28.07.2022
244

Культиваторы – культурная культивация

Многие земляные работы, еще до недавних пор выполняемые исключительно вручную, сегодня вполне успешно автоматизированы – полностью или, как минимум, по большей части. Технический прогресс позволил существенно облегчить, например, нелегкий труд землепашца-любителя, подарив миллионной армии дачников весьма интересный и в некотором смысле универсальный агрегат под названием «культиватор».

Первый культиватор в его современном виде появился в 1911 году, однако компактных и одновременно мощных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тогда еще не существовало, поэтому силовым агрегатом здесь выступал электродвигатель. Он был довольно капризным и тяжелым, к тому же нуждался в длинном кабеле питания, всерьез осложнявшем эксплуатацию устройства и ограничивающим пространство для маневра. Впрочем, предки сегодняшних культиваторов со временем избавились от всех своих недостатков, в частности, здесь начали устанавливать двухтактные бензиновые двигатели, аналогичные тем, которые приводили в движение мотоциклы и мопеды.

Разновидности

Современные культиваторы можно условно разделить на легкие (массой 9–30 кг при мощности 1,0–3,5 л. с.), средние (40–65 кг, до 5,5 л. с.) и тяжелые (более 70 кг, свыше 5,5 л. с.). Нетрудно догадаться, что первые являются наиболее дешевыми, вторые обойдутся покупателю заметно дороже, а стоимость третьих еще выше и полностью соответствует понятию «профессиональная техника».

    ЛЕГКИЕ КУЛЬТИВАТОРЫ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ЯВЛЯЮТСЯ СКОРЕЕ МЕХАНИЧЕСКИМИ ГРАБЛЯМИ, НЕЖЕЛИ ПОЛНОЦЕННЫМИ КУЛЬТИВАТОРАМИ ИЛИ «ГЛУБОКИМИ ГАЗОНОКОСИЛКАМИ ДЛЯ СТРИЖКИ ТРАВЫ ВМЕСТЕ С КОРНАМИ»

Помимо своей относительной дешевизны и небольшой массы легкие культиваторы отличаются компактными размерами и хорошей маневренностью, что позволяет обрабатывать землю в труднодоступных местах – углах участка, между грядками, деревьями и т. д. Кроме того, подобные модели не доставят хлопот при транспортировке и хранении. Простейшие маломощные (1,0–1,5 л.с.) агрегаты предназначены для использования на уже освоенных участках, способны рыхлить верхний слой почвы на глубину до 10 см, обладают всего одной передачей (фрезы вращаются только вперед с фиксированной скоростью около 130 мин-1) и по большому счету являются скорее механическими граблями, нежели полноценными культиваторами.

К слову, кто-то из особо остроумных участников известного интернет-форума дал им забавное определение «глубокая газонокосилка для стрижки травы вместе с корнями». Бесспорно одно: для освоения хорошо утоптанной целины такие агрегаты однозначно не подходят – банально не хватит крутящего момента на валу, чтобы провернуть фрезы в плотной земле. Добавим, что двигатели, редукторы и прочие основные узлы недорогих моделей практически не подлежат ремонту из-за его нерентабельности.


Бензиновый культиватор Husqvarna

Также относящиеся к легкому классу агрегаты массой 20–30 кг при мощности до 3,5 л. с. вполне могут стать хорошим помощником для садовода или огородника, желающего перепахать землю на глубину до 20 см, т. е. на штык лопаты. Здесь, как правило, имеются две передачи вперед, причем на первой фреза делает те же 100–130 мин-1, а на второй вращается примерно вдвое быстрее (точные данные варьируются в зависимости от конкретной модели). Однако максимальная ширина захвата фрезы у легких культиваторов составляет порядка 30–35 см, то есть обработка земельного участка сравнительно большой площади займет довольно много времени.

Модели среднего класса по праву считаются оптимальным решением для садовода-любителя или даже огородника-полупрофессионала. Они имеют две передачи вперед и одну назад, пашут глубже (до 30–35 см) и шире, захватывая до 85 см за один проход, плюс к этому в большинстве случаев комплектуются прицепным устройством для дополнительных приспособлений типа навесного плуга.


Тяжелый бензиновый культиватор Husqvarna TF 545P для целины, обрабатывает почву в огороде шириной до 110 см, на глубину до 30 см.

Тяжелые культиваторы (точнее, это уже мотоблоки) менее популярны у владельцев частных угодий и предназначены скорее для фермерских хозяйств, работая там, где нельзя использовать трактор. Они способны полноценно вспахать целину, совместимы с множеством разновидностей навесного оборудования, позволяют прицепить тележку для перевозки, например, удобрений или саженцев – словом, речь идет об универсальном, мощном и довольно дорогостоящем агрегате, покупка которого вряд ли является оправданной для обычных садоводов-огородников с их шестью сотками.

Силовые агрегаты

На сегодняшний день существуют все те же две основные разновидности двигателей для культиваторов – электрические и бензиновые: последние в свою очередь подразделяются на двух- и четырехтактные агрегаты.

    ДВИГАТЕЛИ, РЕДУКТОРЫ И ПРОЧИЕ ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ НЕДОРОГИХ КУЛЬТИВАТОРОВ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ПОДЛЕЖАТ РЕМОНТУ ИЗ-ЗА ЕГО НЕРЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Модели с электромоторами характеризуются наиболее низкой стоимостью, но обладают сравнительно невысокой мощностью, которая доходит лишь до 2–3 кВт (примерно 2,7–4,1 л.с.). Еще одним недостатком подобных устройств является наличие длинного кабеля питания, мешающегося под ногами и грозящего попасть под вращающиеся фрезы. Таким образом, круг задач, решаемых при помощи данной разновидности культиваторов, на первый взгляд выглядит довольно узким: обработать пару-тройку клумб и вскопать небольшой палисадник – вот, казалось бы, и все, на что они годятся. Но! Не следует забывать о том, что подобные операции выполняются не только на открытом пространстве приусадебного участка. А как же зимние сады, всякого рода теплицы и закрытые оранжереи? Земля в них тоже нуждается в перепахивании, и делать это вручную в наш век повсеместной автоматизации совсем не хочется. Использовать здесь культиваторы на основе двигателей внутреннего сгорания (ДВС) нельзя по элементарным соображениям безопасности: в закрытом помещении будут скапливаться выхлопные газы, и организовать их эффективный отвод не всегда представляется возможным.


Электрический культиватор

Одним словом, в закрытых помещениях у агрегатов с электромотором попросту нет альтернативы – не считая лопаты, конечно. Однако на открытой местности бензиновые двигатели выигрывают у электрических практически по всем параметрам, существенно расширяя возможности культиваторов. Как уже говорилось, ДВС делятся на двухтактные и четырехтактные, причем у обеих разновидностей имеются свои плюсы и минусы.

К преимуществам двухтактных моторов можно отнести тот факт, что они на 60–70% мощнее четырехтактных аналогов при тех же габаритных размерах, однако уступают по экономичности, надежности и ресурсу, правда, изначально выигрывая по стоимости. Они довольно чувствительны к качеству топлива и моторного масла, а точное соблюдение пропорций при смешивании упомянутых ингредиентов (в бытовых условиях существует большая вероятность ошибки из-за небрежности или невнимательности пользователя) напрямую влияет на стабильность и безотказность работы «двухтактников». Подобные агрегаты, как правило, служат до первой серьезной поломки, после чего выбрасываются, так как сложный ремонт в данном случае сопоставим по затратам с покупкой нового культиватора.

Впрочем, практически все современные модели оснащаются четырехтактными двигателями, которым свойственны более «чистый» выхлоп и меньший уровень шума при работе. Они тяжелее двухтактных аналогов, но для вскапывания и прочих земляных работ это не является недостатком, а скорее наоборот, упрощает труд землепашца и улучшает потребительские характеристики культиватора. При небольшой массе конструкции пришлось бы приложить немалое физическое усилие, чтобы погрузить фрезы в землю, зато массивные модели сами загоняют ножи вглубь почвы при минимальном вмешательстве со стороны оператора.

Кстати, бытующее мнение о том, что силовой агрегат культиватора необходимо время от времени выключать, чтобы тот остыл, является не вполне верным. Во всяком случае, у качественных моделей известных марок моторы имеют продуманную систему воздушного охлаждения и рассчитаны на довольно длительную непрерывную эксплуатацию. К тому же сравнительно небольшой объем бензобака не позволит культиватору безостановочно работать более нескольких часов кряду. Пятиминутная остановка для дозаправки топливом является вполне достаточной для «отдыха» двигателя.

Насадки и навесное оборудование

Изначально культиваторы, как правило, комплектуются только почвенными фрезами и транспортировочными колесами. Для полноценного использования всех возможностей этого агрегата его владельцу придется купить кое-какие дополнительные приспособления. А велик ли выбор? На первый взгляд – не очень: приобретя полный набор, садовод-огородник при сравнительно невысоких затратах получит, по сути, универсальное устройство, способное решить практически любую земледельческую задачу.

Итак, к наиболее распространенным вариантам насадок и навесного оборудования относятся:

плуг, позволяющий обрабатывать целину;

окучник, предназначение которого видно из названия;

картофелевыкапыватель, также не нуждающийся в комментариях;

колеса-грунтозацепы, дающие культиватору возможность эффективно тащить за собой вышеуказанные насадки;

резчик бордюров, помогающий формировать грядки и способный аккуратно вырезать пласты дерна для их переноса в другое место;

скарификатор, служащий для проведения аэрации газонов и клумб, – к слову, она должна проводиться дважды, в продольном и поперечном направлениях;

мотограбли, призванные очистить газон от старой травы, не повредив новую.

Фрезы и грунтозацепы монтируются на валу культиватора, остальные приспособления крепятся к прицепному устройству в задней части конструкции. Фиксация осуществляется с помощью болта с гайкой либо шпильки со шплинтом. Первый способ обеспечивает более надежное соединение, зато второй позволяет быстро установить нужную насадку, причем без использования какого-либо инструмента.

Обслуживание

По большому счету самым капризным элементом культиватора, требующим внимания со стороны владельца техники, является силовой агрегат. Впрочем, это высказывание не касается электромотора, нуждающегося лишь в очистке вентиляционных решеток от накопившейся пыли и земли, выполняемой по мере необходимости. Зато бензиновые двигатели не столь неприхотливы. Во-первых, четырехтактные ДВС нуждаются в замене масла в картере каждые 100 моточасов: производители рекомендуют использовать минеральные или полусинтетические разновидности с коэффициентом вязкости 10W-30 в летнее время и 10W-40 ранней весной либо поздней осенью. Вторым требованием выступает периодическая проверка состояния воздушного фильтра и при необходимости его промывка (продувка) или замена. В случае нестабильной работы силового агрегата следует проверить свечу зажигания, почистив ее контакты либо поменяв на новую.

Обслуживание может понадобиться и редуктору, хотя у многих моделей он неразборный, то есть необслуживаемый. В противном случае (при использовании червячной передачи) нужно время от времени контролировать уровень консистентной смазки типа ЛИТОЛ (или аналогичной) внутри корпуса редуктора. Недостаточное количество смазки может привести к заклиниванию шестерней, причем затраты на ремонт или замену узла составят до 20–30% от стоимости нового культиватора.

Что же касается сцепного устройства, то оно не доставит никаких хлопот, если периодически просто очищать его от накопившейся грязи.

    НЕРЕДКО НЕДОРОГИЕ МАЛОМОЩНЫЕ КУЛЬТИВАТОРЫ НАГРУЖАЮТ ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ, ЗАСТАВЛЯЯ ТЕХНИКУ РАБОТАТЬ НА ПРЕДЕЛЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ АГРЕГАТ БЫСТРО ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ

КСТАТИ

Существует мнение о том, что запас мощности культиватора напрямую влияет на его долговечность. Многолетний опыт эксплуатации и обслуживания этих устройств доказывает справедливость подобного суждения: действительно, чем больше лошадиных сил, тем меньше серьезных поломок. Напрашивается довольно простое объяснение: стремясь сэкономить, владельцы загородных участков нередко приобретают недорогие маломощные модели и нагружают их по полной программе, заставляя технику работать на пределе (и даже за пределом) ее физических возможностей. Разумеется, агрегат не рассчитан на такое агрессивное использование и в результате выходит из строя. С указанной точки зрения более мощные культиваторы обладают повышенным запасом прочности. Грубо говоря, у среднестатистического пользователя банально не хватит сил вывести подобное изделие не то что на запредельный по нагрузке, но даже на пиковый режим работы.

Текст: Алексей Оградилов

Похожие статьи
Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.