-тракторов. Но со временем некоторые модели райдеров также обзавелись дополнительными навесными устройствами, поэтому сейчас райдер – это скорее газонокосильный механизм, внешне похожий на жука-короеда, чем на классический трактор. Принято считать, что райдеры удобны там, где нужно привести в порядок относительно большие (до 0,3–0,4 га) и ровные газоны. Эти необычные на первый взгляд механизмы придуманы исключительно для удобства газонокосильщиков. В их конструкции применяются решения, которые помогают выполнить работу максимально эффективно. Например, райдеры с нулевым радиусом разворота действительно могут развернуться на одном месте за счет трансмиссии, которая позволяет ведущим колесам вращаться в противоположном
направлении. Это удобно, так как на участке могут быть кусты-деревья и мангалы с детскими качелями, которые
нужно аккуратно обкосить, и смешные самоходные тележки отлично справляются со своей работой. Тракторы такого позволить себе не могут, хотя у современных моделей
управляемые колеса поворачиваются почти на 90°.


Райдер Husqvarna с шарнирной системой рулевого управления обеспечивающей дополнительную маневренность и облегчающей движение вокруг препятствий как деревья и кусты

На Райдерах с передним расположением деки оператор-газонокосильщик прекрасно видит скашиваемый участок, поэтому и работа получается точнее – так меньше пропусков и нескошенных травяных «вихров».

Райдеры еще различаются и расположением косильной деки. В основном она установлена посредине, как на газонокосилках. Так машина сохраняет свою маневренность и небольшие габариты, что особенно важно в труднодоступных местах. Другую часть составляют райдеры, с передним расположением деки. На подобных машинах оператор-газонокосильщик прекрасно видит скашиваемый участок, поэтому и работа получается точнее – так меньше пропусков и нескошенных травяных «вихров».

    НА РАЙДЕРАХ С ПЕРЕДНИМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ДЕКИ ОПЕРАТОР-ГАЗОНОКОСИЛЬЩИК ПРЕКРАСНО ВИДИТ СКАШИВАЕМЫЙ УЧАСТОК, ПОЭТОМУ И РАБОТА ПОЛУЧАЕТСЯ ТОЧНЕЕ – ТАК МЕНЬШЕ ПРОПУСКОВ И НЕСКОШЕННЫХ ТРАВЯННЫХ «ВИХРОВ»

Почти на всех райдерах и мини-тракторах предусмотрено подвижное крепление деки, которая изменяет плоскость скашивания в зависимости от профиля газона. Это важно, чтобы при наезде колеса на неровность высота скашиваемой травы оставалась неизменной. Такую независимость может обеспечивать, например, конструкция передней тележки райдера, которая закреплена на одной раме с декой и при этом подвижна относительно рамы с ведущими колесами. Райдер передними колесами «отслеживает» поверхность, а закрепленная с ними в одной плоскости дека ровно скашивает траву. С той же целью деку снабжают небольшими колесиками, чтобы она могла катиться по газону, а колебания основного корпуса минимально влияли на качество стрижки.


Райдер Husqvarna с косильной декой c тремя ножами

Как устроены райдеры и мини-тракторы? В отличие от взрослых машин основные элементы конструкции максимально упрощены. Так, например, у них нет пружин и амортизаторов – передний и задний мосты жестко закреплены на раме. Крутящий момент от двигателя в передней части через гидростатическую трансмиссию и ременный привод передается на ведущие колеса и косильную деку с 1–3 ножами.

Кстати, привод на райдерах, как и на автомобилях, может быть передний, задний и полный. Переднеприводные машины легко отличить по большим колесам спереди и маленьким, поворотным, сзади.

Эта компоновка помогает снизить радиус разворота, вспомните хотя бы юркие погрузчики, которые можно увидеть на складах и базах. Полноприводные модели чаще всего используют для «сложных» участков.

Сложный – не значит труднопроходимый, это участки с относительно большим перепадом высот. Бережный уход за газоном предполагает минимальное механическое воздействие на почву – именно поэтому техника для газонов оборудуется широкими шинами с мягким составом резины и аккуратным протектором.

В горку да еще по сырой траве моноприводная техника начинает буксовать, в то время как полный привод справляется без особых усилий. Разумеется, такие модели стоят дороже, но если уж вы решили облагородить свои бескрайние холмы, то полноприводный райдер – то, что нужно.

Итак, вы купили себе «продвинутую» газонокосилку и собираетесь нанести первый удар по разгильдяйству, царящему на вашей лужайке. Чтобы вы не накосили дров и не наломали мини-тракторов, мы немного расскажем о секретах беззаботного хозяина.

    ПО СТАТИСТИКЕ, ПРИЧИНА 95% ПОЛОМОК РЕЙДЕРОВ И МИНИ-ТАКТОРОВ – ЭТО «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР». ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН ПОЛОМОК, ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Как известно, ломается все. Садовые мини-механизмы ломаются тоже. Но, по статистике, причина 95% поломок, как и в нашей авиации, – это «человеческий фактор». То есть фактор нашего с вами некорректного использования техники. Так считают и гуру садовой техники – инженеры сервисного центра «Агротехсервис», которые пачками спасают почти новые мини-тракторы от полного списания.

Основные причины поломок – нецелевое использование и непрофессиональное обслуживание. Дорогие товарищи садоводы-огородники, садовым трактором и тем более райдером нельзя пахать землю! Удивительно, но встречаются и такие случаи. Для этого есть совсем другая техника, с дизельными моторами, часто с классической трансмиссией, выносливой ходовой частью и соответствующей ценой. В любой инструкции всегда есть данные о максимальной массе буксируемого прицепа. И раз для вашей модели предусмотрена такая возможность, то не перегружайте тележку.

Еще одна проблема, на которую никак не рассчитывали американские, японские или шведские конструкторы, – это качество некоторых отечественных «газонов». То есть кусок земли, поросший травой, еще совсем не газон. И если последние 300 лет территория, на которой вам случилось пустить корни, была чистым полем, то для превращения ее в газон потребуется серьезная подготовка еще до того, как вы заведете мотор вашего нового райдера. Поверьте, для гонок по пересеченной местности он мало пригоден. Именно поэтому наши эксперты отмечают одну из главных причин поломок тракторов и райдеров – эксплуатацию по бездорожью. По нашему отечественному бездорожью! Выходят из строя элементы рулевого управления – разбалтываются тяги, изнашивается «гребенка» – зубчатый сектор рулевого механизма, увеличиваются люфты шарнирных соединений и приводных валов. Последние в свою очередь разбивают сальники, которые начинают подтекать. Чем грозит низкий уровень масла? Вот-вот!

И такие причинно-следственные «цепочки» всегда возникают там, где есть пренебрежительное отношение к технике. Здесь стоит упомянуть, почему Homo Sapiens верхом на тракторе все же умудряется превратить иностранную мини-сельхозтехнику в кучку металлолома, притом что сам имеет автомобиль и пару высших образований. По нашим разведданным, в большинстве случаев на тракторе ездит не тот, кто его покупает. То есть хозяева поместий отдают технику своим «сотрудникам», ответственным за участок. «Сотрудники» чаще не считают руководство по эксплуатации райдера документом, заслуживающим доверия. И проявляют завидную оперативность в выездке и приручении дикого механического зверя. Во-первых, чтобы показать, что это несерьезное железо в пределах его компетенции, во-вторых, чтобы просто прокатиться, ну и, в-третьих, они не всегда умеют читать, как минимум – по-русски. Ах да, эти исследователи еще часто проверяют на прочность ножи косилки – возьмет, например, кусок кирпича или нет? В том числе и такие случаи описывают сотрудники «Агротехсервиса».


Ко многим моделям райдеров можно приобрести дополнительное оборудование – тележку - разбрасыватель для удобрений, песка и реагентов, роторный снегоуборщик, снегоотвал, щетку, валик для газона, воздуходув для очистки больших открытых областей, опрыскиватель, прицепной пылесос и др.

Как обычно, наш брат газонокосильщик не только рукаст, но и смекалку имеет. Следующая популярная причина ремонта, вы не поверите, – это «тюнинги». Оказалось, что кое- кто не признает предохранительную муфту ножа косилки и после первого обрыва... приваривает (!) ножи к муфте. Мы можем только предположить, чем руководствуется такой газонокосильщик, но из предыдущей статьи вы уже наверняка знаете, что копеечная муфта целую косилку бережет. Напомним, что серьезный удар ножа о незамеченное препятствие вызывает цепную реакцию во всей цепочке от ножа до двигателя, и в этом случае страдает слабое звено – муфта-ремни-привода-вал двигателя. Ну а если уберечь недешевую технику не удалось, то в бой вступает Кузьмич. Как обычно – с легким молотком и парой волшебных заклинаний непечатного содержания. Этот доморощенный сервис похож одновременно на самолечение, уринотерапию «доктора» Малахова и хирургию от филиппинских хилеров. А вот наши эксперты считают, что проблема – в кажущейся простоте садового трактора или райдера. И правда, эти машинки напоминают мопед в детстве – и покататься, и покопаться. Однако современные технологии производства предусматривают исключительно квалифицированное обслуживание садовой техники, какой бы простой она ни казалась. По словам инженеров «Агротехсервиса» в их практике встречаются многочисленные последствия самостоятельной замены неисправных деталей. Но проблема не в том, что дачники экономят время и выполняют ремонт на месте. Они пытаются установить детали вообще от другой техники!

Шарниры, резинки, шкивы и ремни приводов, масляные фильтры, колеса побольше или колеса поменьше (и чем не устраивают штатные?) – все эти запчасти из придорожных автомагазинов хотят женить на беззащитных райдерах и мини-тракторах. Удивительно, но некоторые из них все же удается установить. Чтобы потом обратиться в сервисный центр за более крупным ремонтом. И теперь самое время перейти к следующей, ставшей уже традиционной теме своевременного сервиса.

Как вы уже знаете, периодичность обслуживания зависит от наработки агрегатами положенных моточасов. На райдерах и тракторах используют 4-тактные бензиновые и, реже, дизельные двигатели от 12–15 до 25–27 л. с. Они экономичны, менее шумны и более надежны, чем 2-тактные. Поэтому количество моточасов для них менее критично, и специалисты рекомендуют проводить обслуживание в межсезонье. Тем не менее общих правил никто не отменял. Как минимум – проверка уровня масла в двигателе, чистота подвижных узлов перед запуском и условия работы, предписанные производителем, – залог крепкого здоровья мини-трактора. Гидростатическая трансмиссия, которая повсеместно используется на садовой технике такого класса, – наименее уязвимый агрегат и редко выходит из строя.

Также следует помнить о некоторых секретах, заложенных производителем в конструкцию в целях безопасности. Многие тракторы оборудованы микровыключателем, который не позволит завести двигатель, если вы еще не уселись в свое «гоночное кресло». То же и с травосборником – он должен быть плотно закрыт. Эта мера вполне оправдана. При открытом травосборнике мелкие камни и комья земли, попадающие под ножи косилки, вылетают из нее, как из пращи, и действительно опасны. Поэтому не закроешь – не поедешь.

Итак, резюмируем. Все, что нужно беззаботному газонокосильщику, – это лишь выполнять рекомендации производителя своего мини-трактора. Газон должен быть ровным, райдер или мини-трактор заправленным и проверенным, а бравый водитель аккуратен. И тогда все ваши сотки и гектары заколосятся сочным зеленым ковром!

Про газоны

Стоит немного упомянуть, что и сами газоны – то самое поле деятельности, ради которого мы покупаем садовые тракторы. Английский газон, о котором принято говорить в приличном обществе, считается своего рода эталоном. По мнению ученых, это отдельный живой организм. И различают несколько видов газонов в зависимости от назначения. Английский газон называют еще партерным. Это настоящий зеленый ковер из тщательно подобранных видов трав: мятлика лугового, овсяницы красной и полевицы белой. По такому газону даже не ходят. Зато его можно косить, причем партерный газон подстригают коротко, как новобранца перед отправкой. Раз на таком газоне особо в футбол не погоняешь, несмотря на то что он английский, нужен более выносливый вариант, чтобы и рыбу на мангале, и на диване под навесом посидеть. Он так и называется – обыкновенный, или декоративный газон. Вот тут применяется богатая травяная смесь. Это и полевица, и райграс, и все те же овсяница с мятликом. Состав может быть дополнен более жесткими сортами, которые используются, например, для футбольных газонов. Райграс пастбищный и овсяница тростниковая имеют крепкую корневую систему и лучше восстанавливаются после очередного детского дня рождения. Кроме того, многие декоративные травы не такие уж и безобидные для сорняков. Крупные химические концерны, работающие над средствами защиты растений, производят не только пестициды и гербициды. В лабораториях опытным путем выращивают культурные растения, способные противостоять сорнякам, да еще и подавлять их рост. По- этому трава у дома легко может оказаться зеленым «спецназом», с которым сорнякам бесполезно вести переговоры.

    МАВРИТАНСКИЙ ГАЗОН – НАСТОЯЩИЙ ПОДАРОК ДАЧНИКУ, ДЛЯ КОТОРОГО ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ – МЕСТО ДЛЯ ЗАСЛУЖЕННОЙ ЛЕНИ, ПОТОМУ ЧТО МАВРИТАНСКАЯ ЛУЖАЙКА РАСТЕТ САМА ПО СЕБЕ И ПОЧТИ НЕ ТРЕБУЕТ УХОДА

Мавританский газон

Типы газонов этим не ограничиваются. Например, существуют наборы из семян, которыми засевают обочины дорог, городские парки, поля для гольфа и крикета. Есть даже сорта для использования в помещениях, но стоит, пожалуй, остановиться еще на мавританском газоне. Это состав, в который входят многолетние злаковые травы, причем необязательно специально выведенные для посева газонов. Кроме того, в мавританском коктейле до 20% могут составлять дикие полевые цветы. Их подбирают по периодам цветения, чтобы василек и ромашка плавно сменялись календулой и колокольчиком или на фоне лука-анзура и мексиканского космоса дваждыперистого (да-да, это название растения!) цвели мак и немезия. Запах цветов будет наполнять округу и смешиваться с ароматами вашего летнего завтрака. И то, и другое обязательно привлечет насекомых-опылителей, они-то и завершат идиллическую картину неспешной загородной жизни. Пестрое разнотравье мавританского газона профессиональные озеленители рекомендуют высаживать там, где заканчивается обычный газон, а при желании и вовсе вместо него. И тогда вместо ровно подстриженного (хотя и зеленого, но все же однообразного) «коврика» ваш дом будет стоять на пестром лугу. Кроме того, «мавританец» – настоящий подарок дачнику, для которого загородный дом – место для заслуженной лени. Ему даже не придется покупать райдер или минитрактор, потому что мавританская лужайка растет сама по себе и почти не требует ухода.

Господа, заводите моторы!

Многие удобные в быту вещи, которые мы еще не успели толком распробовать, «за бугром» давно стали частью субкультуры. Клубы по интересам, коллекционирование, нестандартные способы применения – все это коснулось и садовых мини-тракторов. Ну а мысль использовать газонокосилку в качестве гоночного снаряда вообще лежит на поверхности, поэтому законодатели культурного газонокошения – англичане, а за ними и вездесущие американцы, долго не думали и создали национальные ассоциации гонок на газонокосилках.

    ГОНКИ НА ГАЗОНОКОСИЛКАХ, ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ МССОВЫХ ВИДОВ МОТОРНОГО СПОРТА В БРИТАНИИ, А АМЕРИКАНЕЦ БОББИ КЛИВЛЕНД ДЕРЖИТ МИРОВОЙ РЕКОРД ПО МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ НА ГАЗОНОКОСИЛКАХ, РАЗОГНАВШИСЬ ДО 155,3 КМ/Ч!

Как гласит история, ирландец Джим Гевин отправился с друзьями в паб Cricketers Arms, что в местечке Висборо Грин к юго-западу от Кроули (Англия). За «парой пива» они обсуждали идею гонок, которые не требовали бы таких серьезных финансовых затрат, как большие гонки вроде ралли или британского кузовного чемпионата. Они сидели на открытой террасе и наблюдали за газонокосильщиком, который на своем мини-тракторе приводил в порядок поле для крикета, прилегающее к пабу. Идея пришла мгновенно: «Ведь почти в каждом доме есть газонокосилка, давайте гоняться на них!» Первое объявление о соревнованиях привлекло около 80 участников. С тех пор гонки проводят по всей Британии, это один из самых массовых видов моторного спорта. Основные принципы соревнований с тех пор не менялись – никакой коммерции, спонсоров, денежных призов и никаких переделок двигателя. Все возможные доходы направляются на благотворительность. Сегодня ассоциация проводит чемпионат Британии, чемпионат мира, гран при Британии.

А самой популярной стала 12-часовая гонка на выносливость. Штаты также не отстают: Американская ассоциация гонщиков на газонокосилках (United States Lawn Mower Racing Association – USLMRA) каждый год проводит национальные чемпионаты, не считая локальных кубковых и отборочных соревнований.

Расписание не ограничивается летними соревнованиями, и там, где зима похожа на российскую, отвязные газонокосильщики гоняются по ледяным трассам.

Американцы также держат мировой рекорд по максимальной скорости на газонокосилках. Он принадлежит Бобби Кливленду на райдере John Deere. На дне высохшего соляного озера Бонневиль, штат Юта,
Бобби развил аж 155,348 км/ч! Кстати, правилами рекордных заездов разрешены переделки двигателя, но в отличие от гоночной серии USLMRA на мини-тракторе или райдере нельзя снимать косильную деку. Это значит, что в «гражданской жизни» рекордная газонокосилка может запросто косить траву!

Текст: Ильдар Садыков

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.