Грязь, пыль, реагенты и прочая аналогичная гадость – неизменные спутники автомобилей, мотоциклов, велосипедов и фасадов зданий. Поэтому эксплуатация чего бы то ни было на открытом воздухе по умолчанию предполагает необходимость его более или менее частого мытья. Очищать поверхности тряпочкой замучаешься, а вот использовать для этого мойку высокого давления – наилучший вариант.
Мойки высокого давления (их еще называют аппаратами высокого давления, АВД) могут обрабатывать любые поверхности, которые, правда, должны быть устойчивы к воздействию чистящего средства, а также к сильному напору воды, обрушивающемуся на объект воздействия под давлением до 500 бар. В результате структура грязи разрушается, и та вымывается даже из труднодоступных мест. Качество мытья улучшается при подогреве воды (обычно до 50–60 °C), достигая максимума при использовании моющего средства (во многие модели встроены специальные дозаторы).
Устройство
Мойка высокого давления состоит из электродвигателя (реже бензинового), помпы, шланга для подключения к водопроводу и шланга высокого давления.
В качестве мотора обычно используется способный развить достаточную мощность при небольших габаритах коллекторный электродвигатель с системой воздушного охлаждения. Делается это для предотвращения перегрева мотора из-за специфики работы такой мойки с его частыми включениями и выключениями, когда пусковые токи в разы превышают номинальные значения.
Вероятно, главным узлом мойки высокого давления является помпа. Во всяком случае, именно ее цена составляет в бытовых моделях порядка 70% стоимости.
В каждой мойке высокого давления обязательно должен присутствовать датчик давления воды, который устанавливается на выходе аксиального насоса. Ведь при отпускании кнопки подачи жидкости струя прерывается, но в камере насоса вода остается под давлением, и, если двигатель продолжит работать, помпу просто разорвет. Автомат же выключает мотор по достижении предельного давления в камере насоса. Кстати, существуют модели, в которых старт-стопный режим работы мотора весьма элегантно обходится при помощи байпаса (это слово переводится как «обходной путь»). Двигатель здесь не выключается, а просто замыкается контур, вода начинает двигаться по кругу, причем давление в камере помпы сохраняется. С одной стороны, такое решение увеличивает расход электроэнергии, но с другой, серьезно продлевает срок службы двигателя.
Бытовые и профессиональные
По функционалу, производительности и предназначению мойки высокого давления могут быть бытовыми и профессиональными, с подогревом воды и без оного, электрические и бензиновые, сетевые и аккумуляторные, мобильные и стационарные.
Мойка высоко давления Karcher HD 5/11 P производительностью 490л/час
В бытовых мойках напор струи на выходе относительно невелик – в пределах 20–150 бар, мощность электродвигателя варьируется от 150 до 4000 Вт, а расход воды в разных моделях может составлять от 170 до 600 л/ч. Помимо этого, использование такой мойки в течение дня рекомендуется ограничить полутора часами, чего на самом деле вполне достаточно для поддержания в чистоте личного автомобиля или иного домашнего применения. Масса таких агрегатов колеблется от 3,5 до 20–25 кг. Понятно, не каждый из них легко взять на ручки, поэтому на большинстве моделей установлены транспортировочные колесики и рукоятки. Зачастую производители учитывают тот факт, что их изделия будут эксплуатироваться преимущественно на дачах, поэтому нередко бытовые мойки имеют функцию самовсасывания, что позволяет забирать воду, например, из ближайшего водоема. Единственным неудобством в таком случае, вероятнее всего, станет небольшая длина шнура питания. Впрочем, в продаже всегда можно найти аккумуляторную мойку высокого давления или банально воспользоваться удлинителем.
Еще одной особенностью бытовых моделей является их весьма ограниченный ресурс, составляющий в среднем всего 30–60 часов, поскольку поршневые блоки быстро изнашиваются, а двигатели перегреваются. На первый взгляд, этого очень мало, но давайте разберемся на примере автомобиля. Допустим, машина моется раз в неделю (если не реже). В году 52 недели. Отбросим холодное время, когда мыть автомобиль в домашних условиях нежелательно, остается 26 недель. Средняя продолжительность мытья машины составляет примерно 15 минут (четверть часа), т. е. за год получается 6,5 часа. Таким образом, при ресурсе даже в 30 часов мойка в состоянии прослужить 4,5 сезона. А это уже совсем другой разговор, правда?
Напор у профессиональных или промышленных моек (как правило, трехфазных) достигает уже 500 бар, мощность двигателей колеблется от 3000 до 8000–9000 Вт, а расход воды – от 500–600 до 1200 л/ч. Кроме того, для подобных моделей выпускается большое количество насадок для различных видов работ, здесь имеются такие функции, как подогрев воды либо возможность работать с уже горячей жидкостью и защита мотора от перегрева, что позволяет использовать агрегат до 15 часов в день. Разумеется, масса при этом существенно возрастает и составляет от нескольких десятков до нескольких сотен килограммов.
Бензиновые мойки высокого давления не столь популярны, как электрические, поэтому отметим лишь, что они обычно обладают довольно высокой мощностью и, являясь профессиональными моделями, предназначены для длительной эксплуатации на открытых площадках, поскольку использовать их в помещениях запрещено правилами безопасности.
Характеристики
Одной из важнейших характеристик мойки высокого давления выступает ее производительность, или расход воды. В дешевых бытовых моделях он невелик и составляет 340–550 л/ч (5,6–9,0 л/мин), однако чем меньше воды потребляет агрегат, тем дольше придется отмывать грязь. А с учетом выработки ресурса это напрямую влияет на фактический срок службы агрегата. Не говоря уж о том, что непрерывная работа подобных машин более получаса чаще всего категорически не рекомендуется.
Еще одним важнейшим параметром, прямо пропорциональным производительности, является давление воды, от которого зависят быстрота и качество работы. В принципе, для бытовых нужд вполне достаточно 110 бар. Но тут надо понимать: если устройство подключено к напорному трубопроводу, то давление на выходе будет соответствовать паспортному значению, а если агрегат функционирует в режиме самовсасывания, то нет. Понятно, что чем выше давление, тем быстрее завершится процесс мойки: скажем, при 90–110 бар на мытье автомобиля потребуется 20–25 минут, а при 150–180 бар – около 10 минут.
Кстати, было бы неплохо заранее узнать величину минимального давления на выходе. Дело в том, что если вы собираетесь использовать автохимию, то для работы в указанном режиме 20–30 бар – это допустимый максимум. К сожалению, в техническом паспорте данный параметр указывается далеко не всегда.
Выбор
При выборе мойки высокого давления основное внимание следует уделить, как обычно, отнюдь не внешнему виду. Для начала нелишним будет поинтересоваться возможностью ремонта помпы и материалом, из которого она изготовлена. Дело в том, что именно этот узел является основным механизмом мойки как функционально, так и по стоимости. Лучше, если он металлический. Ну а интерес к вопросу ремонтопригодности вполне понятен: дешевле поменять одну сломавшуюся деталь, чем весь узел.
Далее стоит обследовать выбранную модель на предмет наличия в ней фильтра для очистки воды: при отсутствии такового мойка достаточно быстро выйдет из строя. Если фильтра нет, а по всем остальным параметрам агрегат устраивает своего будущего владельца, тому необходимо купить фильтр и самостоятельно установить на входе в мойку. Весьма полезной может оказаться возможность использования горячей воды либо ее нагрева. Зачем это нужно? Во-первых, так проще отмыть машину от примерзшей грязи зимой, а во-вторых, различные моющие средства гораздо более эффективны именно в горячей воде. Именно благодаря ей масляные потеки на днище, моторном отсеке или раме исчезают гораздо быстрее.
Наконец, следует обратить внимание на длину шланга высокого давления – не самый важный параметр, поскольку вариантов не очень много: в бытовых моделях она редко превышает 5–7 м, а в профессиональных может достигать 20 м и более. Так что здесь все зависит от того, какой тип мойки рассматривается потенциальным покупателем.
Насадки
Помимо собственно мойки высокого давления для работы с ней понадобятся различные насадки. Тут самое время вернуться к вопросу о том, для каких нужд приобретается агрегат.
Одним из наиболее распространенных типов насадок выступает приспособление, регулирующее напор струи на выходе за счет частичного перекрывания сопла. Регуляторы расположены прямо на пистолетной рукоятке мойки и используются обычно лишь в профессиональных моделях.
Часто встречаются насадки, которые можно поворачивать под некоторым углом: в одних моделях этот угол фиксированный, в других его можно изменять и потом фиксировать. Благодаря подобным насадкам струя проникает в труднодоступные места, например, к днищу или подкрылкам автомобиля.
Еще один распространенный тип – веерные насадки, правда, они обычно используются не для мытья чего-либо, а для полива газона. Памятуя об этом, производители нередко комплектуют свои модели еще и специальной подставкой, которая позволяет закрепить рукоятку мойки в нужном месте. Весьма полезными являются веерные насадки с регулятором потока воды.
Разумеется, нельзя обойти вниманием так называемые грязевые фрезы – насадки, предназначенные для мытья сильнозагрязненных объектов. Благодаря роторному вращению рабочего элемента такой насадки вырывающаяся наружу струя воды тоже вращается, напоминая при этом работающую фрезу, за счет чего грязь удаляется весьма эффективно.
Если позволяет давление на выходе мойки, можно использовать насадки с эффектом пенообразования. В зависимости от принципа формирования пены они разделяются на бытовые и профессиональные. Чтобы помыть одну-две машины, достаточно бытового приспособления, а вот при конвейерной обработке автомобилей не обойтись без функции регулировки процесса образования пены, из-за наличия которой насадка переходит в разряд профессиональных.
Другой вариант автоматизированных насадок – насадки со щетками, выбор которых достаточно велик: они различаются по жесткости, форме, углу крепления и подвижности. Например, мягкие щетки применяются для мытья стекол, вращающиеся – для колесных дисков, а установленные на шарнире – для труднодоступных мест.
Впрочем, бывают и необычные насадки: вода здесь смешивается с песком и на выходе получается вполне полноценная пескоструйная машина, которая используется, например, для удаления ржавчины. Правда, такое приспособление работает только с профессиональными мойками действительно высокого давления.
Подводя итоги сказанному, нужно еще раз подчеркнуть, что бытовые мойки подойдут для нерегулярного использования, в т. ч. мытья одной машины или легких работ на даче, при условии максимально точного следования всем требованиям эксплуатации. В случае более серьезных нагрузок (несколько автомобилей, большой дом и т. д.) лучше отдать предпочтение полупрофессиональным и профессиональным моделям.
Текст: Петр Саберов